Образ тела как метафорическая репрезентация эмоционального состояния девушек 19-20 лет

648

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы символической проекции страхов в образе тела у девушек. Рассмотрена проблема телесности, концепция телесности, понятие и составляющие здорового образа тела. В ходе исследования было выявлено, что витальные, пространственные и архаические страхи проявляются в образе тела на символическом уровне: цвете, форме и месте локализации.

Общая информация

Рубрика издания: Образ тела как категория психологического исследования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Буренкова Е.В. Образ тела как метафорическая репрезентация эмоционального состояния девушек 19-20 лет // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Актуальность. В теоретико-практических и психотерапевтических исследованиях все большее внимание уделяется взаимосвязи сознания и тела, ментального и телесного, что приводит к возникновению особых направлений в психологии, включающих телесные компоненты в предмет психологии. Особое место занимает новая область научного знания - психология телесности. Тело - это некая живая форма, постоянно самопроизвольно осуществляющая акт жизни, при этом обладающая определенными материальными (телесными) свойствами. Благодаря психосоматической чувствительности тело носит в себе отпечатки реальности прошлого, влияющие на переживание настоящего. Образ тела - это комплексное понятие, которое включает «либидозный» компонент в теле, осознание тела и его функций, эффективное управление первичными процессами тела и оценками других своего «я», включая культурные нормы, касающиеся физической привлекательности. Образ тела, согласно концепции телесности О.Лавровой, отражает эмоционально-чувственную сторону сознания/бессознательного [6]. Поэтому архетипические аффекты находят свое отражение и в образе тела (Дж. Ходоров, 2009).

Полный текст

Актуальность. В теоретико-практических и психотерапевтических исследованиях все большее внимание уделяется взаимосвязи сознания и тела, ментального и телесного, что приводит к возникновению особых направлений в психологии, включающих телесные компоненты в предмет психологии. Особое место занимает новая область научного знания - психология телесности. Тело - это некая живая форма, постоянно самопроизвольно осуществляющая акт жизни, при этом обладающая определенными материальными (телесными) свойствами. Благодаря психосоматической чувствительности тело носит в себе отпечатки реальности прошлого, влияющие на переживание настоящего. Образ тела - это комплексное понятие, которое включает «либидозный» компонент в теле, осознание тела и его функций, эффективное управление первичными процессами тела и оценками других своего «я», включая культурные нормы, касающиеся физической привлекательности. Образ тела, согласно концепции телесности О.Лавровой, отражает эмоционально-чувственную сторону сознания/бессознательного [6]. Поэтому архетипические аффекты находят свое отражение и в образе тела (Дж. Ходоров, 2009). 

Страх как эмоциональное состояние определяет специфику презентации себя и влияет на установление контакта с окружающими. Работа с образом тела помогает выявить страхи, которые проявляются в бессознательном на символическом уровне. Образ тела – образ, постоянно меняющийся в сознании в зависимости от чувств и переживаний субъекта, так называемый «чувственный метальный эквивалент тела в сознание объекта»[1]. Нечувствительность к своему телесному Я приводит к отчужденности от себя и, соответственно, приводит к сложности в адаптации к окружающему миру. Поэтому, с одной стороны, мы наблюдаем возвращение к физическому, к телесному. И с обложек журналов, с экранов и рекламных проспектов звучат слоганы о том, что здоровое и красивое тело – это модно. С другой стороны, образы, которые демонстрируются, являются часто образами подражания для молодежи, и, соответственно, становятся одной из причин отчуждения от базового телесного Я. Возраст 19-20 лет является сензитивным для установления интимно-личностных отношений (Э. Эриксон). Данный возраст был выбран не случайно, ведь в среде молодых  людей 18-20 лет происходит постепенная смена ценностей, формируется целостное представление о самом себе, отношение к своему Я, причём сначала оцениваются особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже умственные и волевые особенности.

