Дефицитарность эмпатической способности рассматривается как один из ключевых психологических факторов сексуальной преступности.
Во многих исследованиях показано, что сексуальные преступники испытывают существенные трудности с распознаванием эмоций, интерпретацией и оценкой эмоциональных состояний, сложности с сопереживанием и эмоциональным ответом [17, 18, 30, 35, 46]. Дефицит эмпатии у лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности, часто рассматривается как причина отрицания насильниками вреда, причиненного жертве [23, 27, 34, 36, 42]. Можно встретить и мнения, согласно которым отсутствие эмпатии к жертвам является фундаментальным дефицитом сексуальных преступников [Pithers, 1999].
Отечественных исследований эмпатии у лиц с девиантным сексуальным поведением крайне мало. Тем не менее, полученные результаты во многом совпадают с зарубежными. Так, в исследовании эмоционального восприятия у лиц, совершивших сексуальные преступления, было показано, что группа преступников без расстройств сексуального предпочтения демонстрирует достоверно более низкие показатели эмпатии, чем группа нормы [Дворянчиков, 2003]. А в недавнем сравнительном исследовании лиц, совершивших агрессивно-насильственные действия сексуального характера, был сделан вывод, что сниженная способность к эмпатии действительно может являться одним из факторов формирования сексуальной агрессии [Макурин, 2011].
Однако столь большому числу исследований можно противопоставить не меньше работ, в которых выявляются противоречия, встречающиеся при изучении эмпатии у лиц с аномальным сексуальным поведением [Smallbone, 2007]. Например, Fox J.A. и Levin J. [Fox, 2005] указывают, что при сексуальном садизме может наблюдаться сильная эмоциональная привязанность к своим жертвам. А некоторыми исследователями было показано, что насильники детей и вовсе не демонстрируют общего дефицита эмпатии [40, 47]. Более того, встречаются данные, согласно которым лица, совершившие сексуальное насилие над детьми, могут продемонстрировать сопоставимую с группой нормы эмпатию к жертвам аварий и чужим жертвам сексуального насилия [33, 47].
По мнению L.G. Kirsch и J.V. Becker [Kirsch, 2007], разрешить имеющиеся противоречия может только точное теоретическое и практическое построение исследований. Многие из проведенных экспериментов подвергаются критике за отсутствие твердой теоретической основы для описания изучаемых переменных [26, 31, 45]. Серьезной критике можно подвергнуть и методики, используемые для диагностики эмпатической способности.
Целью данной работы является анализ методик, наиболее часто используемых для диагностики эмпатии у сексуальных преступников; а также оценка перспективы применения новой проективной методики для изучения эмпатической способности у лиц с аномалиями сексуального влечения.
Охватить весь объем методов, используемых для исследования эмпатии у сексуальных преступников, в рамках одной статьи не представляется возможным. Поэтому здесь будут рассмотрены лишь методики, наиболее часто встречающиеся при диагностике эмпатии у лиц с аномальным сексуальным поведением.
Специально для изучения эмпатии по отношению к жертвам у сексуальных насильников была разработана методика Rape Empathy Scale [Deitz, 1982], состоящая из 19 утверждений, которые испытуемому необходимо оценить по шкале от 1 («полностью согласен») до 6 баллов («решительно не согласен»). Предлагаемые утверждения сформулированы прямо и в дихотомии. Например: «Я действительно могу сопереживать беспомощности насильника, потому что его влекут желания, которые он не может контролировать»/«Я действительно могу сопереживать беспомощности жертвы, если все ее попытки противостоять изнасилованию не удались» (№ 13); «Жертва (насильник) эмоционально будет страдать больше, чем насильник (жертва), если об изнасиловании станет известно широкой общественности» (№ 17). Существенным недостатком методики является то, что в ней рассматривается лишь ситуация изнасилования женщины мужчиной. Также представляется, что подобные утверждения имеют явную направленность и сильно подвержены социальной желательности. Не говоря уже о том, что охарактеризовать лиц, высказавших сопереживание и жертве, и насильнику, будет весьма затруднительно.
Низкая распространенность методик на эмпатию, специфичных для группы сексуальных преступников, отражается в наиболее частом использовании зарубежными и отечественными исследователями опросников, предназначенных для широкой диагностики.
Одной из первых методик, широко применявшихся за рубежом для исследования эмпатии у сексуальных преступников стала шкала эмпатии Р. Хогана – Hogan’s Empathy Scale [Hogan, 1969]. Методика состоит из 64 вопросов, большая часть которых была выбрана из нескольких личностных тестов, таких как MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) [Hathaway, 1943] и CPI (California Psychological Inventory) [Gough, 1964]. Почти из тысячи вопросов были отобраны те, которые являлись дискриминативными для двух групп людей, независимо разделенных на эмпатичных и неэмпатичных. Однако психометрический анализ методики показывает ее сомнительную надежность и низкую внутреннюю согласованность, наряду с плохим воспроизведением выявленной авторами факторной структуры [Froman, 2001]. Как указывают исследователи, большая часть факторов, выявляемых этой методикой, скорее подходит для измерения социальных навыков, чем эмпатии [11, 15]. Что не удивительно: утверждения, предлагаемые испытуемым в этой методике, заставляют беспокоиться о недостаточном смысловом соответствии между содержанием теста и собственно эмпатией. Например, можно привести утверждения: «Я хотел бы участвовать в клубе по пению» (№ 29) или «Мне нравится говорить о сексе» (№ 56) [12, 25]. В результате методика была практически вытеснена более современными.
