Телесность как источник оптимизации стратегии университета
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Телесность в образовательной среде: проблемы и перспективы
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Яценко А.Ф. Телесность как источник оптимизации стратегии университета // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
Фрагмент статьи
Телесность как философская проблема имеет давнюю историю. В теоретическом осмыслении человеческое тело раскрывается через предельно широкие мировоззренческие категории - бытие, мир, самосознание, акцентируясь главным образом на духовной стороне человеческого существования. При этом тело представляет собой целостный опыт бытия человека в мире. Выделяют три аспекта телесности человека. Первый – тот, который связан с самим телом, его внешними и внутренними параметрами, второй аспект человеческой телесности «выходит» за рамки тела человека и реализуется в межчеловеческих связях и отношениях. Третий аспект человеческой телесности связан с осознанием единства человеческого рода и его телесной организации. В исследованиях телесности связь тела и мира может быть представлена как наиболее фундаментальное отношение, формирующее мировоззрение, мироощущение и мировосприятие человека. В осмыслении онтологии человеческой телесности требуется обращение к специфике телесного присутствия человека в мире. Важно прояснить положение человека, его способность преодолевать пределы антропометрической заданности, его поверхностное положение по отношению к миру и другим системам (обществу, государству), где тело выступает гарантом автономного, обособленного существования, как система в системе.
Полный текст
Телесность как философская проблема имеет давнюю историю. В теоретическом осмыслении человеческое тело раскрывается через предельно широкие мировоззренческие категории - бытие, мир, самосознание, акцентируясь главным образом на духовной стороне человеческого существования. При этом тело представляет собой целостный опыт бытия человека в мире. Выделяют три аспекта телесности человека. Первый – тот, который связан с самим телом, его внешними и внутренними параметрами, второй аспект человеческой телесности «выходит» за рамки тела человека и реализуется в межчеловеческих связях и отношениях. Третий аспект человеческой телесности связан с осознанием единства человеческого рода и его телесной организации. В исследованиях телесности связь тела и мира может быть представлена как наиболее фундаментальное отношение, формирующее мировоззрение, мироощущение и мировосприятие человека. В осмыслении онтологии человеческой телесности требуется обращение к специфике телесного присутствия человека в мире. Важно прояснить положение человека, его способность преодолевать пределы антропометрической заданности, его поверхностное положение по отношению к миру и другим системам (обществу, государству), где тело выступает гарантом автономного, обособленного существования, как система в системе.
Рассматривая связь социального измерения человеческой жизнедеятельности, личностных оснований бытия человека, включая бытие человеческого тела в обществе следует обратиться к проблемам телесности в образовательной среде. В проводимой междисциплинарной исследовательской работе по разработке стратегических направлений развития университета представляется актуальным показать, каким образом в университете происходит коммуникация между людьми, то, насколько любые процессы зависят не от доброй воли участников, а от некоторых невидимых глазу привходящих условий, специфики телесных контактов. Исследование этого аспекта телесности предполагается использовать в формировании стратегических направлений развития нашего университета. Особую специфику изучение телесности имеет в работе по формулированию стратегии в условиях проектирования федерального университета на Дальнем Востоке, предполагающей слияние разных университетов в единую инновационную структуру. Специфика связана с тем, что тело, как и каждый предмет, является элементом социальных процессов, социальности как таковой, проводником всевозможных связей и отношений. Поэтому можно говорить о таком социальном признаке телесности как обеспечение постоянства социальных связей. Но, в отличие от предметности (пассивной активности предметов), тело, будучи человеческим, является важнейшим элементом не только сохранения, но и обновления и воспроизводства социального опыта, ценностей и смыслов. В этом смысле можно говорить о том, что результаты исследования телесности позволят дать наиболее оптимальный набор элементов стратегии университета. Вместе с тем в проводимой исследовательской работе будут учтены аспекты исследования человеческой телесности как социального явления, неотделимого от самореализации и деятельности человека в университете. В контексте разработки стратегических направлений развития нашего университета исследование механизма обретения персональной идентичности студента в условиях различного типа социальных взаимодействий, складывающихся на основе телесного присутствия студента в сложившейся культуре университета представляется несомненно актуальным направлением работы. В исследовательской работе предполагается формулирование актуальной стратегии, в разработке которой ключевым звеном является студент, социальные измерения его бытия как существа, способного посредством своего тела из изначального пребывания в слиянии с миром перейти к обособлению и формированию индивидуальной, личностной сферы самореализации в культуре университета. В этом направлении работы человеческая телесность представляется как смыслопорождающая инвариантная структура, интегрирующая опыт студента, представляющая основание целостности его бытия в университетской культуре. Обращение к исследованию телесности, таким образом, позволяет произвести реконструкцию онтоантропологических оснований теоретического мышления как исторических, изменяющихся бытийных характеристик самого студента. Телесность в исследовании внутренних условий разработки стратегии университета представляет собой синоним бытия в аспекте прежде всего социально-онтологическом и выступает способом связи студента и мира, на основании которой осуществляется организация и оформление пространства университетской культуры, становятся эффективными продуктивные виды деятельности (труд, познание, творчество), процессы коммуникации, взаимодействия между студентами.
В целом представляется актуальным формирование ключевых компетенций у студентов в достижении высокого уровня абстракции, понятийной строгости и методологической оптимизации содержания мышления способствующей центрированию человека на самом себе. Такой подход к стратегиям обучения студентов в университете позволит сформировать инновационно-мыслящую прослойку обучающихся, так как наука немыслима без определенной степени индивидуализации, первичной стадией которой является автономность. Таким образом, совершенствование студентами абстрактного мышления, рационализации и идеализации бытия выступят средством против «головокружительной близости вещей» (М. Мерло-Понти). Рационально-теоретическое дистанцирование тела от непосредственной данности мира даст возможность его (мира) организации, осуществления контроля и прогнозируемости, вычислимости возможных событий. Такой набор компетенций студента в современной образовательной среде служит источником конкурентоспособности и успеха. Таким образом, с помощью социально-философского анализа проблемы телесности в качестве основы воспроизводства и трансляции социокультурных ценностей, идеалов, продуктивных форм деятельности, воплощающихся в индивидуальной сфере бытия студента, проясняется объективное, бытийное значение традиционных ценностей университетской культуры в формировании стратегии. Анализ проблемы телесности как источника идеалов, ценностей, способов деятельности студента будет применен при формулировании новой миссии университета, требующей уточнения этических аспектов и формирования рационального поведения, в освоении основ коммуникации и социальных взаимодействий студентов.
Литература
- Карасев, Л.В. О символах Достоевского // Вопросы философии. - 1994. - №10. - С. 100.
- Кашперский, В.И. Антропология знаний: ценности и смысл//Философия как призвание (работы разных лет). - Екатеринбург, 2006. - С.163.
- Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005 – 295 с.
- Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2002.- 702 с.
- Мосоров, А.М., Мокроносов Г.В. Общественные отношения и личность. - Свердловск, 1969. - С.79.
- Сельская, О.В. Совершенствование социального контроля над деятельностью административной организации вуза: автореферат дис. кандидата социологических наук: Москва. 2006. – 22 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1380
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 44
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0