Культурно-историческая теория деятельности: подход к пониманию реформ в образовании

Аннотация

Исследования хода и эффективности реформ традиционно фокусируются на ожидаемых изменениях. Проблема этого подхода состоит в том, что здесь не учитываются незапланированные изменения, происходящие на микроуровне. В данной статье приводится анализ внедрения информационных технлогий в педагогическое образование.

Общая информация

Тип материала: доклад

Для цитаты: Людвигсен С. Культурно-историческая теория деятельности: подход к пониманию реформ в образовании [Электронный ресурс] // Развитие и применение теории деятельности: реструктурирование социальных практик. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/simp_teor_deyat/contents/31265 (дата обращения: 27.04.2024)

Полный текст

В докладе исследуется взаимоотношение между теоретическими концепциями и эмпирическими данными на основе работ Ларри Кубана (Larry Cuban) – представителя исторического анализа – и Ури Энгестрома (Yrjö Engeström), работающего в деятельностном подходе.

Делается вывод, что исследования хода и эффективности реформ традиционно чрезмерно фокусируются на ожидаемых изменениях. Проблема этого иерархически организованного подхода состоит в том, что здесь не учитываются незапланированные изменения, происходящие на микроуровне. В результате, мы не получаем полного представления о том,  как изменение образовательных процессов соотносится с внедрением информационных технологий. В качестве примера для иллюстрации приводится анализ программы по реформированию, которая фокусируется на использовании информационных технологий в обучении педагогов. Рассказывается о ходе этой реформы и исследуются взаимообусловленные процессы, произошедшие в учреждениях, принимавших участие в программе. 

Интервью

- В докладе прозвучало выражение «этнографические исследованиями деятельности учителя»? Что это означает?

- Под этнографическими я имею в виду исследования, проводимые  «в поле». Что касается методологии исследования - оно изучает взаимосвязи данных и использованной модели. Таким образом, аналитик, получает данные по этой сфере, так как происходит корреляция между этнографическим подходом, который их описывает и моделью, которую используют для их объяснения.

- Вы подробно остановились на вопросе использования современных информационных технологий. Если говорить о качестве дистанционного обучения, то какие проблемы кажутся вам наиболее типичными?

- За последние несколько лет у нас было проведено много исследований по эффективности дистанционного обучения, причем, как небольших, так и длительных, многосторонних. Ясно, что многое зависит от программы и самого учреждения, то есть, насколько обучение возможно перевести из формата «лицом – к - лицу» в формат он-лайн. Если это относительно новые учреждения, здесь можно начать с какого-то радикального подхода, выбрав оптимальные опции, уже выработанные мировым опытом. При этом нельзя забывать, что многие он-лайн – университеты провалились,  потому что они недоучли фактор традиций и ряд возникающих в процессе обучения сложностей. Эти сложности, намного более значительны, чем кажется на первый взгляд.  Люди же зачастую  настроены чересчур оптимистично, думая, что дистанционное обучение – это легко и просто.

- Система оценивания, возможно, самый существенный фактор, который влияет на любой процесс реформирования в образовательном процессе. В России существует достаточно большое количество сложностей в введении новых методов систем оценивания достижений детей, допустим, в школе. Есть что-то, какие-то инновационные методы, которые вы пытались вводить и какие сложности возникали при этом?

- О трудностях можно говорить бесконечно долго.  Это были очень-очень серьезные дискуссии на факультете, тяжелый и напряженный период. Нужно было определить ценность каждой части, потом ввести ее в общую систему. Перед этим решалась еще более сложная задача - разработать эту систему. Я думаю, для большинства университетов требуется около года, чтобы внедрить новую систему, и около двух лет, чтобы ввести систему оценки.  

 

Информация об авторах

Людвигсен Стен, PhD, Директор InterMedia, профессор, Университет Осло, Осло, Норвегия, e-mail: s.r.ludvigsen@intermedia.uio.no

Метрики

Просмотров

Всего: 1331
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0