Отечественные авторы [Михайлова, 1996] в числе методик, позволяющих оценивать выраженность эмпатической способности у насильников, называют популярный и в зарубежных исследованиях опросник Меграбьяна-Эпштейна – QMEE (Questionnaire Measure of Emotional Empathy) [Mehrabian, 1972]. В оригинальной версии он состоит из 33 пунктов, разделенных на семь подкатегорий. В методике высчитывается только общий показатель, хотя на концептуальном уровне в опросник заложена идея о различных аспектах эмпатии. Утверждения из этой методики также подвергались критике и вызывают сомнение в их соответствии измеряемому конструкту. Например: «Люди приписывают животным слишком много чувств» (№ 2), «Меня раздражает публичное проявление эмоций» (№ 3) [Holz-Ebeling, 1995]. Или, утверждения из отечественной версии опросника: «Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств» (№ 6), «На мое настроение сильно влияют окружающие люди» (№8), «Я очень переживаю, когда смотрю фильм» (№ 23). Сами авторы шкалы предположили, что вместо измерения эмпатии как таковой методика отражает общую способность к эмоциональному заражению, эмоциональной реакции на других [Mehrabian, 1988].
В настоящее время исследователи отдают предпочтение многофакторным моделям эмпатии. В частности, за рубежом все чаще применяется разработанная в 1980 г. Шкала оценки межличностной эмоциональной реактивности – IRI (Interpersonal Reactivity Index) [14, 15], переведенная на русский язык в своей первой адаптации как «Многофакторный опросник эмпатии» [Будаговская, 2013]. Эмпатия рассматривается автором как единство когнитивной и аффективной составляющих. В связи с чем, M.H. Davis предлагает отдельно рассматривать когнитивный и аффективный аспекты, поскольку лишь в таком случае можно оценить вклад каждого из них в эмпатический процесс [Davis, 1980]. Опросник состоит из 28 пунктов. Для оценки когнитивной составляющей эмпатии используются шкалы фантазии (способность испытуемого к образному перенесению себя в вымышленные ситуации) и децентрации (способность испытуемого понять и принять в расчет точку зрения другого человека). Для оценки аффективной составляющей используются шкалы эмпатической заботы (степень, в которой для испытуемого характерны чувства тепла, сострадания и заботы о другом) и эмпатического дистресса (оценивает непосредственно чувства страха, тревоги, дискомфорта, возникающие у испытуемого в связи с наблюдением негативного опыта других людей). В методике вычисляются отдельные показатели по каждой из шкал. Работы, направленные на проверку валидности, достоверности и надежности опросника дают положительные результаты [2, 39]. Тем не менее, и эта методика подвергается критике. Например, шкала фантазии и такие вопросы из шкалы эмпатического дистресса, как «Я обычно довольно эффективен в борьбе с чрезвычайными ситуациями», «Я иногда чувствую себя беспомощным, когда нахожусь в центре очень эмоциональной ситуации» позволяют скорее выявить такие психологические процессы, как воображение и способность к эмоциональному контролю, которые – конечно – так или иначе связаны с эмпатией, но не являются ей [Baron-Cohen, 2004]. Тем не менее, нередко отмечается, что шкалы эмпатической заботы и децентрации действительно описывают аффективную и когнитивную составляющие эмпатии [Alterman, 2003].
Что касается популярных у отечественных авторов методик эмпатийного потенциала И.М. Юсупова [Юсупов, 1997] и теста на эмпатические способности В.В. Бойко [Бойко, 1996], то, как указывают исследователи, у этих методик также есть ряд своих недостатков.
В частности, конструктная валидность теста эмпатийного потенциала И.М. Юсупова [Юсупов, 1997] вызывает сомнения, а некоторые пункты опросника не соответствуют реалиям сегодняшнего дня и нуждаются в корректировке [Будаговская, 2013].
Множество вопросов у исследователей вызывает и тест на эмпатические способности В.В. Бойко [Бойко, 1996]. Теоретические конструкты, положенные в основу теста отсылают, скорее, к метафизическим, а не научным основаниям [Будаговская, 2013]. Например, автор понимает эмпатию как «рационально-эмоционально-интуитивную форму отражения», которая «является особенно утонченным средством “вхождения” в психо-энергетическое пространство другого человека»; по его мнению, «с помощью эмпатии “пробивается” защитный энергетический экран партнера», для чего «необходима повышенная “проходимость”» [Бойко, 1996]. Более того, не удается найти никаких сведений о процедуре психометрической проверки надежности и валидности опросника [Будаговская, 2013]. Что не удивительно, поскольку в своей работе, наряду с методикой на эмпатические способности, В.В. Бойко предлагает читателям больше двух десятков новых опросников, среди которых рядом с понятным научному слуху диагностическим инструментарием для исследования агрессии, фрустрации и циклотимии, можно встретить опросник на неуправляемую эмоциональную возбудимость, на доминирующую форму преобразования энергии воздействия, на биополе семьи [Бойко, 1996].
