Алгоритмы консультирования семей и детей с особыми нуждами
Общая информация
Рубрика издания: Телесность: социокультурые нормы и аномалии
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Минигалиева М.Р. Алгоритмы консультирования семей и детей с особыми нуждами // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
Фрагмент статьи
Консультирование родителей, имеющих ребенка с ОН и самого ребенка с ОН опирается на следующие принципы: 1) необходимость, в том числе в критические периоды и как часть сопровождения, 2) вынужденность – социальный заказ, 3) комплексность, 4) постоянный характер, в том числе – периодические консультации и т.д., 5) взаимодействие подсистем работы психолога с ребенком, с родителями и другими специалистами ЦСО, интерната.
Существуют важные отличия консультирования семьи, имеющей ребенка с особыми нуждами от бытующих в настоящее время систем консультирования. Во-первых, в рамках семейного или возрастно-психологического консультирования предполагается полная добровольность обращения к специалисту. Это означает достаточную мотивированность, эмоциональную готовность к встрече, желание изложить все, что кажется важным. В случае консультирования ребенка с подозрением на отклоняющееся развитие семья «вынуждается» к консультированию каким-либо специалистом (или социумом), заподозрившим нарушение развития у ребенка - то есть по направлению (или, что является более мягким, - «совету»).
Полный текст
Ситуация жизни ребенка с особыми нуждами (далее - ОН) и его семьи очевидно является много более травмирующей, чем ситуация жизни «обычного» ребенка и его семьи – прежде всего, за счет «обогащения» спектра социальных, медицинских и психологических проблем, связанных с общественным непринятием, невниманием, страхом и отвержением. Поэтому инвалидность ребенка – одна из причин его дезадаптации и девиантности, а также причина возникновения многих проблем психологического и социального плана у его родителей. Среди детей-инвалидов немало тех, кто, убегая от распространенного в обществе инвалидизма («расизма» в отношении инвалидов и их близких) и стратегии инвалидизации (закрепляющей ощущение человека с ОН себя «как неполноценного»), ударяется в крайности разнотипных психологических и социальных девиаций. Многие убегают от социального контроля и общества как такового - множеством самых разных способов. Консультативная работа с такими людьми – шанс вернуть их в общественную жизнь. В ситуации, когда ребенок живет в семье или постоянно общается с родителями, установление факта заболевания ребёнка, является для родителей ситуацией психологического шока. Реализация собственных планов становится проблематичной, неясны перспективы в отношении судьбы ребёнка. Сами родители, как правило, оказываются не готовыми к такому испытанию. Как правило, это неблагополучные семьи, наиболее нуждающиеся в помощи специалистов. Для организации наиболее качественного процесса работы с такими семьями необходимо тесное взаимодействие специалистов, работающих с детьми - инвалидами и семьями. Родители должны знать имеющийся реабилитационный потенциал ребёнка, ожидаемые результаты и все виды реабилитационных мероприятий, необходимых для ребёнка. Это способствует вовлечению родителей в работу по реабилитации их ребёнка. Семью, с первой встречи с ней, следует готовить к сотрудничеству с врачом, психологом, педагогом, социальным работником, к добросовестному выполнению всех поручаемых этими специалистами задач. Важно убедить родителей в выполнении всех назначенных реабилитационных мероприятий на протяжении всего цикла реабилитации. Многие родители не менее ребёнка нуждаются в помощи и поддержке специалистов.
Нарушение физического или психического развития, как и любое функциональное изменение организма, старение или болезнь, не ограничено рамками чисто медицинского явления. Его воздействие на семью, окружение или на самого индивида определяется тем смыслом, которым его наделяют общество и культура. Ограничение возможностей есть процесс, в котором нарушения телосложения, функций организма или условий окружающей среды делают деятельность человека или функционирование его органов затрудненным или невозможным. В качестве причины ограниченных возможностей может выступать неприспособленность окружающей среды для социализации определенных групп людей, например, недостаток или несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг, необходимых детям с нетипичным состоянием здоровья.
Консультирование родителей, имеющих ребенка с ОН и самого ребенка с ОН опирается на следующие принципы: 1) необходимость, в том числе в критические периоды и как часть сопровождения, 2) вынужденность – социальный заказ, 3) комплексность, 4) постоянный характер, в том числе – периодические консультации и т.д., 5) взаимодействие подсистем работы психолога с ребенком, с родителями и другими специалистами ЦСО, интерната.
