Фокус-групповые исследования информационного воздействия масс-медиа: проблема и перспективы разработки методического инструментария

Общая информация

Рубрика издания: Общетеоретические проблемы социальной психологии личности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Грачев Г.В., Грачева И.Г. Фокус-групповые исследования информационного воздействия масс-медиа: проблема и перспективы разработки методического инструментария // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

Подготовлено с использованием материалов исследовательского проекта «Методологические основы социолого-психологической экспертизы СМИ», при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант 05-03-03445а).

Проблема исследования информационно-психологического воздействия становится все более актуальной. Определяется это не только  теоретическим осмыслением перехода к новой эпохе – эпохе информационной цивилизации, но и потребностями социальной практики.

Одна из них – это потребность в  квалифицированной экспертизе информационно-психологического воздействия, осуществляемого, в частности, с использованием средств массовой коммуникации.

Для оценки качественно-количественных параметров информационно-психологического воздействия, оказываемого средствами массовой коммуникации (СМК) на население, могут использоваться различные социолого-психологические методы, в числе которых все более активно применяется метод фокус-групп.

Широкое распространение метода фокус-групп для решения исследовательских и практических задач (в научных исследованиях, маркетинге, рекламе, информационно-пропагандистской деятельности, оптимизации управления и др.) трансформировало его применение в специфический вид профессиональной деятельности исследовательско-практического характера с коллективным субъектом – исследовательской командой, включающей следующих участников: руководитель проекта, исследователь, модератор (ведущий фокус-групповой дискуссии), ассистент модератора, специалист по набору респондентов в фокус-группы, протоколист.

Фокус-групповые исследования являются эффективным инструментом, позволяющим выявить особенности восприятия аудиторией информационных материалов и информационных каналов, понять причины формирования  оценок и мнений адресатов информационного воздействия. Фокус-групповая дискуссия позволяет понять особенности восприятия той или иной информации людьми, на которых она направлена. Данный метод способствует выявлению реального содержания перцептивных и мотивационных аспектов восприятия информации, качественных параметров информационного воздействия на психику людей. Следует отметить, что первое описание метода фокус-группы (Р.Мертон, М.Фиске, П.Кендалл, 1956) связано с его использованием во время второй мировой войны именно для изучения информационного воздействия на людей. 

Таким образом, сфокусированная дискуссия позволяет увидеть возможную реакцию аудитории на конкретную информацию при массовом распространении, что делает метод фокус-групп эффективным инструментом анализа при проведении экспертизы материалов СМИ.

Суть данного метода применительно к анализу информационного воздействия СМК состоит в том, что это – групповое фокусированное интервью, проходящее в форме дискуссии и направленное на получение от ее участников субъективных впечатлений по их восприятию информации, получаемой из средства массовой информации. Это дает возможность проникнуть во внутренний мир значений участников дискуссии, понять мотивацию их поведения, оценок. Такое фокусированное интервью объединяет фокусированность на конкретной теме и выяснение определенной совокупности вопросов со свободной формой высказываний участников.

На развитие метода фокус-групп оказали влияние представители разных областей научных и прикладных исследований. Впервые фокус-группа была применена Р.Мертоном и П.Лазарсфельдом во время второй мировой войны (1941) для изучения эффективности работы радио. Впоследствии  Р.Мертон (1943) использовал данный метод для анализа эффективности информационного воздействия в армии. Первое теоретическое описание было сделано Р.Мертоном, П.Кендаллом, М.Фиске в 1946 году в книге «Фокусированное интервью». В дальнейшем (до середины 80-х) теоретико-методологических разработок метода фокус-групп практически не было. Повышение внимания к данному методу в конце 80-х годов произошло после его успешного применения в маркетинговых и социально-психологических исследованиях и связано с именами Д. Моргана, Р. Стьюарта, Р. Крюгера, Дж. Кнодела и др. Отличие метода фокус-групп от других методов (опроса, контент-анализа и др.), современная практика его использования в различных областях раскрывается в работах отечественных и зарубежных авторов (С.А. Белановского, Н.Н. Богомоловой, Е.В. Дмитриевой, О.Т. Мельниковой, Т.В. Фоломеевой, T. Greenbaum, W. Gordon, R. Langmaid и  др.).

