Тряпичная кукла как отражение человеческой телесности
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Телесные метафоры и их значение в жизнедеятельности человека
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Буренкова Е.В. Тряпичная кукла как отражение человеческой телесности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
Фрагмент статьи
Телесность как философская проблема имеет давнюю историю, как психологическая – только обретает границы и смыслы. Отчужденность от тела в настоящее время является одной из важнейших проблем современности. И в этой связи неслучайно появление культуры «здорового тела», включение всевозможных телесно-ориентированных занятий в развитие ребенка и сопровождение взрослого.
Согласование тела и духа – это, скорее всего качественный процесс, который добивается не столько тренировками, сколько исследованием особенностей взаимоотношения себя со своим телом. Тело представляет собой целостный опыт бытия человека в мире. Осмысление человеческого тела раскрывается через мировоззренческие категории – бытие, мир, самосознание, акцентируясь главным образом на духовной стороне человеческого существования. Связность тела и мира формирует мировоззрение, мироощущение и мировосприятие человека, позволяющих реконструировать опыт предшествующих поколений, культуральных особенностей [1, с.6].
Полный текст
Телесность как философская проблема имеет давнюю историю, как психологическая – только обретает границы и смыслы. Отчужденность от тела в настоящее время является одной из важнейших проблем современности. И в этой связи неслучайно появление культуры «здорового тела», включение всевозможных телесно-ориентированных занятий в развитие ребенка и сопровождение взрослого.
Согласование тела и духа – это, скорее всего качественный процесс, который добивается не столько тренировками, сколько исследованием особенностей взаимоотношения себя со своим телом. Тело представляет собой целостный опыт бытия человека в мире. Осмысление человеческого тела раскрывается через мировоззренческие категории – бытие, мир, самосознание, акцентируясь главным образом на духовной стороне человеческого существования. Связность тела и мира формирует мировоззрение, мироощущение и мировосприятие человека, позволяющих реконструировать опыт предшествующих поколений, культуральных особенностей [1, с.6].
Человеческая телесность понимается автором как интегральная характеристика экзистенциального опыта человека, как сплав природных, социальных и культурных качеств человеческого тела, интеграцией взаимодействия внутреннего и внешнего жизненного пространства человека, овладевшим в ходе социализации различными языками тела» (А.Т. Шаталов) [2]. Таким образом, в человеческой телесности скрыт механизм смыслообразования и становления человеческого способа бытия [1, с.8].
Телесность, как пишет И.И. Замощанский, представляет собой синоним бытия в аспекте социально-онтологическом и выступает способом связи человека и мира, на основании которой осуществляется организация и оформление пространства культуры, становятся возможными продуктивные виды деятельности (труд, познание, творчество), процессы коммуникации, взаимодействия между людьми, а также осмысленность человеческой жизнедеятельности. Тело – это, прежде всего, индивидуальный способ человеческого бытия, образующего относительно замкнутую, обособленную и автономную сферу его присутствия, которое раскрывает формирование смыслообразующих характеристик человеческого существования – субъектности, рациональности, индивидуальности, автономности, идентичности [1, с.12-13].
Телесность – структура, формирующая внутренне пространство, вложенная в моделируемый внешний мир [3]. Взаимодействие внутреннего и внешнего мира является важной характеристикой психологического здоровья личности, его связи с культурой и традициями своего народа. «Традиция - понятие родовое; она не просто «передаётся» от отцов к детям, но и претерпевает жизненный процесс: рождается, растет, достигает зрелости, идет на спад и, бывает, возрождается. Эти стадии роста и спада вступают в противоречие со стадиями, соответствующими иному пониманию: истинная традиция живет в противоречии» (И.Ф. Стравинский)[4].
Мифы, сказки, обряды и пр. через символику знакомят с традицией народов, особенностями их карты Мира. В сказках и мифах наряду с героями присутствуют и другие сказочные персонажи, которые способствуют достижению главной цели. На этапе сказки, где герой встречается с помощником или дарителем, расшифровываются важные коды отличия добра от зла.
Встреча помощника в пути – это своего рода взаимоотношение двух времен и двух миров – сознательного и бессознательного – мира «живых» и мира «мертвых». Мир «мертвых» является символом хранилища традиций и устоев, хранителем кода основы мироздания. Отношения, которые герой выстраивает с помощником, являются проекцией стратегии выбора пути достижения цели. В бессознательном Юнг размесил форму духовного наследия человечества и, соответственно, возможность выхода к источнику – архетип. Это естественное образование «есть иррациональная данность», «опознанный универсум». Архетип является душевным органом, но действует вопреки воле и разуму [5].