Существуют важные отличия консультирования семьи, имеющей ребенка с особыми нуждами от бытующих в настоящее время систем консультирования. Во-первых, в рамках семейного или возрастно-психологического консультирования предполагается полная добровольность обращения к специалисту. Это означает достаточную мотивированность, эмоциональную готовность к встрече, желание изложить все, что кажется важным. В случае консультирования ребенка с подозрением на отклоняющееся развитие семья «вынуждается» к консультированию каким-либо специалистом (или социумом), заподозрившим нарушение развития у ребенка - то есть по направлению (или, что является более мягким, - «совету»).
Во-вторых, стандартное консультирование предполагает возможность для семьи в любой момент прекратить общение со специалистом. Практика консультирования детей, имеющих особые нужды показывает, что в некоторых случаях семья не доводит до конца консультирование или, неудовлетворенная результатами обследования, начинает искать другого, «более удобного» специалиста, который после повторного обследования дал бы более благоприятную информацию, отвечающую наличным потребностям и состоянию родителей. Подобное поведение семьи получило название «хождение по кругу врачей». Исходя из принципа соблюдения интересов ребенка, необходимо «удержать» родителей от преждевременного прерывания консультирования, дать возможность проведения психокоррекционной работы в полном объеме, добиться сведения до минимума количества посещений других учреждений и специалистов в целях «снятия» или смягчения диагноза, достигнуть адекватного осознания родителями проблемы и принятия правильных решений по воспитанию и обучению ребенка с ОН.
Типичные проблемы родителей детей с ОН и направления их коррекции:
-
пассивное отношение к жизни и к болезни ребенка - оно предполагает необходимость активизации – через осмысление успехов семьи и трансляцию успехов родителей из других семей, занимающих активную позицию, обнаружение и исследование «потерь» ребенка и родителей от их пассивности.
-
негативное отношение к жизни, в том числе депрессивные установки и состояния – переформулирование (позитивное переосмысление),
-
позитивное - «рентное» отношение к жизни и болезни ребенка – требуется помощь семье в направлении обнаружения «фиктивных целей», их ниспровержения и замены «реальными» целями,
-
защитное поведение, в том числе – игнорирование болезни – требует от консультанта помощи семье в направлении развенчания иллюзий «нормальности» и «здоровья» ребенка в противовес необходимости постоянной заботы о его развитии, состоянии как активных и комплексных. постоянных действий и усилий,
-
«стыдящееся» поведение – предполагает в работе с клиентами обнаружение «всеобщности» ограничений в жизни людей, анализ процесса стигматизации, возможна «коррекция средой» – например, временное пребывание в деревне, посещение интерната для детей-инвалидов и т.д., анализ инвалидизации как «расизма» в отношении детей и их семей,
-
гиперопекающие родители – помощь им включает совместный поиск причин гиперопеки – страха родителей за жизнь ребенка и страха оказаться нелюбящей и не принимающей, скрытых тенденций на подавление и «уничтожение» («детоцид») ребенка, развенчание неискренности и построение более искренних моделей поведения,
-
синдром хронической усталости – предполагает помощь в развитии позитивного самоотношения и принятия ситуации как «жизненного вызова», экзистенциальной задачи, необходима поддержка чувства гордости за свой «домашний» иди «инвалидный» труд, развитие взаимоотношений супружеской пары в целях усиления ее внутренних ресурсов, налаживании телесных форм взаимоподдержки супругов и детей,
-
осмысление болезни ребенка как «наказания», чувство вины – необходима разработка представлений родителей об их вине в направлении поиска иррациональных предубеждений, возможен психогенетический анализ, «целе-ориентированная» трансформация проблемных ситуаций, их ценностное осмысление,
-
ипохондрические реакции - нарциссического, истерического или смешанного типов – требуют помощи в коррекции «образа Я» и «образа ребенка» у родителей, продуктивны комплексные – в том числе – телесно-ориентированные методы помощи, выявление «несовместимых симптомов» и «поведений» и т.д.
-
проблемы частичного принятия ребенка и чувства вины – продуктивен анализ невозможности полного принятия и полезности , роли непринятия в позитивном развитии ребенка, анализ возможных схем манипулирования ребенком родителями, поддерживающих и эксплуатирующих их чувство вины, обнаружение и освоение более продуктивных схем межличностного взаимодействия в семье.
