Cтресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях

Общая информация

Ключевые слова: абанамат, психология подростков

Рубрика издания: Социальная психология личности в образовании

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Фролова С.В., Сенина Т.В. Cтресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем. Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, в зарубежной психологии проводится в рамках  исследований, посвященных анализу “coping”-механизмов или “coping behavior”. Coping есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [2]. Под «копингом» подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ними справиться.

Проблема «копинга» (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ века. Одним из первых к проблеме копинг-поведения обратился А. Маслоу. Понятие «coping» происходит от английского «соре» (преодолевать). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологи­ческое преодоление. Первоначально понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации. Р.М. Грановская и И.М. Никольская отмечают, что понятие копинга по своему содержанию близко к понятию психологической защиты, и основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых [1].  

Копинг-поведение возникает, когда человек попадает в кризисную ситуацию. Любая кризисная ситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, которое сопровождается эмоционально-поведенческими  реакциями различного характера и степени интенсивности [4. С.7]. Ведущими характеристиками кризисной ситуации являются психическая напряженность, зна­чимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне.

Существуют различные классификации копинг-стратегий. В некоторых теориях копинг-поведения  выделяют следующие базисные стратегии: 1)  разрешение проблем; 2) поиск социальной поддержки; 3) избегание [3]. Кроме того, реализация копинг-стратегий может происходить в трех плоскостях: поведенческая сфера; когнитивная сфера;  эмоциональная сфера. Виды копинг-стратегий поведения разделяются и с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные,  относительно адаптивные, неадаптивные.

Психологическое преодоление (совладание) является переменной, зависящей, по крайней мере, от двух факторов - личности субъекта и реальной ситуации. На одного и того же человека в разные периоды времени событие может оказывать различное по степени травматичности воздействие.

Набор жизненных ситуаций, как и репер­туар способов их разрешения могут существенно меняться на протяжении жизненного пути человека. Подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 14-15 лет. Начало этого периода характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки. Важный фактор психического развития в подростковом возрасте - общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается порой повышенной конформностью к ценностям  и нормам группы сверстников. Подростковый возраст – время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого произвольного внимания, логической памяти и теоретического мышления. Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. В подростковом возрас­те еще активно продолжается процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей, особая роль в успешности которого принадлежит особым эмоционально поддерживающим взаимоотношениям со стороны значимых взрослых.

Копинг-поведение подростков до сих пор остается еще малоизученным. Наблюдается дефицит методического инструментария диагностики стратегий преодоления кризисных ситуаций. Кроме того, далеко не всегда учитывается специфика самой кризисной ситуации, сфера ее возникновения. В этой связи целью нашего исследования явилось изучение способов совладающего поведения подростков  в зависимости от содержания стрессогенной социально-психологической ситуации.

Нами была сформулирована следующая гипотеза: характер и адаптивность  способов совладающего реагирования на стрессовое событие взаимосвязаны с содержанием социально-психологической ситуации.

В проводимом нами исследовании были поставлены следующие задачи:

  • определение качественных особенностей и степень напряженности реагирования подростков в стрессовых ситуациях в зависимости от сферы их возникновения;
  • выявление преобладающих стратегий преодоления стрессовых ситуаций в младшем и старшем подростковом возрасте;
  • оценка выраженности потенциальной социально-психологической адаптированности современных подростков.

Опираясь на исследование Е.Н.Тумановой [4] и принимая во внимание выявленные в нем типичные кризисные ситуации в жизни подростков, нами был разработан опросник «Копинг-стратегий в кризисных ситуациях» для подростков [5]. Подросткам предлагалось выделить наиболее часто используемые (не более четырех) ими формы реагирования в связи со случающимися неприятными событиями в таких жизненных сферах, как:

  1. семья («ссоры в семье»);
  2. взаимоотношения со сверстниками («конфликт с другом»);
  3. взаимоотношения со значимым взрослым («конфликт с учителем»);
  4. учебная деятельность («неудача на контрольной»);
  5. здоровье («болезни, травмы»).

Для оценки форм реагирования предлагались суждения, имеющие отношение к той или иной копинговой стратегии.

А. Стратегии поведенческого копинга, среди которых:

  • адаптивные: активное преодоление, альтруизм;
  • частично адаптивные: поиск социальной поддержки, отвлечение;
  • неадаптивные: изоляция, компенсация с использованием допинговых средств, уход от реальности.