Образ помощника или волшебного предмета в сказках является как архетип духа – единственная непосредственная реальность - реальность содержания сознания и бессознательного, которые в какой-то мере несут в себе знак своего духовного или материального происхождения (К.Г.Юнг). «Если в индивиде происходит нечто психическое, - пишет Юнг, - то, что он ощущает как принадлежащее ему самому, то это и есть его собственный дух. Если, однако, с ним случается нечто психическое, что ему кажется чужеродным, то это какой-то другой дух, который, вероятно вызывает одержимость. В первом случае дух соответствует субъективной установке, в последнем, - общественному мнению, духу времени или изначальной, еще не человеческой, антропоидной диспозиции, которая называется также и бессознательным» [5]. Духовной сущности свойственен принцип свободного порождения образов, их трансформация, творческий потенциал, поэтому одно из свойств архетипа духа – динамичность, спонтанность, вечное движение. Созидательная природа данного архетипа состоит в том, что он дает человеку побуждение идеи, чему свидетельствует слово «вдохновение», и таким образом связано с ответом на вопрос «что я хочу?».
Архетип духа имеет наряду с позитивными свойствами – умом, интуицией, доброжелательностью, бескорыстием, готовностью помочь, терпением - и негативные стороны: злопамятность, агрессивность, предательство [5]. И в этом также проявляется его трансцендентная функция качественного изменения состояния и мировоззрения героя.
Помощник или даритель обретает часто видимую форму – объекты живой или неживой природы. И здесь как раз и проявляется связность духа и тела, или телесное воплощение архетипа духа. Также и кукла является амбивалентным символом – с одной стороны она играет роль помощника, с другой – хранительницей злых сил.
Еще К.Г.Юнг предположил, что существует как телесное сознание, так и телесное бессознательное. И способность управлять ими находится в обрасти Эго-сознания, а аффективные переживания и особая неконтролируемая телесная организация — в области бессознательного.
О.В. Лаврова в собственной концепции телесности показывает, что тело и любые ментальные проявления находятся друг с другом в синхронном совпадении, которое имеет совершенно не контролируемый, онтически бессознательный и поддающийся сознательному контролю (онтологически бессознательный и сознательный) уровни согласования и совпадения тела и психики. Под телесным бессознательным О.В.Лавровой понимаются события, происходящие одновременно в протяженном физическом теле и в психике субъекта, которые не распознаются сознанием или не могут быть оформлены в доступные сознанию образы или слова. Таким образом, область телесного бессознательного существует в бытии субъекта – как некоторая совокупность реальных телесно-чувственных событий [6].
Таким образом, в сказках и мифах отражаются основные каноны человеческой телесности через призму культуры народа.
В.Я. Пропп называет еще один предмет, который находится на границе волшебных помощников и предметов – кукол. В сказках «она представляет собой умершего, ее нужно кормить, и тогда умерший, инкарнированный в этой куколке, будет оказывать помощь» [7]. Это своего рода духовная помощь, поддержка и напутствие наставника рода. Действительно, традиционные куклы всегда сопутствовали духовной жизни. Она есть «миф в свёрнутом виде» [4].
Г. и М. Дайн отмечают, что кукол разных народов объединяет не только происхождение, но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков[8, с.12-15]. В основе куклы часто лежал либо шар (шары) – Вепсская кукла, Карельская рванка, кукла Девкина Забава и др.; столбик – Столбушки, Кукла на полешке, Мамушка, Пеленашки и др.; крест – Желанница, Крестушка, Кувадки и др. Части кукол соединяются крестообразно – косым крестом или обматываются нитками.
Любопытно, что часто в основе традиционной обережной куклы лежит цельная фигура. Например, Ольховская кукла делается из цельной сосновой четырехпалой ветки и одного квадратного куска ткани, из которого формируется т.н. внешняя презентация тела. В моем понимании – это кожа. Таким образом, костную основу составляет более прочный материал – дерево, на которую надевается как будто бы мышечная масса и кожный покров.
Анатомия тряпичной куклы согласуется с телесной архетипичностью, т.е. включает в себя архетипы, сформированные традицией:
- Столбушка (столбец, полено, чурка, щепка) и закрутка (скрутка, скатка, скалка) представляет собой стержень, основу мироздания, мужской символ;
- Крестушка или крестец как символ единства четырех сторон света, четырех стихий (косой крест, которым соединяют палки, как символ женской сущности, знак плодородия);
- Узелковая кукла как символ совладания с теневыми фигурами;
- Набивная кукла-мешочек как символ триединого мира верхнего (небесного), среднего (земного) и нижнего подземного.
