Связь когнитивных искажений с личностными особенностями у лиц с педофилией

1133

Аннотация

В настоящее время сексуальная преступность является одной из самых распространенных форм противоправного поведения. По данным различных исследований, среди сексуальных преступников встречается большое число лиц, страдающих расстройствами сексуальных предпочтений. В контексте обозначенной проблемы педофилия занимает одно из центральных мест. В настоящей статьей рассматриваются теоретические вопросы и научные исследования, посвященные когнитивным искажениям и личностным особенностям лиц, страдающих педофилией. В статье обсуждается роль различных факторов в реализации педофильного поведения. Рассматриваются теории формирования когнитивных искажений, предлагающие объяснительную модель насильственного поведения в отношении несовершеннолетних. Раскрывается связь между наличием личностных расстройств и когнитивными искажениями при педофилии.

Общая информация

Ключевые слова: педофилия, дефицит эмпатии, когнитивные искажения, личностные расстройства

Рубрика издания: Судебная и клиническая психология в юридическом контексте

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Колоколов А.В. Связь когнитивных искажений с личностными особенностями у лиц с педофилией [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n1/50334 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

S.W. Smallbone, J. Wheaton, D. Hourigan [46] высказывают мнение, что лиц с педофилией «не так легко выявить в общей популяции». Этот вид преступлений носит особый характер. Сексуальное насилие над несовершеннолетними осуществляется лицами разного пола, разной сексуальной ориентации, представителями разных социальных категорий, обладающих разным социально-экономическим статусом, этнической принадлежностью, семейным положением [45]. T.A. Gannon и соавт. [21] утверждают, что лица с педофилией являются сложной и гетерогенной группой, в которой выделяется множество подгрупп с различными индивидуальными особенностями.

Данные исследований G.G. Abel, J.L. Rouleau [3] показали, что сексуальное насилие над детьми в 56,1% случаев носит внесемейный характер, и только в 12% – инцестуозный. Однако сексуальные преступления инцестного и параинцестного характера нередко тоже можно квалифицировать как насильственные [46].

G. Robertiello, K.J. Terry [45] утверждают, что самым эффективным способом снижения рецидивов у лиц, страдающих педофилией, является понимание их личностных особенностей и мотивации к совершению преступлений. В попытке понять эти факторы было создано и развивается много различных подходов.

В одном из таких подходов L. Tan, R.C. Grace [47], выдвигая объяснение механизма преступного поведения при педофилии, предлагают ориентироваться на термин «социальная желательность» («желание произвести благоприятное впечатление на окружающих»). Эта известная тенденция «казаться лучше» проявляется не только у здоровых, но и у лиц, страдающих педофилией [42]. Социальная желательность при педофилии состоит из двух факторов: самообмана и ощущения управления [41]. Самообман заключается в отрицании совершенного преступления даже для самого себя, ощущение управления предполагает обман окружающих людей. У лиц с педофилией, по сравнению с несексуальными преступниками, повышен уровень ощущения управления. То есть лица, страдающие педофилией, во многих случаях осознают истинные мотивы своего поведения, но окружающим преподносят их в искаженном виде [22, 40]. Представляется интересным, что лица, совершившие инцестуозные действия, демонстрируют более высокий уровень социально желательных ответов по сравнению с лицами, совершившими педофильные действия вне семьи, что связывается авторами с желанием сохранить целостность своей семьи [26].

W.L. Marshall [32] предположил, что получение сексуального удовлетворения путем проявления насилия по отношению к таким уязвимым субъектам, как дети, свойственно крайне одиноким лицам. Предпосылкой для такого вывода служит то, что лица с педофилией используют сексуальное поведение в качестве способа получения любви, эмоциональной близости и чувства безопасности от тех, кто в меньшей степени несет угрозу отвержения. Это подтверждается в исследованиях, показывающих, что у лиц, страдающих педофилией, в сравнении с несексуальными преступниками, обнаруживается более высокая степень эмоционального одиночества, страхи близости и изоляции [31, 23]. В дополнение к указанным, H.E. Barbaree и соавт. [5], а также Y.M. Fernandez, D. Anderson, W.L. Marshall [17] выделяют такой фактор в формировании педофилии, как низкая самооценка. W.L. Marshall и соавт. [34] предположили, что причинно-следственная связь между самооценкой и сексуальным насилием опосредована у преступников пониженной способностью справляться со стрессом. Это, в свою очередь способствует более частому использованию таких способов справиться со стрессом, как сексуальные контакты или фантазии с мастурбацией.

