Однажды в Москве... 1892 год. Вымышленная история о беседе за «круглым столом» с участием синестетов-исследователей из разных стран*

44

Общая информация

* Все источники материалов по дискуссии приведены ниже. В тексте они не отмечены из-за формата живого общения в рамках круглого стола.

Благодарности. Статья написана при поддержке австрийского Научного Фонда (FWF – Fonds zur Förderung der wissenschaftlichen Forschung) и стипендии Лизы Майтнер (Lise Meitner-Programm: M2440-G28).

Для цитаты: Однажды в Москве... 1892 год. Вымышленная история о беседе за «круглым столом» с участием синестетов-исследователей из разных стран // Синестезия: мнения и перспективы. / Антон Викторович Сидоров-Дорсо, Шон Эндрю Дэй (Sean Andrew Day, Ph.D). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 167–176.

Фрагмент статьи

Слышали ли Вы когда-либо о способностях людей зрительно воспринимать различные цвета и формы во время прослушивания музыки? Или о таких способностях, как видеть буквы и цифры в цвете? Подобные явления не такие уж и сверхъестественные, как могут на первый взгляд показаться. В обществе они являются нормой и даже имеют свой специальный термин.

Литература

Основная литература (в алфавитном порядке)

  1. Bleuler, Eugen, and Karl Lehmann. 1881. Zwangsmaessige Lichtempfind- ungen durch Schall und verwandte Erscheinungen auf dem Gebiete der andern Sinnesempfindungen. Leipzig: Fues’s Verlag.
  2. Chabalier. 1864. “De la pseudochromesthésie.” Journal de médecine de Lyon 1(2):92–102.
  3. Cornaz, Charles-Auguste-Édouard. 1848. Des abnormités congéniales des yeux et de leurs annexes (Medical Diss.). Lausanne: Bridel.
  4. Cornaz, Charles-Auguste-Édouard. 1851. “De L’Hyperchromatopsie.” Annales d’oculistique 25(5/1,1–3): 3–9.
  5. Galton, Francis. 1880, January 15. “Visualised numerals.” Nature 21:252–6.
  6. Galton, Francis. 1880, March 25. “Visualised numerals.” Nature 21:494–5.
  7. Millet, Jules. 1892. Audition colorée. Montpellier: Hamelin frères.
  8. Nussbaumer, Fidelis Alois. 1873. “Ueber subjective ‚Farben’empfind- ungen, die durch objektive ‚Gehör’empfindungen erzeugt werden. Eine Mitteilung durch Beobachtungen an sich selbst.” Wiener Medizinische Wochenschrift (1):4–7, (2):28–31, (3):52–4.
  9. Nussbaumer, Fidelis Alois. 1873. “Ueber subjective Farben-Empfind- ungen, welche durch objective Gehör-Empfindungen erzeugt werden.” Mitteilungen des Aerztlichen Vereines in Wien 2(5):49–65.
  10. Pédrono, L.-M.-A. 1882a. “De l’audition colorée.” Journal de médecine de l’ouest 2/6/16:294–311 [identical with Pédrono 1882b].
  11. Pédrono, L.-M.-A. 1882b. “De l’audition colorée.” Annales d’oculistique 88:224–37 [identical with Pédrono 1882a].
  12. Sachs, Georg Tobias Ludwig. 1812. Historiae naturalis duorum leuca- ethiopum (Medical Diss.). Erlangen. http://mdz10.bib-bvb.de/~db/0001/ bsb00012567/images/
  13. Suarez de Mendoza. 1890. L’Audition colorée. Étude sur les fausses sensations secondaires physiologiques et particuliérement sur les pseu- do-sensations de couleurs associées aux perception objectives des sens. Paris: Octave Doin [the second edition, 1899, is only enlarged by Préface and Avantpropos]

 

Дополнительная литература (по хронологии)