Анатомия куклы согласуется, на наш взгляд, с протоформами, лежащими в основе архетипа телесного бессознательного (О.В.Лаврова): шаром, человекоподобной фигурой и «матрешкой» (рис. 1).
Рис. 1 Протоформы архетипа телесного бессознательного
Таким образом, в конструкции куклы закладывается информация об устройстве «мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания» - код древнего мироустройства. При создании куклы человек во взаимодействии с символической природой мира, выстраивал и свой внутренний мир, решая важные вопросы, касающиеся представления о бытии и небытии, о жизни и смерти.
«Восприятие мира – пишут Д. Б. Гудков и М. Л. Ковшова – антропоцентрично. В центре Вселенной находится Человек. Именно человеческое тело задает параметры изначального измерения пространства и, соответственно, времени и базовые архетипические оппозиции «далеко - близко», «свой - чужой» и др. Тело в целом и отдельные его части могут рассматриваться как первичная основа концептуализации мира (как внешнего для человека, так и внутреннего). Рефлексия над собственным телом, его границами, строением служит источником как восприятия и описания пространства (вспомним такие меры длины, как пядь, локоть, foot и др.), так и универсальных метафор, давно стершихся и не воспринимаемых как троп (нос корабля, атаковать в лоб, ушко замка и др.)» [9, с.72]. Создание куклы в своем роде является динамическим и видимым процессом рефлексии как над собственным телом, так и над собственным пониманием мира – картой Мира.
Автором статьи была разработана и апробирована технология исследования карты Мира через образ куклы, выполненной или в народных традициях или авторского способом.
В основе ее лежат следующие положения:
- существует телесное бессознательное, согласующееся с психическим бессознательным;
- структура движения от порядка через хаос к порядку позволяет исследовать карту мира и личности на феноменологическом уровне;
- обращение к телесности позволяет оживить и проявить актуальные аспекты в двигательном и творческом выражении;
- отсутствие строгой инструкции в изготовлении куклы позволяет обнаружить искажения или особенности в карте мира клиента;
- символическая природа анатомического построения куклы актуализует определенные эмоциональные состояния клиента, позволяющие прояснить или разрешить важные вопросы;
- создание куклы всегда имеет психотерапевтический эффект, собственно психотерапия начинается в момент взаимодействия с куклой.
Создание куклы начинается с телесного разогрева, главной целью которого является оживление тела как важного инструмента в исследовании самоотношения и мировосприятия. И в ходе работы было отмечено, что телесная обращенность к личности участника позволяет создать куклу, отражающую сторону (персонную, теневую или архетипическую) личного и коллективного бессознательного.
Явление куклы всякий раз вызывает разные чувства: не только умиление и радость, но и большое удивление, так как это всегда – тайна, и не всегда то, что было задумано (ментальный образ) совпадает с созданным (телесно-воплощенный образ). Так проявляется дихотомия, заложенная в основе как мироздания, так и психики. Соединение противоположностей порождает новое качество, новое знание проявленное в теле.
Кен Уилбер (1979), Грегори Бейтсон (1973), и Чарльз Хапден-Танер (1981) считают тенденцию определять полярности очевидной, но очень значимой особенностью психики. К. Уилбер отмечает, что дихотомии – пространственные (верх - низ, право - лево, длинный - короткий, здесь - там) и понятийные (добро - зло, жизнь - смерть, удовольствие - боль, Бог - Сатана, свобода – несвобода) – существуют благодаря границам, которые человек проводит между нами. Границы, отмечает Пол Тоси, необходимы и важны, однако человечество воспринимает противоположности не как целое, а как ту или иную часть, как правило придерживаясь позитивной стороны и отвергая негативную. «Но поскольку все противоположности являются аспектами одной реальности, это все равно что пытаться отделить два конца одной резинки; все что вы можете сделать, это растягивать сильнее и сильнее, пока что-то сильно не треснет» (К.Уилбер, 1979)[10].
Функция успеха любой системы заключается, по мнению И.К. Адизеса, в отношении внешней интеграции наших возможностей и способностей к внутренней дезинтеграции, которая понимается как доверие, уважение и ценность мнения другого, несовпадающее со своим – отношение сознательного порядка к неосознаваемому хаосу [11, c.26]. Граница между противоположностями – это своего рода пространство исследования, рефлексии и изменений. Так и в телесности как в интегральном образовании, сосуществуют одновременно противоположности как хаос и порядок: – внешнее – внутреннее, осознаваемое – неосознанное, проявленное – скрытое и т.д. (Таблица 1) [10].