Б. Стратегии когнитивного копинга:

  • адаптивные: поиск решения проблемы, придавание смысла;
  • частично адаптивные: ориентация на мнение значимых других, сохранение апломба, отрицание;
  • неадаптивные: избегание проблемы, растерянность.

В. Стратегии эмоционального копинга:

  • адаптивные: эмоционально-волевое сосредоточение;
  • частично адаптивные: поиск эмоциональной поддержки, эмоциональная разрядка;
  • неадаптивные: подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность.

В исследовании приняли участие 217 школьников в возрасте от 13 до 16 лет – учащиеся среднеобразовательных школ № 34 и № 87 г. Саратова.

Возрастная дифференциация степени адаптивности стресс-совладающих стратегий в различных жизненных ситуациях. Анализ и обобщение полученных данных позволили констатировать общее и различия в тенденциях, характерных для разных возрастных подгрупп подростков. Доля адаптивных стратегий преодоления кризисных ситуаций остается неизменной для младшей и старшей возрастных подгрупп подростков – 25,8 %. Неадаптивные же формы реагирования имеют тенденцию с возрастом уменьшаться, уступая возможность проявления частично адаптивным копинговым стратегиям (табл. 1). В младшем подростковом возрасте преобладают неадаптивные способы совладания со стрессовыми ситуациями. В старшем подростковом – раннем юношеском возрасте ведущими становятся частично адаптивные способы реагирования.

Наибольшая доля адаптивных стресс-совладающих стратегий как у младших так и у старших подростков отмечается в сфере семейных взаимоотношений (табл. 2). Такая тенденция с возрастом сохраняется. Можно в связи с этим говорить, что наиболее адаптированными подростки оказываются именно к сложным жизненным ситуациям, возникающим в семейных отношениях.

На фоне общего повышения адаптивности в сложных жизненных ситуациях к старшему подростковому – раннему юношескому возрасту возрастает уязвимость в ситуациях проблем со здоровьем. Наименьшая представленность адаптивных стратегий преодоления стрессовых ситуаций наблюдается у старших подростков в сфере проблем здоровья (табл. 2). Это связано, по всей видимости, со все более возрастающей ценностью здоровья на этапе решения задач становления личностной самостоятельности и профессионального самоопределения. Ситуация физической травмы или соматического заболевания может казаться старшему подростку практически непереносимой, забирающей огромное количество психологических сил. К тому же, с возрастом у современных подростков приобретается все больший опыт столкновения с различными соматическими проблемами, и еще не вполне достаточен опыт совладания с ними.

С возрастом заметно уменьшается доля неадаптивных способов реагирования, прежде всего, в ситуациях конфликта с другом и в ситуациях получения «плохой» отметки (табл. 3). Большая значимость общения со сверстниками в младшем подростковом возрасте далеко не всегда запускает адаптивные формы поведения, направленные на разрешение межличностных конфликтов. «Плохая» же отметка воспринимается болезненнее на фоне общего снижения самооценки в кризисе подросткового возраста и неустойчивости еще несформированной Я-концепции, вызывая с большей частотой проявление неадекватных реакций. Обостренное проблемное реагирование в кризисе подросткового возраста сменяется более зрелым социально-психологическим видением ситуации.

Психологическое содержание выбираемых подростками стратегий совладающего поведения в различных стрессовых ситуациях. Психологическое содержание преодоления стресса претерпевает изменения в зависимости от характера социально-психологической ситуации. Проанализировав и обобщив полученные данные, мы можем выделить наиболее часто употребляемые подростками способы совладания с трудностями в той или иной жизненной сфере.

Наименее вариативное совладающее поведение и младшие, и старшие подростки проявляют в ситуации проблемы, касающейся здоровья. Можно отметить не только снижение вариативности поведения в этой ситуации, но и снижение общей активности-реактивности. Подобные жизненные ситуации вызывают у многих подростков  эмоциональный шок, торможение жизненной активности, когнитивных и эмоциональных процессов. Наиболее часто встречающимися копинговыми стратегиями в стрессовой ситуации, касающейся здоровья, и в той и в другой возрастной подгруппах оказывается уход от реальности при помощи теле-, видео-, аудиотехники и компьютерных игр (23 % младших подростков и 45 % старших подростков).