С самооценкой связывается и дефицит эмпатии. Отсутствие эмпатии у лиц с педофилией является относительно новой областью теоретического и эмпирического исследования [34, 36, 46, 52]. W.L. Marshall, K. Hamilton, Y. Fernandez [36] в своем исследовании обнаружили, что снижение самооценки связано с повышением уровня эмпатии к жертве. А снижение эмпатии к жертве для педофилов может служить механизмом психологической защиты, поскольку они обладают «хрупким чувством собственного достоинства». Другими словами, если лица с педофилией будут проявлять высокий уровень эмпатии к жертве, то они будут испытывать значительно больше негативных переживаний (например, печаль, чувство вины, тревогу) после совершенного ими преступления. Это, в свою очередь, отрицательно скажется на их самооценке. Кроме того, высота самооценки тесно связана не только с ограничением эмпатических способностей, но и с выраженностью нарциссических черт. Все это свидетельствует о сложном характере блокировки когнитивных и эмоциональных характеристик у сексуальных преступников.

Когда лица с педофилией утверждают, что их четырехлетняя жертва «хотела узнать о сексе», то они не до конца понимают абсурдность своего суждения. Такие ошибки в мышлении называются когнитивными искажениями. Термин «когнитивные искажения» впервые появился в работе А.Т. Beck [7]. А.Т. Beck [7], T. Ward [48] выделяли шесть разновидностей когнитивных искажений: дихотомическое мышление, произвольное умозаключение, минимизацию и преувеличение, сверхобобщение, персонализацию, избирательное абстрагирование. A. Freeman, R. DeWolf [18, 19], A. Freeman, C. Oster [20] выделили дополнительно такие когнитивные искажения, как сравнение и экстернализация собственного достоинства.

J.L. Pretzer, A.T. Beck [44] утверждают, что люди непрерывно «воспринимают, интерпретируют и хранят» информацию, которую извлекают из окружающей среды, что обеспечивает основу для формирования основных предположений, а затем и убеждений о себе, о других людях и мире в целом. Наше восприятие и интерпретация определяют наше поведение в ответ на информацию, поступающую извне. Так, например, в своей теории А. Beck [8] предложил, что депрессия развивается как результат формирования отрицательных убеждений (когнитивных схем), связанных со своим «Я», «другими людьми» и «миром вообще», которые также известны как «Триада Бека». После запуска стрессора негативные схемы «активируются»: человек замечает только ту информацию и так ее интерпретирует, чтобы подтверждать существующие убеждения [8].

В дальнейшем исследователи предположили, что в основе когнитивных искажений лежат «неявные теории». Это причинно-объяснительные структуры, которые формируют сеть когнитивных схем и верований, которые функционируют для того, чтобы объяснить действия окружающих людей и окружающий мир вообще, а также помогают в формировании ожиданий и предсказаний, касающихся окружающей социальной среды [50, 51]. В контексте педофилии, авторы предполагают существование определенных «неявных теорий», которые позволяют определить психическое состояние, оценить поведение лиц с педофилией в настоящий момент и спрогнозировать его в будущем. В «неявных теориях» авторы сформировали основу для того, чтобы понять то, как лица с педофилией воспринимают себя и своих жертв [51].

Проводилось исследование, показавшее существование обратной связи между сопереживанием жертве и когнитивными искажениями: чем выше уровень эмпатии к жертве, тем меньше выраженность когнитивных искажений [43]. Marshall W. L., и соавт. [34] предположили, что дефицит сочувствия к жертве является следствием когнитивных искажений: педофил ошибочно полагает, что сексуальный контакт с ребенком, например, не вреден или даже полезен, в результате чего снижается возможность отреагировать на эмоциональные реакции ребенка. Такой тип когнитивных искажений облегчает реализацию криминальных действий, позволяет преступнику оправдать их и оценивать как правильные.

