Анализ принципиальных отличий системы помощи несовершеннолетним в Германии и России*

1138

Аннотация

В июле 2012 года в рамках проекта «Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий» специалисты центра социально-психологической адаптации «Перекресток» МГППУ стали участниками стажировки в Германии (г. Дюссельдорф). Во время стажировки российская группа посетила ряд организаций, занимающихся оказанием социально-психологической помощи семьям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, что позволило составить общее представление, как устроена система социальной помощи несовершеннолетним в Германии. Обобщение полученного в ходе стажировки опыта позволило провести сравнительный анализ принципиальных отличий системы помощи несовершеннолетним в Германии и России, представленный ниже.

Общая информация

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Подушкина Т.Г., Милованова Е.А. Анализ принципиальных отличий системы помощи несовершеннолетним в Германии и России* [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2012_n4/56614 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любая профессиональная  деятельность в сфере защиты детства в Германии осуществляется с опорой на существующее законодательство. Неукоснительное соблюдение законодательства представителями государственных структур страны является принципиальным основанием для деятельности сотрудника любого учреждения социальной сферы. Закон рассматривается как основной инструмент работы с кризисной ситуацией ребенка: существующее законодательство регламентирует  все аспекты прав и обязанностей сторон взаимодействия.

Данный принцип формально прописан и в российских законах, однако здесь вступают в силу особенности национальной ментальности и специфика системы правосудия в России. Например, в России кража мобильного телефона у подростка в школе считается частным делом и вопрос, скорее всего, будет решаться без огласки  по договоренности между родителями.  Доведение дела до суда видится крайне нежелательным и небезопасным с точки зрения дальнейшей судьбы подростка, так как он может столкнуться с мерой наказания, значительно превышающей меру проступка и мотивации нарушения. В Германии же данный случай с очень высокой вероятностью будет доведен до официального разбирательства и суда, и именно аспект уважения к частной собственности побуждает выносить случаи нарушения этого права на уровень государственного дела. По мнению германских коллег, практика наступления последствий за совершенные подростком действия является профилактикой более серьезных правонарушений в будущем. Тем не менее, уровень безопасности, толерантности и гуманности ювенальной системы в Германии находится на принципиально ином уровне по сравнению с Россией. За счет чего достигается иное качество социальной системы помощи  несовершеннолетним,  мы подробно поговорим ниже.

ПРОЗРАЧНОСТЬ КАК ПРИНЦИП РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Возможно, все начинается с абсолютной открытости и подотчетности деятельности каждой организации, оказывающей услуги в сфере детства в Германии. Финансово-экономическая прозрачность работы любой организации, вовлеченной во взаимодействие с системой государственного заказа, является стандартной практикой:  информация о финансовых источниках и структуре расходов открыта и доступна для всех ключевых заинтересованных групп. По запросу руководитель каждой организации обязан представить исчерпывающий отчет о структуре поступления и расходования финансовых средств, доступ к этой информации имеют также все рядовые сотрудники организации.

Тот же принцип прослеживается и в отношении структурной прозрачности работы организаций социальной сферы. Профессиональная деятельность каждой организации, оказывающей социальные услуги,  регламентирована и встроена в общую структуру системы оказания социальной помощи. Руководитель и сотрудники организации хорошо осведомлены о системе социальной помощи на территории в целом, о роли и задачах данной организации в общей системе, о порядке межведомственного взаимодействия,  а также о  специфике оказываемых организацией услуг.

Все учреждения, в которые была приглашена российская группа, начинали знакомство с подробного описания бюджета организации  и рассказа о том, каким образом деятельность данной организации встроена в систему межведомственного взаимодействия социальной сферы.

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Система оказания помощи в Германии строится в тесном взаимодействии различных государственных служб и общественных организаций.  Государство выступает как заказчик социальных услуг, при этом социальные услуги могут оказывать как государственные, так и некоммерческие организации. Государственные службы обеспечивают ряд стандартизованных услуг, входящих в систему социального сопровождения территории (города Дюссельдорфа), а в случае необходимости обращаются за помощью в некоммерческий сектор, оплачивая полученные услуги по существующим государственным тарифам.

Некоммерческий сектор дополняет и расширяет систему государственных услуг и обеспечивает такое разнообразие предложений, которое недостижимо в рамках государственной системы. Некоммерческие организации откликаются на все актуальные потребности города, разрабатывая программы, которые могут своевременно отвечать на существующие социальные дефициты.