Вместе с тем эффективное и адекватное использование метода фокус-групп в дальнейшем для решения различных исследовательских задач и, в частности, в экспертизе информационно-психологического воздействия требует более четкого формулирования ряда исходных теоретических положений и дальнейшего осмысления практики его использования. В настоящее время, как уже отмечалось раньше [3, 4], основная задача, требующая сосредоточения усилий специалистов в этой области, это, с одной стороны – теоретическое осмысление и обобщение практического опыта проведения экспертиз информационных материалов, а с другой – унификация научно обоснованных методических процедур и разработка основных принципов нового направления экспертной деятельности – экспертизы информационно-психологического воздействия, проведение экспертиз различных по содержанию и форме представления информационных материалов.

Прежде чем перейти к рассмотрению методических средств фокус-группового исследования информационно-психологического воздействия, кратко сформулируем основные концептуальные положения, используемые для его описания.

В нашей работе будет использоваться ряд таких понятий, как информационно-психологическое воздействие, информационный материал, информационный канал, информационная мишень, психологическая (личностная) мишень, представления (в т.ч. социальные), отношения (субъективные, личностные, психологические) и др. В связи с тем, что они могут неоднозначно трактоваться, мы будем в процессе рассмотрения нашей темы давать основным из них краткую характеристику и рабочие определения.

В первую очередь, остановимся  на понимании информационно-психологического воздействия. В наиболее кратком виде его можно определить как воздействие на психику человека (людей), осуществляемого с использованием информации в различных формах и на различных носителях. Определяя понятие «информационно-психологическое воздействие», необходимо показать, чем оно отличается от таких понятий, как «информационное воздействие» и «психологическое воздействие». Различные виды воздействия определяются в зависимости от объекта воздействия, цели (субъекта воздействия), последствий, либо от используемых средств или их сочетаний, выступающих в определенной мере в качестве критериев деления. Например, информационно-пропагандистское, психогенное, психотропное, психофармакологическое воздействие и т.п.

Информационное воздействие определяется в зависимости от  средств воздействия – информации. Причем объектами могут выступать любые информационные системы как технические, так и человек, социальная группа и т.д. 

Психологическое воздействие  в широком его понимании  определяется в зависимости от объекта воздействия – психики человека. В качестве средств могут использоваться любые средства воздействия, в том числе непсихологические.

При определении содержания понятия информационно-психологи-ческое воздействие целесообразно отметить следующие особенности, которые поясняют его введение в научный понятийный аппарат.

Во-первых, в данном понятии акцентируется целевая функция информации как специфического средства воздействия на людей.

Во-вторых, осуществляется выделение объекта информационного воздействия – психика человека (в отличие от информационного, которое может применяться и к различным информационным системам).

Использование этого понятия в настоящее время позволяет выделить вид психологического воздействия, осуществляемого с использованием знаково-символических и образных средств, соответствующих основным модальностям органов чувств и ощущений человека, отделив его от таких, как  психофизическое воздействие, энергоинформационное воздействие, психогенное, психотропное и некоторых других.

Как правило, любой информационной материал в контексте исследований его воздействия на психику людей может рассматриваться как изменяющий с помощью информации (представленных в нем информационно-смысловых моделей моделируемых объектов реальной и виртуальной действительности) два основных вида психических образований человека, выступающих как мишени информационно-психологического воздействия  – когнитивных и эмоционально-оценочных.

В данном случае под информационным материалом понимается информация, зафиксированная в различных формах и на любых носителях, доступная для человеческого восприятия и изучения. 

Термин мишени даже в контексте  исследований информационного воздействия на людей используется неоднозначно. В качестве мишеней выделяются отдельные личности, коллективы и социальные группы, воинские подразделения и соединения, население регионов и даже стран и сами страны, в некоторых ситуациях, в частности, при проведении информационно-психологических операций рассматриваются и обозначаются как мишени (например, страны-мишени).

В связи с этим, на наш взгляд, в дополнение к указанным группам мишеней информационно-психологического воздействия, которые можно условно обозначить как «объекты-мишени», целесообразно использовать понятия информационных и личностных или психологических мишеней.