Таким образом, дефицит сочувствия, сопереживания по отношению к жертве обратно пропорционально связан с когнитивными искажениями и – по мнению авторов – может являться механизмом блокировки у лиц, страдающих педофилией. Наряду с этим, в инициировании и поддержании педофильного поведения играют роль ранее выявленные факторы, такие как детские травмы, пережитое сексуальное насилие, аномальные сексуальные предпочтения. В настоящее время к ним добавляются низкая самооценка, дефицит эмпатии и когнитивные искажения.

При объяснении этиологии педофильного поведения во многих теориях особое внимание уделяется личностным и межличностным характеристикам преступников [23, 24, 25, 33, 38, 39]. G.C.N. Hall, R. Hirschman [23, 24, 25] выделили четыре фактора, которые во взаимодействии приводят к насильственному сексуальному поведению: физиологическое сексуальное возбуждение, когнитивные искажения, аффективные реакции и отсутствие контроля. W.L. Marshall, H.E. Barbaree [33] предположили, что механизмы педофильного поведения помогают объяснить такие факторы, как низкая самооценка, отсутствие ощущения совладания с собой при совершении преступлений, неадекватные навыки межличностного взаимодействия (наряду с такими факторами, как гормоны, усвоенность культурных норм, сексуальные взаимоотношения и ситуативные факторы).

Таким образом, определенные личностные особенности обусловливают те стратегии поведения, которые будут использованы в стрессовых ситуациях [9, 29]. T. Millon, R. Davis [39] предлагают различать адаптивные стратеги (основанные на гибкости мышления) от неадаптивных, дисфункциональных (негибкость, ригидность мышления, узость диапазона отреагирования на стрессор). Сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних определяется как неадаптивная стратегия выживания в период отрицательно окрашенных эмоциональных состояний и межличностных конфликтов [28, 49].

В этом контексте представляются интересными работы, посвященные изучению связи между наличием личностного расстройства, психопатии и сексуальной преступностью. S. Bogaerts и соавт. [11] проводили сравнение между группами преступников, совершивших внутрисемейное и внесемейное сексуальное насилие над детьми. Оказалось, что среди группы внутрисемейных преступников наиболее часто встречаются шизоидное (в большей степени), нарциссическое и избегающее расстройства личности. Пассивно-агрессивное (в большей степени), антисоциальное и нарциссическое расстройства личности в значительной степени способствовали внесемейному характеру педофильных действий. Результаты других исследований частично подтверждают, а частично опровергают полученные результаты. L. Madsen, S. Parsons, D. Grubin [30] обнаружили, что среди лиц с педофилией преимущественно встречаются антисоциальное, избегающее, депрессивное, паранойяльное и обсессивно-компульсивное личностные расстройства. S. Bogaerts и соавт. [12] выявили, что реализацию педофильного поведения в большей степени облегчают шизоидные и антисоциальные личностные особенности. S. Bogaerts и соавт. [10] также показали, что среди педофилов преимущественно встречаются лица с истерическим, обсессивно-компульсивным и депрессивным типами расстройств личности.

J. Buschman, D. VanBeek [13] предположили, что когнитивные искажения на теоретическом уровне, могут быть частью глобальной базовой структуры личности, которая определяет когнитивный стиль поведения.