-
поддержка родителями формирования и развития вторичных дефектов развития ребенка - необходимо консультирование о возможностях коррекции и «компенсации» того ил иного первичного дефекта, обучение упражнениям, помогающим преодолеть проблемы, связанные с изоляцией ребенка и т.д.
-
проблемы родителей детей-аутистов, замкнувшихся в своих переживаниях на себе - требуется помощь родителям в раскрытии их чувств и переживаний,
-
детоцентризм – его преодоление связано с решением проблемы переориентации родителей на собственную жизнь, раскрытие неиспользованных возможностей, их значимости.
-
«автономные» проблемы родителя(ей), например, проблемы пары, существовавшие до ребенка, его инвалидности – продуктивны общие подходы плюс анализ «развивающих возможностей» детского присутствия, возможно – выявление «неосознаваемой» родителями и ребенком взаимосвязи интенсивностью проблем супругов и болезни ребенка.
Типичные позиции клиентов в консультировании и их преобразования:
-
пассивная – требует активизации, трансляции ответственности и демонстрации успехов активных семей и детей с ОН,
-
«зажатая» – страх перед консультированием и страх изменений в целом – необходимо показать семье роль изменений, обсудить феномен «снежного кома», «двойного эффекта самораскрытия» и т.д.
-
зависимая - требует трансляции активности, существования альтернативных подходов, важности их поиска,
-
продуктивная – активная – необходима помощь в поиске информации и выявлении мешающих развитию семьи и ребенка установок, поведения и т.д.,
-
рентная – важно поставить перед родителем вопрос, о том, что дает ему сегодняшнее поведение, не нужно ли его сохранить, усилить, что он потеряет, если его перестанут жалеть и т.п., что принесут ему более продуктивные способы решения своих проблем и ребенка,
-
негативная («тестирующая») – консультант демонстрирует нежелание клиента работать, это проверка профессионализма консультанта: продуктивны лобовые вопросы о том, хочет ли клиент продолжать консультирование и не нужно ли его прекратить, поскольку клиент не проявляет должной заинтересованности и раскрытости.
Проблемы родителей в ситуации сопровождения образуют несколько типичных групп, например:
-
проблемы супружеской пары, в том числе – ее существования, различия восприятия ребенка и его болезни – для этой пары необходима помощь в поиске общей –более конструктивной – любящей – стратегии организации взаимоотношений с миром и друг с другом,
-
проблемы взаимодействия ребенка с родителями – капризы и непринятие, неадекватные формы компенсации болезни и т.д. – необходима помощь клиентам в изменении систем взаимодействия, любовь и «дрессура» в отношениях с людьми,
-
взаимодействие ребенка с миром других детей и взрослых – часто необходима «прицельная» работа в направлении профилактики дисморфофобии, ипохондрии, инвалидизма, др.
Конфликтные ситуации в разных ситуациях консультирования:
-
не возникают, если наблюдается: соблюдение этических принципов, принципов первичного и вторичного договора, открытое обсуждение взаимодействий клиента и консультанта, их соответствия договору, профессиональная и личностная зрелость консультанта, готовность клиента к консультированию,
-
возникают, если наблюдаются: «сгорание консультанта», наложение проблем клиента и консультанта, взаимодействие личностных «незрелостей», и т.д.
-
коррекция конфликтов выступает как: ситуация для раскрытия, ситуация развенчания иллюзии понимания - для взаимопонимания, переломная ситуация, исследование ситуации, угашение «мнимого конфликта» обнаружением и противопоставлением позиций, смена консультанта.
Рекомендации по процессу консультирования клиентов данной группы опираются на известные принципы экзистенциально-гуманистической психотерапии: принятие, эмпатия, конгруэнтность, конкретность, необычность, пластичность поведения и отстаивание ценностей. Кроме того, в работе с данными клиентами важно уметь «приземлять» данные принципы в практику непосредственного общения: системность отклонений в развитии личности и ее отношений в ситуации «ОН», требует от консультанта способности «технологизировать» и «операционализировать» свою любовь и принятие клиентов как людей, помогая им научится такому же принятию и любви не только на уровне «простого отношения», но и на уровне непосредственного поведения, в обыденной жизнедеятельности.
Психологическое сопровождение осуществляется в процессе общения с ребенком с семьей, ее жизнедеятельности. Это, прежде всего, консультирование профилактико-информирующего и психотерапевтического характера, связанного с раскрытием общих тенденций развития аномального ребенка, его отношений с миром и семейных взаимоотношений.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 7233
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 10