Телесная же чувствительность в этой связи также является базовой, т.к. связана с чувством индивидуальности, с понимание и управлением своими психологическими границами (Т.С. Леви, 2007). Мы в своей исследовательской работе в качестве испытуемых выбрали девушек, т.к. именно они чаще озабочены своим внешним видом, занижая свои достоинства и делая акцент на недостатках, а отчужденность от собственной телесности влияет и на формирование интимно-личностных контактов, что в дальнейшем ведет к нарушению супружеских отношений.

Мы предположили, что страхи проявляются в образе тела у девушек как символическая проекция, которая выражается в цвете, форме и месте локализации, а именно:

  • витальные страхи выражаются черным цветом и локализуются либо во всем пространстве образа тела, включая границы, либо только на границе образа тела;
  • пространственные страхи обозначатся голубым цветом и локализуются в нижней части образа тела;
  • архаические страхи обозначаются чаще всего красным цветом и локализуются в верхней части образа тела.

В своей работе мы опирались на основные положения теорий К.Г. Юнга, Дж. Ходоров, О.В. Лавровой, А.И. Захарова, Р. С. Бернса, В.В. Столина, С. Р. Пантелеева, А.Г. Черкашиной.

Методы исследования: организационные: комплексный метод;  эмпирические – неформализованное наблюдение, беседа, диагностика, групповая работа. Методики: МИС (Р.С. Пантелеев), Иерархия страхов (А.И.Захаров) (авторская модификация), проективная методика «Образ тела» (модификация Е.В.Буренковой); статические: критерий Спирмена, математический критерий Фишера. 

Исследование проводилось в несколько этапов с 2007 года.

  1. Поисковый (февраль – март 2007 г. )
  2. Ориентировочный (февраль – май 2008 г.)
  3. Экспериментальный – коррекционно-диагностический (январь – май 2009 г.)

Организационной базой исследования выступил ПГПУ им. В.Г.Белинского. В исследовании всего принимало участие 103 девушек в возрасте 19-20 лет. 

Теоретическое обоснование. Существует многообразие подходов к определению образа тела. Образ тела - это комплексное понятие. Бернштейн (1972) писала, что образ тела включает «либидозный компонент  в теле, осознание тела и его функций, эффективное управление первичными процессами тела  и оценками других своего «я», включая культурные нормы, касающиеся физической привлекательности». Другими словами, образ тела имеет осознаваемые и неосознаваемые компоненты, которые включают положительный вклад в тело, осознание и управление телом. Кроме того, эти компоненты могут различаться в зависимости от того, что они значат для развития образа тела каждого индивида.

Флетчер (1979) писала, что схема тела дает устойчивое представление о теле индивида, а «образы тела … время от времени изменяются, формируются, преобразовываются, опровергаются, распадаются, увеличиваются и наслаиваются на следующий образ».

Термин «образ» - это символ и ментальные построения, которые противопоставлены реальности физического опыта. Нельзя сказать, что образы нереальны, но их реальность отлична от телесного феномена. Образ обретает реальность, когда объединяется с чувством или ощущением. Ментальное здоровье подразумевает, что образ совпадает с реальностью. В этом случае образ себя согласован с внешним видом тела и с чувствами. В социальной сфере образ имеет как позитивный аспект, так и негативный. Каждое человеческое усилие достигает цели благодаря присутствию образа желаемого. С точки зрения И.Г.Фихте, человек должен еще овладеть телом, согласно своему нравственному предназначению и сделать его для себя видимым. А для этого необходимо внутреннее осознавание и чувствование себя. Другими словами, внутренний образ тела, или телесность, всегда духовно трансформирована, социально проявляема и развивается вместе с человеком.

Метафора – это «установление соответствия определенным признакам, вычлененным из всей совокупности» [18]. Психотерапевтическая метафора – «это установление нового смыслового соответствия по каким-либо определенным признакам между двумя различными содержаниями, одно из которых предъявляется клиентам – осознанно или не осознанно». Телесная же метафора понимается как психотерапевтическая метафора в телесном содержании. [18].