Так по данным Chantry K., Craig R. J. [14], T. Millon [38], T. Millon, R. Davis [39], T. Ward, T. Keenan [51], Ahlmeyer и соавт. [4], L. Madsen, S. Parsons, D. Grubin [30], S. Bogaerts и соавт. [10, 11], J.J. Jones [27] вариабельность расстройств личности среди педофилов может обеспечить понимание разницы их мотиваций и причин для обоснования преступлений. По данным работы J.J. Jones [27] было показано, что «неявная теория» «опасного мира» может способствовать созданию мотивации «наказать своего партнера с помощью секса с ребенком», что интерпретируется как связь паранойяльного расстройства личности «с карательным стилем познания». «Неявная теория» «неуправляемости мира» находится в прямой корреляции с антисоциальными чертами личности. Теория «опасных одобрений» (такие лица ожидают обмана со стороны других, их отношение к другим включает постоянное подозрение, скептицизм и недоверие) оказалась связана с желанием утвердить свой контроль, господство над другими, чтобы укрепить свое положение в обществе. «Неявная теория» «права» тесно коррелирует с нарциссическим расстройством личности и позволяет искажать смысл реально существующих прав, чтобы удовлетворить свои сексуальные потребности. Лица, страдающие педофилией с преобладанием черт зависимого личностного расстройства, воспринимают себя слабыми, беспомощными и хрупкими, испытывают постоянное чувство одиночества, но ограничены в способности урегулировать и разрешать стрессовые ситуации. В связи с этим окружающий мир является для них угрожающим местом, где взрослые не заслуживают доверия, а дети являются более надежными. «Теория неуправляемости» чаще встречается у шизоидных личностей, страдающих педофилией. В этом случае существует убеждение о разрыве между разумом и телом: по их мнению, разум не имеет никакого контроля над эмоциями и поведением, особенно сексуального характера.

Таким образом, выявляется тесная связь между личностными особенностями лиц с педофилией и их когнитивными искажениями – ошибками познания, облегчающими совершение сексуальных действий в отношении детей. Однако, несмотря на появление новой литературы и интереса к когнитивным искажениями, они до сих пор остаются недостаточно изученными. Необходимо дальнейшее, более подробное, всестороннее исследование механизмов, облегчающих реализацию педофильного поведения.

