Проблема саморегуляции как проблема психосоциального развития общества
Общая информация
Рубрика издания: Социальная психология личности в общественной сфере
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кузьмина В.М. Проблема саморегуляции как проблема психосоциального развития общества // Проблемы cоциальной психологии личности.
Полный текст
Проблема осознанной саморегуляции как психических процессов, так и деятельности в отечественной психологической науке была обозначена в 1980-1990-е годы. Исследованию регуляторных психических процессов посвящены работы Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко и др. Ими были описаны общие и особенные черты регуляции, их интегративная сущность. Концептуальная модель саморегуляции произвольной активности человека создана таким выдающимися исследователями, как О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, В.И. Степанский. О.А. Конопкин вводит понятие «осознанной саморегуляции» с целью описания закономерностей протекания регулятивных процессов в рамках субъективного подхода.
На современном этапе развития общество нуждается в создании таких условий для своего психического развития, которые бы способствовали комфортной жизни каждого человека. В данном случае речь идет о том, что из-за неумения владеть собственной регуляцией поведения и психических процессов многие люди оказываются социально дезадаптированными, они не умеют жить в новых условиях, что приводит к эмоциональным и психическим срывам, а также к суициду. Особенно остро это проблема стоит перед современной молодежью. Поэтому можно говорить о проблеме саморегуляции как социально важной проблеме.
Современная молодежь занимает активную жизненную позицию, что заставляет ее быть в эпицентре политической, социальной и экономической жизни страны. Стремление «сделать» карьеру, обеспечить себя материально, добиться независимости, утвердиться в собственных глазах и глазах окружающих тебя людей приводит к скрытому конфликту у студентов. Данное стремление молодежи к карьере, высокому положению в обществе, общественному признанию является своеобразным ответом молодых на снижение уровня жизни (особенно в средних и малых городах); рост социального неравенства; ограничение возможностей социального продвижения и самореализации.
На данном этапе развития общества особенно остро стоит проблема «выживания» в городской среде (будь то мегаполис или провинциальный город) сельской молодежи, которая стремится получить высшее образование, но при этом оказывается психически не готова ко всякого рода жизненным затруднения или соблазнам. Существуют некоторые программы, которые помогают им поступать в сельскохозяйственные вузы страны. После зачисления студентов из села в городской вуз начинается огромное количество проблем, связанных, в первую очередь, с адаптацией молодежи к реалиям городской жизни. Процесс адаптации очень личностный, но, тем не менее, можно выделить определенные стереотипы поведения в процессе адаптации сельских ребят. Справедливости ради надо отметить, что сельскохозяйственный вуз провинциального города это не тоже самое, что сельскохозяйственный вуз столицы, но молодежь также подстерегают различные трудности на пути достижения заветной цели- получения диплома.
Вскоре стало ясно, что проблем у деревенской молодежи гораздо больше, чем об этом писали.
В первую очередь, сельская молодежь более доверчива, так как ее воспитание проходило в определенной гармонии с природой. Данный факт совсем не свидетельствует о моей идеализации молодежи из села, но отношение к жизни и к окружающим людям у этих ребят более открытое, добродушное, полное открытий об окружающем мире, естественное, без притворства. Во-вторых, открывая для себя ранее неизведанные страницы городской жизни, сельские ребята недооценивают всей опасности, которая таиться вокруг них. В-третьих, не зная пути выхода из тяжелых сложившихся ситуаций, сельская молодежь ищет защиту среди «своих», что заставляет ее объединяться в различные группировки, промышляющие «разборками и выбиванием денег». Агрессивность поведения – одна из ведущих проблем, которой занимаются не только психологи, но и историки, политологи и т.д. Рост преступности молодежи свидетельствует о плохой адаптации к современной жизни. Проявление физической агрессии более свойственно юношам, но у девушек она принимает несколько иные формы – обида, девичья месть.
И последнее, что хотелось бы сказать о сельских ребятах. Они во время обучения в сельскохозяйственном вузе живут в определенном психологическом стрессе, и только приезжая домой на каникулы, они отдыхают. Они отдыхают в простом труде, в наслаждении окружающей природой, потому что они выросли здесь, и именно здесь они чувствуют себя по-настоящему счастливыми.
Таким образом, проблема создания психологических условий для обучения саморегуляции студентов сельскохозяйственных вузов является не только актуальной, но и практически востребованной обществом.
Современная молодежь испытывает следующие социально-психологические трудности:
во-первых, это трудности на психофизиологическом уровне (синдром дисморфофобии, неустойчивость эмоциональной сферы, высокий уровень ситуативной тревожности и др.);
во-вторых, наличие дефектов личностной сферы (неадекватность самооценки и уровня притязаний, несформированность мировоззрения, отсутствие конкретных жизненных целей и др.);
в-третьих, трудности, возникающие в процессе взаимоотношений с другими людьми (максимализм, скептицизм, эгоистичность, цинизм и т.д.).
Но также существуют проблемы иного рода, которые в первую очередь связаны с процессом формирования личности студентов в рамках вузов как представителей будущей российской интеллигенции. На современном этапе развития общества студенты столкнулись с проблемой трудоустройства, которое проявляется в том, что молодежь не всегда сможет найти работу, и не только по полученной специальности. У современных выпускников нет достаточно точного представления о рынке труда, как нет и опыта общения с работодателем. До сих пор подавляющее большинство студентов полагают, что сам факт наличия высшего образования гарантирует престижную работу. Следствием безуспешного поиска работы является шок, тяжелая психическая травма*.
В связи с этим студенты негуманитарных вузов поставлены еще в более жесткие рамки, так как узкие технические, сельскохозяйственные и финансовые специальности не дают возможности применить свои знания в иных областях. К тому же негуманитарная специфика вуза не способствует развитию креативных качеств личности, что приводит к определенной косности мировоззренческих взглядов. Минимальные знания по предметам гуманитарного цикла не способны развить иной уровень понимания жизни, в которой личность самоценна по своей природе, а не только за то, что она выполняет какие-то функции в обществе.
Система ценностных ориентаций молодежи противоречива, хотя и разнообразна. В связи с активным навязыванием средствами массовой информации «западного, американского» стиля жизни, у молодежи появились такие ценности, как «достижение карьерного успеха», «материальная обеспеченность» и др. Это своего рода рыночные ценности, за которыми ощущается потеря традиционных национальных ценностей и интересов, таких, как дружба, духовность, сопереживание, стремление помочь окружающим.
* Анчарская В. А нужен ли современной России молодой специалист? // Вестник высшей школы. 2001. № 5. С. 35.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6685
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 20