Мы считаем, что телесная метафора является еще и неким отражением многообразного взаимодействия (своего рода коммуникации) человека с окружающим внешним пространством и с собственными переживаниями. В развитии личности именно ее взаимодействие с окружающим миром ведет к дифференциации сознания от бессознательного и консолидации эго как центра и субъекта сознания. А. Ноак считает, что при помощи анализа эго сознание интроецирует содержание внешнего мира и, в результате, синтезирует объективный внутренний образ мира.

В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Р. Бернс, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, Р.И. Меерович, М.О. Мдивани, Е.Т. Соколова и др.).

В концепции телесности О.В. Лавровой (2001) рассматриваются гносеологическое и онтологическое измерения телесности, а также субъектная и объектная ипостаси телесного «Я», которые несводимы друг к другу и сосуществуют в единстве и непрерывности онтического (протяженного физического тела субъекта). Субъектное измерение телесности — телесное «Я» конкретного субъекта — является активной, целеполагающей и неотъемлемой частью телесности, собственно онтологизирующей абстрактные эквиваленты (образы и концепты) и совершающей осознанные действия.

Представленная концепция телесности О.В. Лавровой выстроена на основе анализа довольно большого эмпирического материала (около 450 клинических случаев). В ней используются следующие опорные дефиниции, последовательно раскрываемые в данной статье:

  • протяженное физическое человеческое тело — онтический объект, принадлежащий субъекту; место протяженного бытия субъекта, дающее возможность физического контакта с внешним миром;
  • телесное бытие — совокупность событий, протекающих (а также протекавших) в теле субъекта;
  • телесность — категория, включающая гносеологические и онтологические, осознаваемые и неосознаваемые, субъектные и объектные аспекты тела и телесного бытия субъекта;
  • образ тела — чувственный ментальный эквивалент тела в сознании субъекта;
  • концепт тела — сознательный ментальный эквивалент тела в сознании субъекта;
  • схема тела — интегральный физиологический сенсомоторный эквивалент тела в коре головного мозга;
  • телесное «Я» — субъектная соотнесенность, субъектность (осознанность, активность, осмысленность и целенаправленность) телесного бытия;
  • архетип телесного бессознательного — онтическое вместилище телесного бытия субъекта, недоступное непосредственному осознанию, имеющее направленность, смысловую структуру и принадлежность к процессам ментального формообразования.
  • Феномен телесности обнаруживает принадлежность к различным уровням бытия субъекта:
  • в качестве схемы тела — к уровню жизнедеятельности;
  • в качестве образов и концептов тела — к телесно-чувственному и разумно-волевому бытию;
  • в качестве телесного «Я» — к экзистенциально-индивидуальному бытию.

События, существующие за пределами осознанного телесного бытия как такового, составляют основу телесного бессознательного, где и находятся архетипы телесных переживаний.

Понятие здорового образа тела. С обложек журналов, с экранов и рекламных проспектов звучат слоганы о том, что здоровое и красивое тело – это модно. Образы, которые демонстрируются, являются часто образами подражания для молодежи, и, соответственно, становятся одной из причин отчуждения от базового телесного Я. Возраст 19-20 лет является сензитивным для установления интимно-личностных отношений (Э. Эриксон), поэтому формирование здорового образа тела именно в этом возрасте является особо актуальным.

В то время как существует много составляющих телесного образа, по-видимому, 3 признака особенно характеризуют здоровый образ тела. Во-первых, здоровый образ тела является подвижным. Во-вторых, как предположила М.Чейз, здоровый телесный образ связан с реальностью мира и здоровыми сторонами личности. В-третьих, образ тела трехмерен. Другими словами, «картина» чьего-либо тела переживается полностью, по сравнению с двухмерной картиной – фронтальный вид тела, который можно увидеть в зеркале.