Мотивы тем порядка и хаоса (по Хелен Пэйн)
Таблица 1
Порядок (Order) |
Хаос (Chaos) |
структура (structure) |
импровизация (improvisation) |
безопасность (safety) |
риск (risk) |
известное (the known) |
неизвестное (the unknown) |
ритм (rhythm) |
отсутствие ритма (absence of rhythm) |
смысл (meaning) |
неопределенность (ambiguity) |
связность (connection) |
разделенность (disconnection) |
интеграция (integration) |
фрагментация (fragmentation) |
подражание (imitation) |
независимость (autonomy) |
сходство (similarity) |
различие (difference) |
контейниирование (container) |
контейниированное (contained) |
синхронность (synchrony) |
асинхронность (asynchrony) |
вербальный (the verbal) |
невербальный (the non-verbal) |
буквальный (the literal) |
метафоричный (the metaphorical) |
танец (dance) |
движение (movement) |
Движение от порядка через хаос к новому порядку направлено на формирование идентичности, ее сущностный аспект касается темы эволюции и архетипов, предшествующего уровня опыта.
В создании куклы каждый раз затрагивается тема интеграции порядка и хаоса, поиска идентичности и ее экспрессивного выражения через создание объекта для рефлексии. Ниже представлено описание процесса через мотивы тем порядка и хаоса в групповой работе – создания куклы.
Есть структура – образ куклы и при этом существует импровизация в ее исполнении, безопасность и известность как узнаваемый (знакомый) образ и риск и неизвестное, что образ ментальный сложно точно воплотить в реальности. Наличие начального смысла в работе превращается в неопределенность, т.к. данное действо процессуально и смыслы одни сменяются другими. Единая инструкция порождает различные объекты и в подражание мастеру, каждый создает свою куклу независимо. Рождение куклы процесс уникальный, у каждого кукла рождается со своей скоростью. Это наблюдается одновременно и синхронность прохождения этапов рождения, и асинхронность – во времени изготовления. Вербальный и буквальный процесс инструктирования трансформируется в невербальный и метафоричный, где через движение тела, рождается танец с куклой.
Телесность является не только отражение индивидуальных процессов психики человека, но и смыслообразующим фактором культуры [1]. Культурные ценности – мировоззрение, дух, духовность – не технологичны, т.к. они репрезентируют собой универсальный механизм самодвижения – «творения-себя-из-себя» («логос», «эго-структуры», «архее», «акме», antropos, psyche). И «личность, творящая ценностные смыслы» осваивает лишь то, что связано с ее непосредственной духовно-практической деятельностью. Так, любой творческий социокультурный продукт создается субъектом действия, а не действиями субъекта. Здесь «человеческая мера» транскрибируется – переносится в продукт своего творчества, человек проявляется в рукотворном объекте [12]. И человеческая телесность находит свое отражение в рукотворной кукле, народной или авторской.
Литература
- Замощанский, И.И. Телесность как смыслообразующий фактор культуры // Автореф. на соиск. … канд. фил. наук. Екатеринбург, 2007. – 23с.
- Шаталов, А.Т. Философия здоровья. Проблемное поле человеческой телесности [Электронный ресурс] // http://polbu.ru/shatalov_health/ch17_all.html
- Бескова, Д.А., Тхостов, А.Ш. Телесность как пространственная структура // Психология телесности: между душой и телом/ ред.сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. – С.236-252.
- Семёнова, Е.Н. Проблемы в понимании различных видов тряпичной куклы [Электронный ресурс] // http://www.rukukla.ru/article/masterwork/ semenova/trapi4naa_kukla_i_ee_vidy.htm
- Безруких, А.В., Пилявина, О.М. Архетипы в психотерапии [Электронный ресурс] // http://bpaonline.ru/Books.htm, http://www.jungland.ru/node/1115, http://www.nvppl.ru/show_articles_123.htm,
- Лаврова, О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии [Электронный ресурс] // http://www.adhoc-coaching.spb.ru/pub/koncepciya_ telesnosti.htm
- Пропп, В.Я. Исторические корни Волшебной сказки [Электронный ресурс] // http://polbu.ru/propp_fairytale/
- Дайн, Г.Л., Дайн, М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Изд-во «Культура и традиция», 2008. – 120с.
- Гудков, Д. Б., Ковшова, М. Л. Телесный код русской культуры: материалы к словарю. М., 2007.
- Тоси, П. Змея сбрасывает кожу. Темы порядка и хаоса в танцевально-двигательной терапии [Электронный ресурс] // http://www.metodolog.ru/00171/00171.html
- Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации/ Пер. с англ. под науч. ред. А.Г. Сеферена. СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
- Дмитриев, С.В. от «живых движений» к социокультурным двигательным действиям (полемические заметки кинезиолога) [Электронный ресурс]
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3496
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 125
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0