В качестве основных личностных мишеней информационно-психологического воздействия выступают следующие группы психических образований человека: информационно-ориентировочная основа жизнедеятельности – знания (представления) об окружающем мире, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным обеспечением активности человека; групповые и социальные нормы, потребности, интересы, склонности; самооценка (в т.ч. чувство собственного достоинства, самоуважение, гордость), субъективные отношения личности, мировоззрение, убеждения, верования, смысловые, целевые, операциональные установки и т.д.; психические состояния; способ мышления, стиль поведения и общения, привычки, умения, навыки и т.п. [2].

В целях нашего исследования как основные личностные мишени информационно-психологического воздействия, осуществляемого посредством информационных материалов, целесообразно выделить следующие: 1) в качестве информационно-когнитивных структур – знания (представления) об окружающем мире (явлениях, событиях, людях); 2) в качестве эмоционально-оценочных структур – субъективные отношения человека.

Знания (представления) и субъективные отношения выступают как наиболее значимые и операционализируемые мишени информационно-психологического воздействия в рамках проводимого нами исследования.

Под представлениями понимаются в большей мере именно социальные представления как осмысленные знания. Причем используется подход В.Вагнера, разделяющего представление как социальные процессы, вовлеченные в репрезентирование, и представления как образы, метафоры, изображения как результаты этого процесса. Такой подход позволяет изучать структуру и динамику представлений  [1, 6].

Это упрощение и  схематизация реального процесса в первую очередь определяется необходимостью создания адекватной, но достаточно простой концептуальной схемы для использования специалистами прикладных исследований, позволяющей проводить операционализацию до уровня разработки методического инструментария и его практического  применения.

Под отношениями в данном контексте понимаются субъективные отношения личности или психологические отношения, которые рассматриваются как наиболее общее понятие, позволяющее охватить в целом такие  личностные образования, как ценностные ориентации, привязанности, симпатии, антипатии, интересы и ряд других характеристик, которые хотя и связаны с потребностями, мотивами и целями, но не сводятся к ним, как отмечал Б.Ф.Ломов. «Речь идет о том, – подчеркивал он, – как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае термин «отношение»  подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. «Отношение» здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности»  [7].

Наглядно этот процесс можно представить в виде следующей схемы

Операционализируя теоретические подходы к процессу воздействия информационных материалов на психику человека (информационно-психологическому воздействию с использованием информационных материалов) и рассматривая их на примере материалов средств массовой коммуникации, мы полагаем возможным представить этот процесс следующим образом.

Основными психологическими мишенями выступают представления человека о чем-либо или о ком-либо и отношения к чему-либо или кому-либо.

Таким образом, в качестве основных параметров результатов (последствий) информационно-психологического воздействия информационных материалов могут рассматриваться формирование представлений и отношений – новых или изменение существующих.

Все многообразие ситуаций подготовки информационных материалов можно разделить на две основные группы. Первая – информационные материалы готовятся для формирования представлений и/или отношений в относительно благоприятных условиях. То есть в  условиях, когда не было предварительного информационно-психологического воздействия информационных материалов уже повлиявшего на формирование  представлений и/или отношений, касающихся значимых объектов в нежелательную сторону. Или ситуация, когда такое воздействие осуществлено и необходимо готовить информационные материалы с  целью оказания информационно-психологического воздействия для корректировки, внесение изменений и иногда весьма кардинальных, которые должны привести к формированию представлений и/или отношений, касающихся значимых  объектов, значительно отличающихся или даже противоположным сформированным ранее.

Содержащиеся в информационных материалах информационные средства воздействия  можно условно разделить на следующие три основные группы: средства отображения (описания) чего-либо или кого-либо; средства оценки, выражения отношения  к чему-либо, кому-либо; и средства усиления оценки или отношения к чему-либо, кому-либо, которые могут быть явно выражены или представлены скрытно, неявно выражены.