Формирование здорового образа тела очень важно для современной молодежи. Так как в юношеском возрасте особо острой становится проблема восприятия собственного тела и его восприятия окружающими. Образ тела является пространством бессознательного, а страх архетипичен, поэтому мы предполагает исследовать символическую проекцию страхов именно в образе тела с целью последующей коррекции для опосредованного влияния на коммуникативную сторону интимно-личностных отношений испытуемых.

Организация исследования. Целью исследования является изучение локализации и символического способа проявления страхов в образе тела у девушек методами экспрессивных видов терапии.

Исследование проводилось в несколько этапов с 2006/2007 уч. года:

I этап. Поисковый. Проводилось пилотажное исследование на тему «Влияние рекламируемых образов моделей на аутоотношение современных девушек». Целью данного исследования стало изучение особенностей восприятия образа Я в сопоставление с модельными образами среди студенток 1 и 3 курсов факультета психологии. В ходе диагностического исследования было доказано предположение о том, что существует влияние рекламируемых образов моделей на формирование индивидуального имиджа девушек 17-18 лет, а именно: рекламируемые образы моделей негативно влияют на формирование индивидуального имиджа девушек 17-18 лет; а также существуют различия между восприятием себя студенток факультета психологии третьего и первого курсов.

II этап. Ориентировочный. Проводилось исследование по теме: «Специфика восприятия образа физического Я среди студентов разных специальностей». Целью данного исследования явилось выявление особенностей восприятия образа физического «Я» у студентов различных факультетов (факультета психологии и физико-математического факультета). В ходе исследования предположение о том, что существуют различия в восприятии образа физического я между студентами различных факультетов, а именно, студенты факультета психологии более адекватно оценивают образ я, чем студенты физико-математического факультета, не подтвердилась. Однако были обнаружены связи между образом тела и социально-педагогическим типом личности, что является подтверждение гипотезы о наличии паттернов символических проекций в образе тела.

III этап. Экспериментальный этап, направленный на изучение символической проекции страхов в образе тела у девушек.

Цель: исследовать символическую проекцию страхов в образе тела для использования в коррекционной практике методами экспрессивных видов терапии.

Методы исследования: организационные: комплексный метод;  эмпирические – неформализованное наблюдение, беседа, диагностика, групповая работа. Методики: МИС (Р.С. Пантелеев), Иерархия страхов (А.И.Захаров) (авторская модификация), проективная методика «Образ тела» (модификация Е.В.Буренковой); статические: критерий Спирмена, математический критерий Фишера [5].

Таким образом, методический инструментарий позволит определить на проективном и вербально-коммуникативном уровне наличие и специфику страхов, а также особенности проявления их в образе тела.

Согласование результатов I и II этапов исследования. Исследование проводилось на факультете психологии ПГПУ им. В. Г. Белинского (в 2005 и в 2007 г.г.). В исследовании приняло участие 55 девушек, из них: 17 студенток первого курса 2005 года, 22 студентки третьего курса в 2007 году и 16 студенток первого курса в 2007 году. Таким образом, нами были сформированы три группы испытуемых:

1группа – девушки, обучавшиеся на 1-ом курсе факультета психологии в 2005 году; 2 группа  – эти же девушки, но уже в 2007 году; 3 группа – это девушки, обучающиеся на 1-ом курсе факультета психологии в 2007 году.