Литература

  1. Abel G. G., Becker J. V., Cunningham-Rathner J. Complications, consent, and cognitions in sex between children and adults//International Journal of Law and Psychiatry. – 1984. - Vol. 7[1]. – Р. 89-103.
  2. Abel G. G., Becker J. V., Mittelman M., Cunningham-Rathner J., Rouleau J. L., Murphy W. D. Self-reported sex crimes of nonincarcerated paraphiliacs//Journal of Interpersonal Violence. - 1987. - Vol. 2[1]. – Р. 3-25.
  3. Abel G. G., Rouleau J. L. The nature and extent of sexual assault//Eds. Handbook of Sexual Assault: Isues, Theories, Treatment of the Offender. In W. L. Marshall D. R. Laws, H. E. Barbaree. N.Y.: Plenum Press. - 1990. – Р. 9-21.
  4. Ahlmeyer S., Kleinsasser D., Stoner J., Retzlaff P. Psychopathology of incarcerated sex offenders//Journal of Personality Disorders. - 2003. - Vol. 17[4] – Р. 306.
  5. Barbaree H. E., Marshall W. L., McCormack J. The development of deviant sexual behaviour among adolescents and its implications for prevention and treatment//Irish Journal of Psychology - Special Issue. 1998. - Vol. 19. – Р. 1-31.
  6. Beck A. T., Freeman A., Davis D. D. Cognitive therapy of personality disorders [2nd ed.]. N.Y.: Guilford Publications, Inc. - 2004.
  7. Beck A.T. Depression: causes and treatment. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. - 1967. - Р. 9.
  8. Beck A.Т. Thinking аnd Depression//Archives of General Psychiatry. - 1965. - Vol. 14. – Р. 324-333.
  9. Bijttebier P., Vertommen H. Coping strategies in relation to personality disorders//Personality and Individual Differences. - 1999. - Vol. 26. - Р. 47-856.
  10. Bogaerts S., Daalder A., Vanheule S., Desmet M., Leeuw F. Personality disorders in a sample of paraphilic and nonparaphilic child molesters//International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. - 2008. - Vol. 52[1], - Р. 21.
  11. Bogaerts S., Declercq F., Vanheule S., Palmans V. Interpersonal factors and personality disorders as discriminators between intra-familial and extra-familial child molesters//International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. - 2005. - Vol. 49[1]. - Р. 48-62.
  12. Bogaerts S., Vanheule S., Leeuw F., Desmet M. Recalled parental bonding and personality disorders in a sample of exhibitionists: a comparative study//Journal of Forensic Psychiatry & Psychology. - 2006. - Vol. 17[4], - Р. 445-458.
  13. Buschman J., VanBeek, D. A clinical model for the treatment of personality disordered sexual offenders: an example of theory knitting//Sexual Abuse: A Journal of Research and Treatment. - 2003. - Vol. 15[3]. - Р. 183-199.
  14. Chantry K., Craig R. J. MCMI typologies of criminal sexual offenders//Sexual Addiction & Compulsivity. - 1994. - Vol. 1[3]. - Р. 215-226.
  15. Cortoni F. A., Marshall W. L. Sex as a coping strategy and its relationship to juvenile sexual history and intimacy in sexual offenders//Sexual Abuse: A Journal of Research and Treatment. - 2001. - Vol. 13. - Р. 27-43.
  16. Craissati J., McClurg G., Browne K. Characteristics of perpetrators of child sexual abuse who have been sexually victimized as children//Sexual Abuse: A Journal of Research and Treatment. - 2002. - Vol. 14[3]. - Р. 225-239.
  17. Fernandez Y. M., Anderson D., Marshall W. L. The relationship among empathy, cognitive distortions and self-esteem in sexual offenders//The sex offender: theoretical advances, treating special populations and legal developments/Еds.B. K. Schwartz, Kingston: Civic Research Institute. - 1999. - Р. 1-12.
  18. Freeman A., DeWolf R. The 10 Dumbest mistakes smart people make and how to avoid them. - N.Y.: Harper Collins, 1992.
  19. Freeman A., DeWolf R. Woulda, coulda, shoulda. - N.Y.: William Morrow, 1990.
  20. Freeman A., Oster C. Cognitive behavior therapy. //Еds. Handbook of interventions for adult disorders, 2nd edition. M. Herson, A. S. Bellack, 1999.
  21. Gannon T. A., Ward T., Polaschek D. L. L. Child Sexual Offenders//Violence in society: N. Z. Perspectives. Christchurch: Te Awatea Press. - 2004.
  22. Gudjonsson, G., Sigurdsson, J. F. Differences and similarities between violent offenders and sex offenders//Child Abuse & Neglect. - 2000. - Vol. 24. - Р. 363-372.
  23. Hall G. C. N., Hirschman R. [1991]. Towards a theory of sexual aggression: A quadripartite model//Journal of Consulting and Clinical Psychology. - Vol. 59. - Р. 662-669.
  24. Hall G. C. N., Hirschman R. A Quadripartite Model of Sexual Aggression//Theory-based Assessment, Treatment and Prevention of Sexual Aggression N.Y.: Oxford University Press. - 1996. - P. 51-71.
  25. Hall G. C. N., Hirschman R. Sexual aggression against children: A conceptual perspective of etiology//Criminal Justice and Behavior. - 1992. - Vol. 19. - Р. 8-23.
  26. Hayashino D. S., Wurtele S. K., Klebe, K. J. Child molesters: An examination of cognitive factors//Journal of Interpersonal Violence. - 1995. - Vol. 10. - Р. 106-116.
  27. Jones J.J. Child Sex Offender’s Cognitive Distortions and Related Personality Traits//Victoria University of Wellington, 2008.