Отношение к объекту (в данном случае объект понимается в самом широком смысле, т.е. под объектами понимаются люди, события, явления, результаты деятельности людей, в том числе нематериальные, организации и т.п.) изменяется не только за счет включения в информационный материал оценочной информации, но и описательной (фактуальной), которая также может влиять на отношение к описываемому объекту (как своим содержанием, так и структурированностью). Поэтому и вводится такая группа средств воздействия, как средства усиления информационно-психологического воздействия.

В качестве средств информационно-психологического воздействия выступают образования, которые можно обозначить как информационно-смысловые (семантические) модели (конструкты), представленные в информационных материалах, а также различные приемы скрытого информационно-психологического воздействия, в т.ч. связанные с нарушением логических правил, использованием разнообразных средств оценочного и эмоционально-образного усиления и т.п.

Сами средства отображения могут выступать как объекты информационного воздействия. То есть,  отображения каких-либо явлений, событий, лиц, организаций и т.п. (а также их оценка и  трактовка) или их отдельные элементы с использованием информационных сообщений могут изменяться, включаться в другой контекст. Таким образом, средства отображения могут выступать одновременно и как информационные мишени. Проиллюстрировать этот процесс можно в виде схемы (рис. 2).

Эффективность информационно-психологического воздействия информационных материалов может оцениваться за счет соотношения целей создания и распространения конкретного информационного материала с полученными результатами, а также адекватности используемых информационных средств воздействия.

Как уже отмечалось, фокус-групповые исследования являются эффективным инструментом изучения информационно-психологического воздействия. Однако для их применения в экспертизе информационно-психологического воздействия процедура их проведения должна быть в определенной мере стандартизирована (унифицировать) и признана экспертным сообществом как методический инструмент экспертизы. Кроме концептуальной  схемы одним из этапов этого процесса в данной  ситуации может стать также разработка системы типичных целей и задач фокус-группового исследования  воздействия информационных материалов.

Кратко рассмотрим в этом плане процедуру фокус-группового исследования. Результатом первого этапа фокус-группового исследования (т.е. формирование методологии исследования) является разработка программы исследования, которая включает цели, задачи исследования, выдвинутые гипотезы, географию исследования (например, Москва, область, другие города), целевую аудиторию, количество фокус-групповых дискуссий, а также план-график исследования, в котором определены сроки его проведения, ответственные за определенный вид работ и бюджет.

Такие этапы, как проведение фокус-групповой дискуссии и ее подготовка, имеют наиболее сложную психологическую структуру. Они включают основное содержание деятельности модератора и могут быть описаны в виде теоретической модели структурно-функциональной организации процесса фокус-групповой дискуссии. Данная модель представляет последовательность этапов деятельности модератора (функциональных блоков), отличающихся спецификой типичных решаемых задач (выполняемых действий) и актуализацией его личностных и профессионально важных качеств.

Так как модель включает систему типичных решаемых задач, она может рассматриваться также в качестве схемы ориентировочной основы действий модератора при реализации процесса фокус-групповой дискуссии.

Разработка типовой технологии проведения фокус-групповых исследований воздействия информационных материалов предполагает решение двух основных задач.

Во-первых, с учетом того, что проведение фокус-групповой дискуссии определяется методологией исследования, в первую очередь – целями, задачами исследования, необходимо выявить и сформулировать наиболее типичные из них для исследований воздействия информационных материалов.

Во-вторых, на основе теоретической модели структурно-функциональной организации процесса фокус-групповой дискуссии и с учетом выявленных и сформулированных наиболее типичных целей и задач исследований воздействия информационных материалов разработать типовой топик-гайд (план проведения модератором фокус-групповой дискуссии).

Исходя из изложенного для фокус-групповых исследований информационно-психологического воздействия информационных материалов, создаваемых и распространяемых для формирования представлений и/или отношений представляется возможным сформулировать следующие типичные цели и задачи.

Система типичных целей и задач фокус-групповых исследований воздействия информационных материалов [1]

Цель: изучение влияния информационного материала на формирование у целевой группы представлений о конкретных объектах и/или отношений к конкретным объектам (под объектами понимается люди, события, явления, результаты деятельности людей, в том числе нематериальные, организации и т.п.).