Испытуемым было предложено 5 фотографий моделей, которые необходимо было проранжировать по степени убывания привлекательности для респондентов, обосновывая свой выбор. Затем было предложено заполнить таблицу, оценив Я-реальное и Я-идеальное по нижеприведенным 10-ти показателям: стройная, высокая, длинные ноги, выразительные черты лица, ухоженная кожа, ухоженные волосы, ухоженные руки, большая грудь, стильная одежда, подходящий макияж (Приложение 1). Испытуемые должны были оценить свой видимый образ Я и представить идеальное видение внешнего образа девушки по десятибалльной шкале.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Самой привлекательной чертой современные девушки считают стильную одежду и внешний вид, т.к. эта категория занимает лидирующие место в оценках большинства девушек, как на сегодняшний момент, так и два года назад;
  2. К непривлекательным чертам относят отсутствие стиля, непривлекательность лица;
  3. Большинство девушек 17-18 лет критично относятся к своей внешности и считают свой образ далёким от идеального, так как разница между своими и идеальными параметрами составляет 4-7 балла. Но к 20 годам эти показатели изменяются и разница между Я-реальным и Я-идеальным не составляет больше 3-4 баллов;
  4. Все испытуемые делали акцент на стиле и умение одеваться [2].

Таким образом, результаты исследования на поисковом этапе подтвердили предположение о наличии отчуждения от тела среди выборки девушек 17-20 лет. Более того, отчужденность от телесного чувствования лежит в основе неуверенности в коммуникациях, построении доверительных интимно-личностных отношений.

На II этапе исследование проводилось на базе факультета психологии и физико-математического факультета ПГПУ им. В. Г. Белинского; в исследовании приняло участие всего 78 человека, из них: 34 студента 3-ого курса факультета психологии и 34 студента третьего курса физико-математического факультета.

Исследование самоотношения среди студентов педагогических профессий показало, что для студентов физико-математического факультета характерны низкая открытость для саморефлексии, самоценность и саморуководство, для студентов факультета психологии открытость и самоценность. В целом, студентов педагогических профессий можно охарактеризовать как закрытых, с тенденцией выставлять себя в выгодном свете, нежелание выдавать негативную информацию о себе, неискренних (шкала «окрытость» фмф=7,3, шкала «открытость» фп = 6,8), тенденция к самодовольству, отрицание наличия проблем (шкала «внутренняя конфликтность» фмф=4,3, шкала «внутренняя конфликтность» фп =4).

Анализ частоты встречаемости выделенных признаков здорового образа тела показал, что в выборке студентов ФМФ отсутствует признак проявления ригидности, т.е. испытуемые способны воспринимать свое тело как живое и подвижное, в рисунках редко встречаются застывшие позы, агрессивные черты и прорисовка. У студентов ФП, напротив, данный признак встречается часто, что является свидетельством наличия ригидности в восприятии своего физического «Я», т.е. негибкости, непластичности (j*=2,02 при р£0,05) Анализ проективного исследования восприятия образа физического «Я» студентами различных факультетов педагогического ВУЗа показал, что в целом восприятие образа физического «Я» не совпадает с реальными размерами тела – соответствие количественных показателей (рост, вес) образа и реального тела (j* = {1,57 при р£0,056; 2,02 при р£0,051}). Это объясняется, во-первых, возрастной спецификой исследуемых студентов, во-вторых, спецификой полового распределения испытуемых в выборке.

Испытуемыми в основном являлись девушки 19 – 20 лет, что и предполагает неудовлетворенность своим внешним видом, образом физического «Я», и соответственно, наличие желания его изменить. Таким образом, наше предположение о существовании частичного различия в восприятии физического образа «Я» студентами факультета психологии и физико-математического факультета подтвердилось частично [4].

И различия в образе тела не определяются ни спецификой структурирования социальной реальности (в нашем случае – выбор профессии и обучении на факультете), ни обращенности к самоисследованию. Поэтому, мы предполагаем, что образ тела является проекцией индивидуальных особенностей переживания мира в целом, и контакта с другими.

Анализ и интерпретация символической проекции страхов в образе тела у девушек 19-20 лет. Целью данного этапа является исследование символической проекции страхов в образе тела у девушек для использования в коррекционной практике методами экспрессивных видов терапии.

