Влияние травмы сиротства на аффективно-личностную сферу подростка в условиях родственной и неродственной опеки

361

Общая информация

Рубрика издания: Риски и перспективы развития в подростковом возрасте

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ослон В.Н., Косьянова Е.В. Влияние травмы сиротства на аффективно-личностную сферу подростка в условиях родственной и неродственной опеки // На пороге взросления.

Фрагмент статьи

Сегодня более полумиллиона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в условиях семейной опеки. Отсутствие системы сопровождения снижает ресурсы семейных систем в компенсации депривационных нарушений в развитии у детей и нередко ставит семьи на грань деструктивного функционирования. Как показали результаты прикладного исследования «Последствия возврата ребенка из замещающей семьи» [3], чаще всего опекуны отказываются от воспитания своих подопечных, когда те достигают подросткового возраста. Проблемы ппубертатного кризиса у подростков, с которыми трудно справиться любой семье, в замещающей зачастую становятся той последней каплей, которая запускает и актуализирует механизмы отторжения. По данным исследования, абсолютное большинство мальчиков к моменту отказа от них опекунов достигли 13–14 лет, девочки от 15 до 17 лет. При этом доля детей, отторгнутых семьями неродственной опеки, незначительно превышала аналогичный показатель в семьях, где попечителями были кровные родственники (в основном прародители), а подростки воспитывались в семье с рождения. Анализ последствий влияния подобного поворота судьбы и динамики процесса адаптации возвращения подростков в учреждения выявил значительный регресс в их личностном развитии, который усугублялся с каждым годом пребывания в детском доме. Все это делает подопечных подростков и их замещающие семьи особой целевой группой психологического сопровождения.

Литература

  1. Белопольская Н. Л. Экспериментальное исследование возрастной идентификации у людей, совершивших суицидальную попытку // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2.
  2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2003.
  3. Ослон В. Н. Последствия возвратов из замещающих семей (по результа­там прикладного исследования) // Детский дом. 2009. № 4.
  4. Ослон В. Н. Некоторые особенности личностного развития в период ран­ней взрослости у выпускников различных форм альтернативной заботы //Российский научный журнал. – 2010. – № 4.
  5. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещаю­щая семья. – М.: Изд-во «Генезис», 2006. – 366 с.
  6. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Особенности развития лично­сти детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 3.
  7. Радина Н. К., Терешенкова Е. Ю. Личностный опросник С. Хартер – пси­ходиагностический инструмент нового поколения для изучения персо­нальной идентичности подростка // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 1.
  8. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст]/Э. Эриксон. – 2-е изд. – СПб.: Ленато, 2006. – 592 с.
  9. Ryan G. Victim to victimizer: rethinking victim treatment. // J. Interpersonal Violence. – 1989. – Т. 4 (3). – С. 325–341.

Информация об авторах

Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9625-7307, e-mail: oslonvn@mgppu.ru

Косьянова Елена Викторовна, научный сотрудник лаборатории «Психолого-социальные проблемы профилактики безнадзорности и сиротства» МГППУ, Москва, Россия, e-mail: vikoselena@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2053
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 361
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6