  1. Mahling, Friedrich. 1926. “Das Problem der ‘Audition colorée‘. Eine historisch-kritische Untersuchung.“ Archiv für die gesamte Psychologie 57:165–301.
  2. Hey, Richard. 1930. “Francis Galtons Untersuchungen über das bildhafte Vorstellen.” Archiv für die gesamte Psychologie 76:353–86.
  3. Jewanski, Jörg. 1999. Ist C = Rot? Eine Kultur- und Wissenschaftsges- chichte zum Problem der wechselseitigen Beziehung zwischen Ton und Farbe. Von Aristoteles bis Goethe (Phil. Diss. Hochschule der Künste Berlin 1996). Sinzig: Studio.
  4. Jewanski, Jörg, Sean A. Day, and Jamie Ward. 2009. “A colorful albi- no: The first documented case of synaesthesia, reported by Georg Tobi- as Ludwig Sachs in 1812.” Journal of the History of the Neurosciences 18:293–303. doi:10.1080/09647040802431946 [for different versions see 2012 and 2014].
  5. Jewanski, Jörg, Julia Simner, Sean A. Day, and Jamie Ward. 2011. “The development of a scientific understanding of synaesthesia from early case studies (1849–1873).” Journal of the History of the Neurosciences 20:284–305. doi:10.1080/0964704X.2010.528240.
  6. Jewanski, J., Sean A. Day, and Jamie Ward. 2012. “1812: el año en que por primera vez se habla de Sinestesia. ” In Sinestesia. Las fundamentos teóricos, artísticos y científicos, edited by María José De Córdoba Serra- no, and Dina Riccò, 40–72. Granada: International Foundation Artecittà Publishing [= enlarged and translated version from 2009].
  7. Jewanski, Jörg, Julia Simner, Sean A. Day, and Jamie Ward. 2012. “The First Researcher on Synaesthesia: Édouard Cornaz (1825–1911).” In Ac- tas IV Congreso Internacional de Sinestesia: Ciencia y Arte (Alméria, 16 al 19 Febrero 2012), edited by María José De Córdoba Serrano, 9 pp. Granada: International Foundation Artecittà Publishing (CD-ROM)
  8. Jewanski, Jörg, Julia Simner, Sean A. Day, and Jamie Ward, J. 2012. “Édouard Cornaz (1825–1911) and his importance as founder of syn- aesthesia research. Musik-, Tanz- und Kunsttherapie 23(2):78–86. doi:10.1026/0933–6885/a000075 [= revised version from 2012].
  9. Jewanski, Jörg. 2013. “Synaesthesia in the 19th century: Scientific ori- gins.” In The Oxford handbook of synesthesia, edited by Julia Simner and Edward M. Hubbard, 369–98. Oxford: Oxford University Press.
  10. Jewanski, Jörg, Julia Simner, Sean A. Day, and Jamie Ward. 2013. “The beginnings of an interdisciplinary study of synaesthesia: Discus- sions about the Nussbaumer brothers (1873).” Theoria et Historia Scien- tiarum. An International Journal for Interdisciplinary Studies 10:149–76. doi:10.2478/ths-2013–0008.
  11. Jewanski, Jörg, Sean A. Day, and Jamier Ward. 2014. “1812: The year synesthesia is reported for the first time.” In Synaesthesia: Theoretical, artistic and scientific foundations, edited by María José De Córdoba Ser- rano, Dina Riccò, and Sean A. Day, 52–78. Granada: International Foun- dation Artecittà Publishing. [= English translation of the enlarged and translated Spanish version from 2012].
  12. Jewanski, Jörg, Julia Simner, Sean A. Day, Nicolas Rothen, and Jamie Ward. 2015. “The Accolade. The first symposium on synaesthesia during an international congress: Paris 1889.” In Actas V congreso internacional de sinestesia: ciencia y arte (Alcalá la Real, 16–19 May 2015), edited by Sean A. Day, María José De Córdoba Serrano, Dina Riccò, Julia López de la Torre Lucha, and Jörg Jewanski, 197–211. Jaén: Instituto de Estudios Giennenses, Diputación Provincial de Jaén.
  13. Gruß, Melanie. 2017. Synästhesie als Diskurs. Eine Sehnsuchts- und Den- kfigur zwischen Kunst, Medien und Wissenschaft (Phil. Diss. University of Leipzig 2014). Bielefeld: transcript.
  14. Jewanski, Jörg, Julia Simner, Sean A. Day, Nicolas Rothen, and Jamie Ward. 2018. “From ‘obscure feeling‘ to ‘synesthesia‘. The development of the term for the condition, we today name ‘synesthesia‘.” In Actas VI Congreso Internacional de Sinestesia: Ciencia y Arte (Alcalá la Real, 18–21 May 2018), edited by María José De Córdoba Serrano, Julia Lopez de la Torre Lucha, and Timothy B. Layden, 67–74. Granada: Fundación International Artecittà (e-Book).

Метрики

Просмотров

Всего: 187
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 44
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0