Мы предположили, что в образе тела девушек проявляются страхи через символическую проекцию, которые выражаются в цвете, форме и локализации, а именно:

  • витальные страхи выражаются черным цветом и локализуются во всем пространстве тела, либо обозначают границы тела;
  • пространственные страхи обозначатся голубым цветом и локализуются в нижней части тела или обозначают границы тела;
  • архаические страхи обозначаются чаще всего красным цветом и локализуются либо во всем теле, либо занимают верхнюю часть тела.

Первичная диагностика исследования символической проекции страхов у девушек показала, что наиболее встречающиеся страхи:

  • витальные (30%);
  • пространственные (16%);
  • архаические страхи (19%). 

Среди них девушки чаще всего выделяли следующие страхи (Рис. 1):

  • страх смерти/смерти родителей (42,8%). Страх потери опоры в жизни, страх быть видимым, т.е. страх проявления истинного Я. Возможно данный страх является символом отчужденности от себя естественного, т.е. физического и эмоционального.
  • воды / глубины (28,5%). Страхи воды и глубины свидетельствуют о наличии внутриличностного конфликта, как правило, полоролевого, о принятии / не принятии себя, страхи проявления и признания женственности. Возможно, наличие данных страхов показывает о наличии травм внутриутробного развития (согласно трансперсональной теории С. Грофа);
  • пожара / войны (42,8%). Данные страхи говорит о страхе быть активным в жизнедеятельности, а также о наличии страха отношений, как правило, интимных или сексуальных.

Рис. 1 Распределение иерархии страхов в исследуемых выборках

Интересно, что при выполнении рисунка образа тела участницы использовали лишь те цвета, с которыми у них ассоциируются эти страхи. Так, например:

  • страх смерти чаще всего ассоциируется с черным цветом (в рисунке цветом прорисованы ноги, голова и контур тела) (75%, 8 человек)
  • страх воды/глубины с голубым (цветом прорисовано либо все тело, либо нижняя его часть (75%, 4 человека)
  • страх пожара/войны с красным цветом (в основном прорисован в верхней части тела, либо тело целиком (66,7%, 6 человек) (Таблица 1).

Распределение частоты встречаемости цвета-ассоциации страха (%, чел.)

Таблица 1

Категория страха

Цвет-ассоциация

Частота встречаемости

Витальные

Черный

75%

Архаические

Красный

66%

Пространственные

Голубой

75%

 

Анализ рисунков показал, что девушки рисовали чаще внешнюю презентацию себя (28,6%), нежели эмоциональное переживание образа своего тела (φ*=2,34 при р 0,01), что является свидетельством «маскообразности» с одной стороны, с другой, возможно, проявлением ригидности и низкого уровня телесной осознанности, наличия телесной отчужденности, а также со страхом предъявления себя как проявление страха смерти.

Статистический анализ показал, что наиболее часто в исследуемой выборке выбирается презентация тела, что согласуется с выводами, полученными в ходе поискового исследования. То есть для девушек данного возраста характерен страх предъявления себя. Возможно, это связано с пропагандой в СМИ ложной цели, что «женщина – это то, как она выглядит». Обратим внимание, что полученные результаты согласуются с полученными ранее на этапе проведения пилотажного исследования

Таким образом, анализ результатов показал, что страх проявляется в образе тела как архетипический аффект и проявляется в образе тела на уровне архетипа телесного бессознательного (О.В.Лаврова, 2001). Архетипический аффект возникает, когда врожденный первичный образ в какой-то степени отражается в соответствующем жизненном опыте. Как будто внутренний образ и внешний опыт составляют две части одного символического стимула. Распознавая друг друга, эти две части объединяются, и формируется символ, который высвобождает эмоции. Одна сторона символа осознается (жизненный опыт); другая часть остается бессознательной (врожденный образ / импринт). По-видимому, похожий процесс описывается этологами, которые говорят о «врожденном механизме высвобождения» (Тинберген, 2008) или «ключевых рычажных» структурах, которые высвобождают паттерны инстинктивного поведения животных и людей [7].