Общее снижение жизненной активности отмечается и в ситуации конфликта с учителем у младших подростков. Для значительной части подростков конфликт с учителем является одной из самых сильных травмирующих ситуаций, приводящих к своеобразной «парализации» психической активности. Многие подростки оказываются беспомощными в совладании с такой ситуацией. Часть младших подростков (19 %) пытается забыть произошедший конфликт с учителем, погружаясь в любимое дело. Другие пытаются отрицать значимость произошедшего (17%). Еще часть подростков отмечает, что в подобной ситуации они «впадают в бешенство, становятся агрессивными, ругают и обвиняют во всем других». А вот относительно старших подростков можно говорить уже о сложившихся тенденциях реагирования в ситуациях данного типа сложностей: поиск решения проблемы (35 % старших подростков), ориентация на мнение значимых других (30 %), отрицание (30 %), избегание проблемы (27,5 %) и агрессивность (27,5 %).

Интересно отметить, что такую адаптивную стратегию совладающего поведения, как альтруизм (стремление в трудную минуту помочь другому) выбрали в основном только младшие подростки и только для ситуации семейного кризиса. Старшие подростки демонстрируют уже свою большую внешнюю обособленность от семейных конфликтов и стараются выглядеть и вести себя так, чтобы другие подумали, что у них все в порядке (сохранение апломба). По всей видимости, с возрастом семейные проблемы становятся все более табуированными, и все большая активность тратится не на само разрешение возникающих проблем, а на их тщательную маскировку.

Сохранение апломба для старших подростков становится ведущей стратегией реагирования не только в ситуации семейного конфликта, но и в ситуации получения «плохой отметки». Причем понимание «плохой» и «хорошей» отметки очень субъективно. Для одного трагедией становится получение неудовлетворительной отметки, а другой готов заключить, что жизнь почти бессмысленна, потому что он получил четыре балла. При этом для 42,5 % старших подростков в первую очередь важно, чтобы другие не подумали о том, что у них что-то случилось.

Для младших подростков по сравнению со старшими стрессовые ситуации в сфере взаимоотношений со сверстниками воспринимаются как более тяжелые и требуют больших психологических ресурсов для адаптации. Младшие подростки чаще старших выбирают в данной ситуации стратегию изоляции (19 % младших подростков и 10 % старших) и чувства вины (21 % младших подростков и 12 % старших) в данной сфере трудностей.

Анализ использования различных стратегий стресс-совладающего поведения показывает, что как в младшем, так и в старшем подростковом возрастах наименее представленными в поведенческом репертуаре совладания со стрессовыми ситуациями оказываются стратегии: 1) сотрудничества и 2) альтруизма, 3) придавания смысла происходящему, 4) поиск эмоциональной поддержки и 5) эмоциональная разрядка. Можно предположить, что такие поведенческие возможности еще не развиты у подростков. Это отражается на качестве социально-психологического взаимодействия в стрессовых ситуациях. Подростки часто остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. При этом ограничивается и возможность осознания чувств, и развитие способов более полноценной и качественной саморегуляции своего психоэмоционального состояния. Другой человек, значимый близкий редко воспринимается как потенциальный участник переживания возникшей трудной ситуации, тем более как сотрудник в ее разрешении. Не часто подростки воспринимают и себя в роли помощника или эмоционального соучастника. В целом, основываясь на результатах проведенного исследования, можно констатировать обедненную вариативность поведенческого, эмоционального и когнитивного реагирования, а также слабую обученность подростков конструктивным выходам из конфликтных ситуаций.

Полученные результаты позволяют поставить задачи для дальнейшей разработки данной проблемы. В первую очередь это касается создания программы профилактики различных форм социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте, ориентированной на расширение представлений подростков о собственных эмоционально-поведенческих возможностях реагирования в стрессовой ситуации.

Литература

  1. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей.  СПб., 2003.
  2. Нартова-Бочавер С.К.  “Coping  behavior”  в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 5. С.20-30.
  3. Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В., Зайцева Л.Д. Особенности копинг-поведения в реализации интелектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология. 2002. № 5-6. С. 105.
  4. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов, 2002.
  5. Фролова С.В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Саратов, 2005. С. 10 -18.

Информация об авторах

Фролова Светлана Владимировна, кандидат философских наук, Доцент по кафедре психологии, доцент кафедры консультативной психологии факультета психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия, e-mail: frolovasv71@mail.ru

Сенина Т.В., Саратов, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 28131
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 46