К сотрудничеству в работе со случаем могут привлекаться специалисты различных ведомств и разного профиля, которые будут работать как члены одной команды. Согласованность и координация деятельности, контроль за развитием ситуации ребенка и результатами работы осуществляется через систему  кейс-менеджмента. Использование принципов кейс-менеджмента дает возможность организации системной работы с несовершеннолетними на уровне города, отслеживания стоимости и качества оказания социальных услуг.

КЕЙС-МЕНЕДЖМЕНТ КАК МЕХАНИЗМ  РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Кейс-менеджмент рассматривается как централизованный механизм функционирования системы социальной помощи. Как уже упоминалось выше, государство сохраняет  за собой функцию заказа социальных услуг, контроля над  их содержанием и качеством, а также полную  ответственность за развитие  ситуации и судьбу ребенка. Таким образом, государственные службы оставляют  за собой ключевые точки контроля по всей траектории движения клиента, но при этом не являются собственно исполнителями услуг.

Все первичные обращения по вопросам, связанным с детьми и подростками, проходят через службы первичного приема, находящиеся в ведении окружных государственных социальных служб. К компетенции службы первичного приема относятся все возможные типы обращений семьи или ребенка за любыми видами помощи (информационной, социальной, психологической, юридической и т. д.), а также все прецеденты по несовершеннолетним, возникающие в смежных ведомствах: полиции, здравоохранения, образования. Во всех случаях, связанных с угрозой безопасности, благополучию и развитию детей, информация незамедлительно поступает в территориальную службу первичного приема. Таким образом, обеспечивается централизованный канал поступающей в государственные службы информации обо  всех острых ситуациях, связанных с подрастающим поколением на данной территории.

Первичная консультативная помощь оказывается непосредственно сотрудниками службы первичного приема. В некоторых случаях, чтобы ответить на запрос клиента, оказывается достаточно одной консультации, в некоторых случаях семьи и несовершеннолетние получают направление  в профильные организации для получения специализированной помощи; ситуации, относящиеся к компетенции служб защиты детства, выявляются и дифференцируются по уровню сложности и остроте. При необходимости экстренного вмешательства полная информация по ситуации несовершеннолетнего срочно направляется непосредственно к руководителю окружной социальной службы, который распределяет случаи между специалистами департамента в соответствии с их компетенциями и занятостью. Таким образом, каждая ситуация оказывается во внимании социальных служб и  попадает в работу к специалисту департамента по социальной и молодежной политике.

Далее координация всей содержательной работы с клиентом осуществляется кейс-менеджером (государственным служащим, несущим ответственность за работу со случаем): специалист департамента собирает  всю необходимую информацию, в тесном взаимодействии с семьей выстраивает индивидуальную программу помощи, к реализации которой привлекает команду специалистов. В соответствии с траекторией, разработанной кейс-менеджером в сотрудничестве с семьей, заключаются договорные отношения с некоммерческими организациями для оказания услуг и приглашаются профильные специалисты.

Тем не менее, все ключевые решения, связанные с изменением жизненного статуса  ребенка, принимаются и контролируются Управлением по делам семьи и молодежи – головной по отношению к окружным социальным службам организацией. Решения о лишении прав родителей на заботу о ребенке и изъятии ребенка из семьи по всем случаям принимаются судом с личного согласия руководителя департамента по семейной и молодежной политике города. Это выдвигает особые требования к квалификации и опыту управляющих кадров высшего эшелона. Сохранение профессиональных полномочий за управленческими кадрами – это  еще одно принципиальное отличие от российской системы социальной помощи – управляющие должности с полномочиями принимать ключевые решения по работе с клиентами занимают специалисты высокой квалификации с большим профессиональным опытом.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ РЕБЕНКА И СОТРУДНИЧЕСТВО С КЛИЕНТОМ

Основными приоритетами  в работе с несовершеннолетними для специалистов всех ведомств является ориентация на добровольное сотрудничество и качественный анализ ситуации каждого ребенка. В случае добровольного согласия на сотрудничество несовершеннолетнего и/или его семьи, попавших в зону внимания социальных служб,  предпочтение всегда отдается  мерам поддерживающим, а не карающим клиента: ситуация сотрудничества всегда несет более благоприятную и положительную возможность для клиента, чем отказ от нее. При этом социальная сфера имеет широкий диапазон предложений по социальной адаптации и развитию клиентов, готовых к сотрудничеству: от обучения культуре взаимодействия и выработке семейных традиций во  время бесплатных завтраков в присутствии специалиста до возможности помещения семьи в стационар с целью изменения отношений внутри нее и более тесного сотрудничества со специалистом (с согласия самой семьи). Предложение о сотрудничестве и /или мерах воздействия всегда разрабатывается с учетом актуальной ситуации ребенка.