Эмпирическое исследование самоотношения показало, что среди полученных данных преобладают высокие значения по шкалам внутренняя честность (открытость) (25%) и самоценность (75%), а так же низкие значения по шкалам внутренняя конфликтность (41,6%) и самообвинение (41,6%).

Таким образом, полученные данные позволили нам сформулировать проблему, цели и задачи следующего этапа исследования, которое носил коррекционно-диагностический характер. На данном этапе реализовалась программа с использованием методов терапии творческим выражением, которая позволит более детально изучить  символическую проекцию страхов в образе тела у девушек в возрасте 19-20 лет, а также изменить отношение к страхам, влияя на психоэмоциональное состояние девушек.

Коррекционно-диагностический этап исследования символической проекции страхов в образе тела у девушек. Данное исследование направлено на выявление символической проекции страхов в образе тела у девушек и последующей коррекции методами терапии творческим выражением. В исследование приняло участие 9 девушек в возрасте 19-20 лет. Основной целью стало глубинное исследование символической проекции страхов в образе тела у девушек и формирование позитивного отношения к себе и собственному психоэмоциональному состоянию. В ее основе лежат следующие принципы: 1) принцип событийности; 2) принцип метафоризации (в программе используются арт-методы, символы, образы и метафоры, а также танец как метафора); 3) принцип экспрессивного выражения внутреннего состояния; 4) принцип транссперспективы; 5) принцип творчества.

Результаты вторичной диагностики исследования самоотношения участниц подтвердил изменение, произошедшие в психоэмоциональном  состоянии испытуемых и в их самоотношении, а именно: снизилось количество выбора страхов и изменились показатели по таким шкалам как: открытость, самообвинение, зеркальное Я, внутренняя конфликтность.

Изменения были выявлены в показателях следующих шкал: открытость (Т=0, р 0,01), самообвинение (Т=2,5, р 0,05), внутренняя конфликтность (Т=2, р 0,05), зеркальное Я (Т=10,5). Показатели по шкале открытость снизились, что свидетельствует о повышении осознанности Я, повышении рефлексии и критичности у участников исследуемой группы. Данные по шкале внутренняя конфликтность и самообвинение так же снизились, что может свидетельствовать об осознании своих трудностей, адекватном образе я и отсутствии вытеснения у девушек. Значения по шкале «зеркальное Я» повысились, что соответствует представлению исследуемых о том, что их личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание (Таблица 2). Следовательно, после проведения занятий статистически значимо изменилось отношение участников к себе в сторону адекватного самоотношения.

Показатели самоотношения в исследуемой выборке до и после проведения коррекционно-диагностической программы

Таблица 2

 

Окрытость

Самообвинение

Зеркальное Я

Внутренняя конфликтность

До

После

До

После

До

После

До

После

среднее

5,1

4,1

4,1

3

6

6,3

4,6

3,8

Т эмп

0, р 0,01

2,5, р 0,05

10,5

2, р 0,05

Исследование иерархии страхов и их цветовой ассоциации показало, что статистически значимо изменились иерархии и количество выделенных страхов (φ*=3,3 при р£0,01), локализация и цвет, в общем, остались такими же. Статистический анализ частоты совпадения цвета и локализации в символической выраженности страха показывает, что эмпирическое исследование с помощью методов экспрессивных терапий позволяет не только обнаружить и прояснить символику страха, но и детализировать изучение данной проекции.

Страх архетипичен. В случае коррекции удается снизить количество страхов. Однако, на наш взгляд, важным наблюдением является то, что цветовая гамма ассоциативного выбора и локализация страхов в образе тела практически не изменилась. Изменения были выявлены только по отношению к собственным страхам и в снижении количества выборов (Таблица 3).