  28. Laws D. R. Relapse prevention with sex offenders. - N.Y.: Guilford, 1989.
  29. Lussier P., Proulx J., McKibben A. Personality characteristics and adaptive strategies to cope with negative emotional states and deviant sexual fantasies in sexual aggressors//International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. - 2001. - Vol. 45[4]. - Р. 159-170.
  30. Madsen L., Parsons S., Grubin D. The relationship between the five-factor model and DSM personality disorder in a sample of child molesters//Personality and Individual Differences. - 2006. - Vol. 40[2]. - Р. 227-236.
  31. Marsa F., O'Reilly G., Carr A., Murphy P., O'Sullivan M., Cotter A., et al. Attachment styles and psychological profiles of child sex offenders in Ireland//Journal of Interpersonal Violence. - 2004. - Vol. 19[2], - Р. 228-251.
  32. Marshall W. L. Invited essay: Intimacy, loneliness and sexual offenders//Behaviour Research and Therapy. – 1989. - Vol. 27. - Р. 491-503.
  33. Marshall W. L., Barbaree H. E. An integrated theory of the etiology of sexual offending. In W. L. Marshall, D. R. Laws, H. E. Barbaree//Eds. Handbook of sexual assault: Issues, theories, and treatment of the offender. - N.Y.: Plenum. - 1990. P. 257-275.
  34. Marshall W. L., Cripps E., Anderson D., Cortoni F. A. Self-Esteem and Coping Strategies in Child Molesters. -1999. - Vol. 14. - P. 955-962.
  35. Marshall W. L., Eccles A. Issues in clinical practice with sex offenders//Journal of Interpersonal Violence. - 1991. - Vol. 6. - Р. 68-93.
  36. Marshall W. L., Hamilton K., Fernandez Y. Empathy deficits and cognitive distortions in child molesters//Sexual Abuse: A Journal of Research and Treatment/ - 2001. - Vol. 13. - P. 123-130.
  37. Marziano V., Ward T., Beech A. R., Pattison P. Identification of five fundamental implicit theoies underlying cognitive distortions in child abusers: a preliminary study. Psychology, Crime and Law. - 2006. - Vol. 12[1]. - Р. 97-105.
  38. Millon T. Disorders of Personality DSM-III: Axis II. - N.Y.: John Wiley & Sons,1981.
  39. Millon T., Davis, R. Disorders of Personality: DSM-IV & Beyond [2nd ed.]. Toronto, Canada: John Wiley & Sons, Inc, 1996.
  40. Nugent P. M., Kroner, D. G. Denial, response styles, and admittance of offenses among child molesters and rapists//Journal of Interpersonal Violence. - 1996. - Vol. 11, - P. 475-486.
  41. Paulhus D. L. Socially desirable responding: The evolution of a construct// Eds. The role of constructs in psychological and educational measurement In H. Braun, D. N. Jackson, D. E. Wiley Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum. - 2002. - P. 49-69.
  42. Paulhus D. L. Two-component models of socially desirable responding//Journal of Personality and Social Psychology. - 1984. - Vol. 46, - P. 598-609.
  43. Pithers W. D. Process evaluation of a group therapy component designed to enhance sex offenders' empathy for sexual abuse survivors//Behaviour Research and Therapy. - 1994. - Vol. 32. - P. 565-570.
  44. Pretzer J. L., Beck, A. T. A cognitive theory of personality disorders//Eds. Major Theories of Personality Disorder. In J. F. Clarkin, M. F. Lenzenweger N.Y.: Guilford Press. - 1996. - P. 36-105.
  45. Robertiello G., Terry K. J. Can we profile sex offenders? A review of sex offender typologies. Aggression and Violent Behavior. - 2007. – Vol.12[5]. 508-518.
  46. Smallbone S. W., Wheaton J., Hourigan D. Trait empathy and criminal versatility in sexual offenders//Sexual Abuse: A Journal of Research and Treatment. - 2003. Vol. 12[1]. - P. 49-60.
  47. Tan L., Grace R. C. Social Desirability and Sexual Offenders: A Review//Sexual Abuse: A Journal of Research and Treatment. - 2008. - Vol. 20[1]. - P. 61-87.
  48. Ward T. Sexual offenders' cognitive distortions as implicit theories. Aggression and Violent Behavior. - 2000. - Vol. 5. - P. 491-507.
  49. Ward T., Hudson S. M., Marshall W. L. Cognitive distortions and affective deficits in sex offenders: A cognitive deconstructionist interpretation//Sexual Abuse: Journal of Research and Treatment. - 1995. - Vol. 7[1]. - P. 67-83.
  50. Ward T., Keenan T., Hudson S. M. Understanding cognitive, affective, and intimacy deficits in sexual offenders: A developmental perspective//Aggression and Violent Behavior. - 2000. - Vol. 5[1], - P. 41-62.
  51. Ward T., Keenan, T. Child molesters' implicit theories//Journal of Interpersonal Violence. - 1999. - Vol. 14. - P. 821-838.
  52. Wood E., Riggs S. Predictors of Child Molestation: Adult Attachment, Cognitive Distortions, and Empathy//Journal of Interpersonal Violence. - 2008. - Vol. 23[2]. - P. 259-275.

Информация об авторах

Колоколов Антон Викторович, врач-сексолог, ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, Москва, Россия, e-mail: a-kolokolov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3577
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 1133
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1