О некоторых социально-психологических особенностях субкультуры "металлистов"

Общая информация

Рубрика издания: Социальная психология личности в общественной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Тугушева А.Р. О некоторых социально-психологических особенностях субкультуры "металлистов" // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

Известно, что каждому человеку необходима определенная система духовных ценностей, «поскольку именно она является той основой, опираясь на которую можно строить позитивное межличностное взаимодействие…» [1]. На сегодняшний день музыка занимает одно из центральных мест в системе ценностей не только молодежи, но и более старших поколений, особенно рок-музыка, культура которой являет собой малоисследованный социально-культурный феномен. Специфика данного музыкального стиля, а равно и облик культуры обуславливается историей их зарождения, когда в середине XX века наступил кризис общества, и  люди находились в поиске новых культурных ценностей, которые можно было бы противопоставить реальности. Появление рок-музыки, а позднее и «металла», стало ответной реакцией молодого поколения на стрессы, которые переживало общество в тот период времени.

Примечательно то, что рок-музыка сегодня превратилась в своего рода символ особого стиля жизни, объединяющий индивидов со своим сложным внутренним миром и не принимающих традиционные стереотипы жизни, отраженные в массовой культуре, иными словами – в субкультуру.

По мнению Г.С. Кнабе, исследовавшего западную рок-культуру, для этой субкультуры очень важно чувство среды: «есть они и есть мы», причем противостояние это носит не социальный, не политический или идеологический, а скорее, экзистенциальный характер [3]. «Следует различать два взаимодополняющих аспекта субкультуры – систему социальных отношений, определяющих членство в субкультуре, и систему социальных значений (что членство «значит» для участников)» [5]. В соответствии со значениями субкультуры ее члены пользуются символами для создания собственного образа, не понятного для тех, кто не относится к этой субкультуре. Здесь имеет значение не только то, что люди представляют собой, но и то, как они представляют себя другим [7]. Благодаря использованию символов человеку, знакомому с их значениями, гораздо легче с первого взгляда определить, что представляет из себя тот или иной представитель субкультуры. Кроме того, благодаря «чувству среды» данной субкультуре присущ своеобразный дух единения, сближающий незнакомых людей, сходно выделяющихся в толпе.

Но в то же время внутри самой культуры существует довольно много течений, которые, несмотря на общность перед массовой культурой, довольно сильно разделяют «металлистов» как таковых. Это обусловлено тем, что рок-музыка, являющаяся основой субкультуры имеет много направлений, многие из которых очень сильно различаются  как звучанием и построением музыкальных композиций, так и смысловой нагрузкой текстов. Часто бывает так, что те, кто предпочитают слушать одно или несколько направлений, совершенно не принимают другие. И как следствие этого, когда встречаются люди, которым нравятся различные направления,  бывает, что они не находят общего языка, хотя и являются носителями одной субкультуры.

Кроме того, неизбежно возникают конфликты между носителями субкультуры и представителями массовой культуры. Почему возникают эти проблемы, можно объяснить цитатой С. Московичи: «В каждую эпоху начинается отвержение групп, пропагандирующих новую доктрину или новые убеждения… И вообще всех меньшинств, которые отваживаются объединяться вокруг запрещенной идеи или неприемлемой точки зрения – искусство приводящее в замешательство, неведомая наука…» [6].

 Отвержение непонятного является естественной реакций человека. Очень немногие испытывают желание изучить это непонятное, а в связи с отсутствием знаний о предмете появляется большое количество домыслов, которые еще больше усиливают неприятие непонятного. Исторически сложилось так, что общество весьма негативно относится к представителям различных субкультур вообще. Л.Г. Ионин в книге «Социология культуры» описывает пять способов разрешения конфликтов типа «культура – культура» по Ф. Боку, но последние два способа вполне подходят и для конфликтов типа «культура-субкультура»:

  • геттоизация;
  • полная ассимиляция;
  • колонизация;
  • частичная ассимиляция;
  • промежуточный тип.

Эффективно исследовать любую субкультуру можно только находясь внутри нее, понимая все тонкости ее философии и образа жизни. Если говорить конкретно о субкультуре «тяжелой» музыки, нужно отметить одну любопытную деталь.  Да, действительно – существует четкое разграничение на «мы и они». Но в то же время со стороны представителей субкультуры внимание на этом не акцентируется. Это воспринимается как данность. Поэтому частичная ассимиляция, когда человек выполняет свои социальные роли, а свободное время проводит среди своих – вполне приемлемый способ разрешения конфликта. Кроме того, принадлежность субкультуре, в девяносто процентах из ста, означает самовыражение. Абсолютно все «металлисты», с которыми доводилось общаться автору, либо играют в группе на каком-либо инструменте (или поют), либо мечтают играть в группе, т.е. тяга к самовыражению заставляет людей изучать что-то новое, будь-то музыкальный инструмент или другой язык, на котором поют любимые исполнители. Этот промежуточный тип одинаково полезен как с точки зрения субкультуры, так и с точки зрения обычной жизни, где подобные навыки могут пригодиться.

В то же время очень не просто решить конфликты культур на практике именно за счет того образа, которым обладают носители субкультуры и тех мифов, которые с этим образом связаны. Так, если обычные люди увидят на улице человека с длинными волосами, одетого в проклепанную кожу, то в лучшем случае его сочтут просто странным и не будут иметь с ним дела, в худшем – сочтут потенциально опасным, что может привести к потенциальной возможности столкновений на физическом уровне.

В рамках данной работы нами были рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся положения «металлистов» как представителей определенной субкультуры в системе социальных отношений, существующих в современном обществе. Перспективным видится изучение этой проблемы в контексте дальнейшего исследования данной субкультуры и ее взаимодействия с представителями массовой культурой.

Литература

  1. Виноградова А.А. Развитие духовной культуры школьника в системе эстетического воспитания Б.М. Неменского: Автореф. дис. …канд. пед. наук. Саратов, 2003. 20 с.
  2. Ионин А.Г. Социология культуры. М., 1998.
  3. Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия // Проблемы информационной культуры. М., 1997, Вып. 4.
  4. Година А.И. Взаимодействие субкультуры и культуры (на примере движения индеанистов) // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. СПб., 1999.
  5. Борисов И.Ю., Радзиховский Л.А. Зарубежные исследования молодежных субкультур // Идеологические и психологические исследования массового сознания. М., 1989.
  6. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.
  7. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2002.

Информация об авторах

Тугушева Альфия Равильевна, кандидат социологических наук, преподаватель факультета педагогики, психологии и начального образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: al_fiya@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4587
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 8