Данная тенденция существует  и в России, но в Германии она пронизывает всю практику оказания помощи несовершеннолетним. Специалист любой сферы: и социальный педагог, и полицейский, и судья исходят из причин и контекста, вызвавших ситуацию, в которой оказались подросток или его семья, и в зависимости от этих причин выбирает траекторию взаимодействия.

ГИБКОСТЬ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ

Применение ограничивающих мер по отношению к семье в Германии осуществляется только в случае острой необходимости вмешательства – наличия угрозы нормальному развитию и безопасности ребенка. Существует тонкая дифференциация мер воздействия: наличие различных категорий  родительских прав и свобод позволяет выбирать меры воздействия, адекватные ситуации. Родительские права и обязанности прописаны в германском законодательстве очень подробно – лишение (возвращение) прав осуществляется строго в соответствии с актуальной ситуацией ребенка.

При возникновении ситуаций, связанных с лишением родительских прав, специалисты в первую очередь анализируют, какие именно обязанности по отношению к ребенку родителем не выполняются или выполняются неэффективно. Родитель может быть лишен какого-то конкретного права, например, права определения места учебы ребенка, но при этом сохранить все остальные родительские  права.  Социальное сопровождение семьи в данном случае будет построено на наращивании родительских компетенций вокруг именно этой ослабленной зоны родительской ответственности. Реализацию изъятых обязанностей по отношению к ребенку временно берет на себя государственный опекун.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ: ВОСПИТАНИЕ КАК КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

В системе социальной помощи несовершеннолетним в Германии как генеральная линия  реализуется идея воспитания: основной акцент на меры воспитательного воздействия делается не только в системе социальной помощи, существует также широкий диапазон мер воспитательного воздействия при реагировании на правонарушения несовершеннолетних. Гуманистическая ориентация специалистов, работающих в сфере защиты детства (судей, прокуроров, полицейских, чиновников, социальных работников и педагогов), позволяет реализовывать педагогические стратегии сопровождения вне зависимости от степени проступка несовершеннолетнего.

В данном контексте интересный опыт представляет система арестных домов в Германии (в России подобных аналогов не существует). Арестный дом – это заведение, в которое может быть помещен подросток с 14 лет сроком до 4 недель по решению ювенального судьи. Однако цель помещения в арестный дом – воспитательная: на подростка не заводится уголовного дела, он не имеет судимости. Заключение в арестном доме присуждается подростку только во внеучебное  время, информация об этом не передается в учебное заведение. Весь срок заключения несовершеннолетний  находится в одиночной камере, но есть ряд занятий, которые он может посещать: тренинги социальных компетенций и снижения агрессивности, творческие мастерские.

В завершение хотелось бы отметить еще один немаловажный фактор, влияющий, на наш взгляд,  на систему социальной помощи в Германии. В сфере  социальных услуг в Германии процесс работы с клиентом считается не менее важным и ценным, чем результат такой  работы.  Такая «процессуально ориентированная» позиция государственного заказчика предъявляет особые требования к качеству оказываемой услуги. Возможно,  именно этим объясняется ориентация специалистов на ситуацию клиента, а не на отчет об успешном завершении дела, и позволяет им оказывать максимально возможную эффективную помощь несовершеннолетним.

* Статья подготовлена к печати в рамках проекта МГППУ "Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий" по гранту Гете-института в рамках Года Германии в России 2012/13.

Информация об авторах

Подушкина Татьяна Геннадиевна, психолог, руководитель сектора «Центр доказательного социального проектирования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5966-8342, e-mail: poduschkina@mail.ru

Милованова Елена Александровна, начальник отдела социально-психологической адаптации и развития подростков Центра «Перекресток», МГППУ., Москва, Россия, e-mail: helenmilova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2843
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1138
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0