Интерес специалистов к изучению адаптации, как важнейшего способа сохранения жизнеспособности человека в постоянно меняющемся мире, в последнее время не только не ослабевает, но и усиливается. Раскрыв механизмы адаптации, мы сможем понять и объяснить многие новые формы отношений человека с природой и обществом, с самим собой и другими людьми, получим возможность прогнозировать его поведение в будущем.
В контексте междисциплинарных исследований феномена адаптации учеными немало внимания уделяется изучению социально-психологической адаптации различных групп мигрантов в новой социо- и этнокультурной среде. Пристальный интерес отечественного профессионального сообщества к проблеме вхождения мигрантов в принимающий социум вполне объясним: политические, социально-экономические и этнодемографические изменения на постсоветском пространстве коренным образом отразились на динамике и содержании миграционных потоков.
Если в 90-х годах прошлого столетия это была в основном вынужденная иммиграция русскоговорящего населения из бывших союзных республик в Россию, то с начала XXI века все больший удельный вес в структуре миграционных процессов стала занимать трудовая иммиграция, в том числе внутрироссийская.
Это обусловлено в первую очередь тем, что современная социально-экономическая ситуация в нашей стране характеризуется экономической нестабильностью, высоким уровнем безработицы, особенно в малых городах и сельской местности, низкими доходами многих семей. Эти и другие причины вынуждают людей уезжать на заработки в более благополучные регионы страны.
Потоки нерегистрируемой трудовой миграции между субъектами России, как показывают исследования, составляют около 3 млн человек. Причем наиболее мощный поток населения из регионов направлен в Московскую область и города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) как самые развитые в социально-экономическом отношении регионы. В последние годы он вырос в среднем в 1,5 раза. Согласно статистическим данным, на внутреннюю миграцию приходится примерно 90% миграционного оборота в стране (Бойков, 2007, с. 75–79).
Подобные факты заставляют задуматься о значении исследования феноменов, сопровождающих этот процесс, в том числе феноменов, связанных с жизнедеятельностью и социально-психологической адаптацией всех агентов миграции, включая детей и подростков.
В исследованиях многих ученых, в том числе и в исследованиях авторов данного пособия, посвященных проблемам адаптации и интеграции мигрантов в российское общество, подчеркивается, что миграционные процессы приводят к возникновению целого комплекса «детских» проблем, которые характеризуются определенной спецификой и которые требуют своего детального и безотлагательного решения. Важнейшими среди них являются:
• психологические стрессы, связанные со сменой места жительства и нарушением структуры привычных культурно-коммуникативных, родственно-семейных, природно-территориальных и других связей;
• кризис идентичности, рассогласование в системе ценностей и социальных норм;
• общая неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой;
• адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям системы среднего, средне-специального или высшего образования, отсутствие необходимых условий и качества образования;
• трудности вживания в новую для ребенка среду общения и, как следствие, нередко возникающие состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности и др. (Гриценко, Шустова, 2004; Гриценко, Молчанова, 2010).
Следовательно, главным условием эффективности адаптационного процесса детей мигрантов является максимальное удовлетворение их актуальных потребностей. Среди них наибольшее значение приобретают потребности в материальном благополучии, благоприятных условиях проживания, получении знаний, в чувстве общности и принадлежности к определенной группе, в общении и хороших взаимоотношениях, в самореализации и возможности быть самим собой, в социально-психологической защищенности и уверенности в будущем.
В этой связи логически обоснованным и закономерным шагом нашей работы в данном направлении стала разработка Программы социально-психологической поддержки и помощи детям и подросткам мигрантов, направленной на преодоление отчуждения в новой социокультурной среде, оказание содействия в оптимизации адаптационного процесса в новом социуме.
В основу программы положен гуманистический подход, позволяющий создать то качество взаимоотношений с новым социумом, которое необходимо и желательно детям мигрантов для успешного вхождения в новое сообщество. Кроме того, программа включает широкий набор разнообразных методических приемов и техник, применяемых в бихевиорально-когнитивной терапии, арт-терапии, Т-группах и психодрамме. Подобное сочетание, с нашей точки зрения, придает программе многообразие, гибкость, «живость» и многоадресную, многоцелевую направленность. Поэтому мы приводим не разработанные «дни», не сценарии занятий, а лишь материал для их построения психологом в зависимости от ситуации, потребностей участников и самого ведущего.
Разрабатывая данную программу, авторы во многом опирались на опыт работы М. А. Алиевой, Л. Ф. Анн, Н. М. Лебедевой, О. В. Луневой, А. В. Макарчук, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, Е. Г. Трощихиной, О. Е. Хухлаева, К. В. Фопель, Л. А. Шайгеровой, О. Д. Шаровой и др.
Программа тренинга «Моя жизнь в моих руках» была разработана и апробирована в ходе выполнения научно-исследовательского проекта «Социально-психологическая адаптация и социализация детей российских переселенцев к условиям жизни в России» в 2002–2004 гг. при поддержке Конкурсного центра фундаментального естествознания Минобразования России, а также прошла успешную апробацию в рамках осуществления проекта «Социально-психологическая адаптация детей трудовых мигрантов в условиях трансформации детско-родительских отношений» в 2008–2009 гг. при поддержке РГНФ.