О некоторых социально-психологических особенностях субкультуры "металлистов"
Общая информация
Рубрика издания: Социальная психология личности в общественной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Тугушева А.Р. О некоторых социально-психологических особенностях субкультуры "металлистов" // Проблемы cоциальной психологии личности.
Полный текст
Известно, что каждому человеку необходима определенная система духовных ценностей, «поскольку именно она является той основой, опираясь на которую можно строить позитивное межличностное взаимодействие…» [1]. На сегодняшний день музыка занимает одно из центральных мест в системе ценностей не только молодежи, но и более старших поколений, особенно рок-музыка, культура которой являет собой малоисследованный социально-культурный феномен. Специфика данного музыкального стиля, а равно и облик культуры обуславливается историей их зарождения, когда в середине XX века наступил кризис общества, и люди находились в поиске новых культурных ценностей, которые можно было бы противопоставить реальности. Появление рок-музыки, а позднее и «металла», стало ответной реакцией молодого поколения на стрессы, которые переживало общество в тот период времени.
Примечательно то, что рок-музыка сегодня превратилась в своего рода символ особого стиля жизни, объединяющий индивидов со своим сложным внутренним миром и не принимающих традиционные стереотипы жизни, отраженные в массовой культуре, иными словами – в субкультуру.
По мнению Г.С. Кнабе, исследовавшего западную рок-культуру, для этой субкультуры очень важно чувство среды: «есть они и есть мы», причем противостояние это носит не социальный, не политический или идеологический, а скорее, экзистенциальный характер [3]. «Следует различать два взаимодополняющих аспекта субкультуры – систему социальных отношений, определяющих членство в субкультуре, и систему социальных значений (что членство «значит» для участников)» [5]. В соответствии со значениями субкультуры ее члены пользуются символами для создания собственного образа, не понятного для тех, кто не относится к этой субкультуре. Здесь имеет значение не только то, что люди представляют собой, но и то, как они представляют себя другим [7]. Благодаря использованию символов человеку, знакомому с их значениями, гораздо легче с первого взгляда определить, что представляет из себя тот или иной представитель субкультуры. Кроме того, благодаря «чувству среды» данной субкультуре присущ своеобразный дух единения, сближающий незнакомых людей, сходно выделяющихся в толпе.
Но в то же время внутри самой культуры существует довольно много течений, которые, несмотря на общность перед массовой культурой, довольно сильно разделяют «металлистов» как таковых. Это обусловлено тем, что рок-музыка, являющаяся основой субкультуры имеет много направлений, многие из которых очень сильно различаются как звучанием и построением музыкальных композиций, так и смысловой нагрузкой текстов. Часто бывает так, что те, кто предпочитают слушать одно или несколько направлений, совершенно не принимают другие. И как следствие этого, когда встречаются люди, которым нравятся различные направления, бывает, что они не находят общего языка, хотя и являются носителями одной субкультуры.
Кроме того, неизбежно возникают конфликты между носителями субкультуры и представителями массовой культуры. Почему возникают эти проблемы, можно объяснить цитатой С. Московичи: «В каждую эпоху начинается отвержение групп, пропагандирующих новую доктрину или новые убеждения… И вообще всех меньшинств, которые отваживаются объединяться вокруг запрещенной идеи или неприемлемой точки зрения – искусство приводящее в замешательство, неведомая наука…» [6].
Отвержение непонятного является естественной реакций человека. Очень немногие испытывают желание изучить это непонятное, а в связи с отсутствием знаний о предмете появляется большое количество домыслов, которые еще больше усиливают неприятие непонятного. Исторически сложилось так, что общество весьма негативно относится к представителям различных субкультур вообще. Л.Г. Ионин в книге «Социология культуры» описывает пять способов разрешения конфликтов типа «культура – культура» по Ф. Боку, но последние два способа вполне подходят и для конфликтов типа «культура-субкультура»:
- геттоизация;
- полная ассимиляция;
- колонизация;
- частичная ассимиляция;
- промежуточный тип.
Эффективно исследовать любую субкультуру можно только находясь внутри нее, понимая все тонкости ее философии и образа жизни. Если говорить конкретно о субкультуре «тяжелой» музыки, нужно отметить одну любопытную деталь. Да, действительно – существует четкое разграничение на «мы и они». Но в то же время со стороны представителей субкультуры внимание на этом не акцентируется. Это воспринимается как данность. Поэтому частичная ассимиляция, когда человек выполняет свои социальные роли, а свободное время проводит среди своих – вполне приемлемый способ разрешения конфликта. Кроме того, принадлежность субкультуре, в девяносто процентах из ста, означает самовыражение. Абсолютно все «металлисты», с которыми доводилось общаться автору, либо играют в группе на каком-либо инструменте (или поют), либо мечтают играть в группе, т.е. тяга к самовыражению заставляет людей изучать что-то новое, будь-то музыкальный инструмент или другой язык, на котором поют любимые исполнители. Этот промежуточный тип одинаково полезен как с точки зрения субкультуры, так и с точки зрения обычной жизни, где подобные навыки могут пригодиться.
В то же время очень не просто решить конфликты культур на практике именно за счет того образа, которым обладают носители субкультуры и тех мифов, которые с этим образом связаны. Так, если обычные люди увидят на улице человека с длинными волосами, одетого в проклепанную кожу, то в лучшем случае его сочтут просто странным и не будут иметь с ним дела, в худшем – сочтут потенциально опасным, что может привести к потенциальной возможности столкновений на физическом уровне.
В рамках данной работы нами были рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся положения «металлистов» как представителей определенной субкультуры в системе социальных отношений, существующих в современном обществе. Перспективным видится изучение этой проблемы в контексте дальнейшего исследования данной субкультуры и ее взаимодействия с представителями массовой культурой.
Литература
- Виноградова А.А. Развитие духовной культуры школьника в системе эстетического воспитания Б.М. Неменского: Автореф. дис. …канд. пед. наук. Саратов, 2003. 20 с.
- Ионин А.Г. Социология культуры. М., 1998.
- Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия // Проблемы информационной культуры. М., 1997, Вып. 4.
- Година А.И. Взаимодействие субкультуры и культуры (на примере движения индеанистов) // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. СПб., 1999.
- Борисов И.Ю., Радзиховский Л.А. Зарубежные исследования молодежных субкультур // Идеологические и психологические исследования массового сознания. М., 1989.
- Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2002.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4587
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 8