Задачи

1. Оценить, как исследуемый информационный материал в целом воздействует на целевую группу:

  • общее впечатление от информационного материала;
  • сформировавшееся преставление целевой группы о чем-либо и/или о ком-либо после ознакомления с изучаемым информационным материалом [2];
  • сформировавшееся отношение целевой группы к чему-либо и/или кому-либо после ознакомления с изучаемым информационным материалом.

2. Оценить воздействие видеоряда информационного материала на целевую группу:

  • ассоциативный ряд, вызываемый видеорядом;
  • общее впечатление от видеоряда;
  • степень соответствия текстовому содержанию;
  • особенности восприятия изучаемых объектов и отношений к этим объектам на основании предлагаемого видеоряда.

3. Выявить смысловые блоки (фрагменты) исследуемого информационного материала:

  • основания для выделения смысловых блоков;
  • обоснование причин выделения  конкретных смысловых блоков.

4. Выявить основные интенции (за счет чего воздействует) каждого смыслового фрагмента (блока) исследуемого информационного материала, выделенных в процессе фокус-групповой дискуссии:

  • фрагменты, вызывающие позитивное, негативное, нейтральное восприятие изучаемых объектов и отношений к этим объектам, а также объяснения (причины) такого восприятия;
  • фрагменты (информацию), вызывающие доверие/недоверие со стороны целевой группы, а также причины подобной оценки;
  • недостающую и/или избыточную информацию о конкретных объектах, ситуация, фактах и пр.

5. Проранжировать выделенные фрагменты (смысловые блоки текстовой информации) по степени влияния на формирование позитивного/негативного отношения к изучаемым объектам.

6. Выявить отношение к компоновке смысловых блоков. Способы ее изменения, способствующие усилению позитивного/негативного либо адекватного представления об объекте, и соответствующего отношения к нему.

7. Выявить содержащиеся в информационных материалах основные  информационные средства воздействия в следующих группах: средства отображения (описания) чего-либо или кого-либо; средства оценки, выражения отношения  к чему-либо, кому-либо; средства усиления оценки или отношения к чему-либо, кому-либо; а также смешанные (комбинированные).

8. Оценить выявленные средства воздействия в зависимости степени их эффективности (наиболее эффективные, среднеэффективные, малоэффективные) и степени выраженности (явно выраженные или представленные скрытно, неявно выраженные)[3].



[1] Модель структурно-функциональной организации процесса фокус-групповой дискуссии и типовой топик-гайд  (план проведения фокус-групповой дискуссии) с учетом выделенных задач фокус-группового исследования разработаны и апробированы в диссертационном исследовании Г.В. Грачевой  [5].

[2] Конкретные объекты выделяются в соответствии с содержанием изучаемого информационного материала и конкретизацией цели исследования совместно с заказчиком.

[3] Данная и предыдущая задача реализуется на стадии анализа данных фокус-групповых дискуссий. При проведении фокус-групп модератор должен учитывать, что для решения этой задачи необходимо получить от респондентов максимальный спектр высказываний/оценок по задачам № 4-5.

Литература

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания.  М., 2000.
  2. Грачев Г.В. Личность и общество в условиях кардинальных общественных изменений: формирование концепции информационно-психологической безопасности // Синергетическая парадигма. Человек и  общество в условиях нестабильности. М., 2003. С. 312-330.
  3. Грачев Г.В., Грачева И.Г. Экспертиза информационных материалов: проблемы и перспективы формирования нового направления экспертной деятельности // Психология системного функционирования личности: Материалы международ. науч. конф. Саратов, 2004. С. 102-104.
  4. Грачева И.Г. Метод фокус-групп в экспертизе информационных материалов: проблемы и возможности использования // Психология системного функционирования личности: Материалы международ. науч. конф. Саратов, 2004. С. 104-106.
  5. Грачева И.Г. Профессиональная компетентность модератора в фокус-групповых исследованиях: содержание и пути развития: Автореф. дис. …  канд. психол. наук. М., 2005. 24 с.
  6. Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и   концепция: итоги последнего десятилетия // Психол. журн. 2001. Т.22, № 6. С. 39-47.
  7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Информация об авторах

Грачев Георгий Васильевич, доктор психологических наук, профессор, Москва, Россия

Грачева И.Г., Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 9136
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 25