Качественный анализ рисунков показал, что характеристики страха и его проявления согласуются с выделенными шкалами по методике исследования самоотношения. Так, например, снижение баллов по шкале открытость может говорить об изменении отношения к страхам, связанным с нарушением границ тела, таких как страх уколов, боли, огня или пожара. Снижение баллов по шкале самообвинение и внутренняя конфликтность свидетельствуют об изменении отношения к страхам воды и глубины, то есть о сексуальных страхах девушек. Следовательно, коррекционно – диагностическая работа позволила во-первых, снизить количество проявления страхов, во-вторых, оценить качественное проявление страха в образ тела на символическом уровне.

Частота встречаемости совпадения цвета и локализации символической проекции страха в образе тела

Таблица 3

страх

цвет

локализация

до

после

до

после

Страх смети/смерти родителей

Черный (75%)

Черный (100%)

Все тело(62,5%), голова (25%)

Все тело (75%)

Страх пожара

Красный (64%)

Красный (75%)

Верхняя часть тела (66%)

Верхняя часть тела (75%)

Страх воды/ глубины

Голубой (77%)

Голубой (83%)

Нижняя часть тела (75%), контур (25%),

Нижняя часть тела (66%), лицо (33%)

Таким образом, предположение, выдвинутое в начале исследования, подтвердилось полностью и для данной выборки характерно следующее: страхи проявляются через символическую проекцию, которые выражаются в цвете, форме и локализации, а именно:

  • витальные страхи выражаются черным цветом и локализуются во всем пространстве тела, либо обозначают границы тела;
  • пространственные страхи обозначатся голубым цветом и локализуются в нижней части тела или обозначают границы тела;
  • архаические страхи обозначаются чаще всего красным цветом и локализуются либо во всем теле, либо занимают верхнюю часть тела.

Однако следует отметить, что данное исследование в целом носит поисковый характер, т.к. для получения более достоверных результатов необходимо расширить выборку испытуемых. И все же интересно, что в случайной выборке мы обнаружили согласование встречаемости цвета и локализации в образе тела у девушек.

В заключении заметим, что действительно страхи становятся видимыми при экспрессивном исследовании образа тела, динамическое исследование с помощью методов интермодальной терапии творческим выражением имеет и коррекционный эффект, что позволяет сформировать здоровый образ тела у девушек 19-20 лет.

Литература

  1. Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. - М., 2001.
  2. Буренкова, Е.В., Орлова, Д.В. Образ Я как оценка собственной внешности девушками 17-18 лет // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Психология телесности: теоретические и практические исследования». - Пенза: ПГПУ, 2008. - С 134-138.
  3. Лаврова, О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии // Журнал практического психолога. - 2006. - № 1.
  4. Орлова, Д.В. Своеобразие восприятия образа физического «Я» среди студентов различных специальностей // Материалы II международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». - М.: ИП РАН, 2008. - С 321-324.
  5. Орлова, Д.В. Символическая проекция страхов в образе тела у девушек // Материалы 58-ой научной студенческой конференции, посвященной 70-летию ПГПУ имени В.Г.Белинского. Сборник научных работ студентов университета. -  Пенза, 2009. - С.84-85.
  6. Рисе, Ю., Ханденбергх, М., Хорняк, Л.М. Искаженный образ тела при нервной анорексии: вмешательство танцедвигательной терапии / (Julia B. Rice, Marylee Hardenbergh, Lynne M. Hornyak. // Из книги «Танцевальная и двигательная терапия» («Dance and Movement Therapy»). Перевод Е.А. Чудиной (1997). [Электронный ресурс] // http://jungland.narod.ru/Library/Ex/Iska1.htm
  7. Фихте, И.Г. Факты сознания // Соч. в 2-х т.: Т.2. СПб.: Мифрил, 1993. С.692.

Информация об авторах

Буренкова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии ПГПУ им. В.Г.Белинского (г. Пенза), Пенза, Россия, e-mail: allena@sura.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 10115
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 648
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 9