Вполне логично, что при использовании такого множества методик для исследования эмпатии у сексуальных преступников, в результатах обнаруживается ряд противоречий.
Применение методик, основанных на самоотчете, в судебной психологии весьма затруднительно ввиду установочного поведения подэкспертных. Согласно Ickes W. [28, 29], вопросов, которые могли бы выявить непосредственно способность человека к эмпатии, в принципе не существует. А используемые до настоящего времени проективные методики на эмпатию очень громоздки и сильно «утяжеляют» психологическое обследование, делая задания трудновыполнимыми для большинства категорий подэкспертных.
Вниманию читателей предлагается новая проективная методика для диагностики эмпатии (Шерягина Е.В. [Шерягина, 2013]; мод. Демидовой Л.Ю.) у лиц, проходящих судебную экспертизу по делам о сексуальных преступлениях, а также предварительные результаты ее применения.
Методика изначально создавалась ее автором, Е.В. Шерягиной, для исследования стратегий утешения [Шерягина, 2013]. В оригинальном варианте она состоит из двух серий. В первой серии испытуемому предлагается дать вариант ответа на 5 реплик детей и 5 реплик взрослых, оказавшихся в трудных ситуациях. Во второй серии задача такая же, с той лишь разницей, что в инструкции акцентируется внимание испытуемого на чувствах, которые испытывает ребенок/взрослый, оказавшийся в трудной ситуации. После этого предлагается вернуться к ответам первой серии и написать, какие чувства испытывает ребенок/взрослый после того, как услышит ответ испытуемого.
Методика была модифицирована для проведения психологического обследования лиц, проходящих судебную экспертизу по делам о сексуальных преступлениях. В модифицированном варианте предполагается проведение только первой серии. Инструкция звучит следующим образом: «Сейчас я буду зачитывать Вам реплики разных детей и взрослых, оказавшихся в трудной ситуации; Ваша задача – дать свой вариант ответа на эти фразы». Еще одна модификация коснулась экспериментального материала: взамен 4 реплик (2 взрослых и 2 детских) были включены реплики про изнасилование и жестокое обращение, взятые из протоколов психологических консультаций. Таким образом, подэкспертному предлагается дать ответ на реплики детей и взрослых, попавших в ситуации отвержения, ущемления самооценки, несправедливости, изнасилования и жестокого обращения. В табл. 1 представлен полный перечень реплик, предлагаемых подэкспертным.
Таблица 1
Стимульный материал к модификации проективной методики на эмпатию Е.В. Шерягиной (мод. Демидовой Л.Ю.). Реплики детей и взрослых, оказавшихся в трудных ситуациях
|
Реплики детей |
Реплики взрослых |
|
За плохие оценки отец избивает меня… |
Марина пригласила весь отдел в кафе отметить свой день рождения, а меня единственную из всех не позвала, представляешь? |
|
Никто не хочет со мной дружить, говорят, что я жадный. Разве я жадный? Просто я берегу свои вещи, чтобы их не испортили и не потеряли. |
Мой муж неплохой человек. Но когда выпивает, он бьет меня. |
|
Ребята из восьмого класса отобрали у меня деньги на завтрак, я не смог постоять за себя. |
Муж моей подруги занял у меня 5000 рублей год назад. Я попросила вернуть, но он лишь посмеялся надо мной. |
|
Друг отчима вчера изнасиловал меня. Я не знаю, что мне теперь делать. |
Если бы я не была такой толстой, у меня была бы личная жизнь. Мужчины на меня даже не смотрят, никто не любит меня. Я выгляжу ужасно. |
|
Мы с ребятами прыгали через лужу. Все перепрыгнули, а я упал. Все смеялись надо мной. |
Несколько лет назад, когда я возвращалась с работы, меня ограбили и изнасиловали. |
Полученные ответы подвергаются экспертной оценке по шкале эмпатии (Carkhuff’s Accurate Empathy Scale) [13, 44]. Шкала предполагает уровни от 1 до 5, где первый представляет собой игнорирование чувств ребенка/взрослого, а пятый – выражение чувств другого с более глубоким содержанием смысла, чем был способен сказать ребенок/взрослый. В табл. 2 представлено более подробное описание системы оценивания.
Таблица 2
Система оценки ответов к модифицированной методике на эмпатию Е.В. Шерягиной (мод. Демидовой Л.Ю.). Шкала эмпатии (Carkuff’s Accurate Empathy Scale)
|
Уровень (количество баллов за ответ) |
Условия, при которых ответ испытуемого на реплику соответствует тому или иному уровню эмпатии |
|
1-й уровень (1 балл) |
Слова испытуемого существенно не отличаются от предложенной реплики; испытуемый совсем не уделил внимания чувствам другого |
|
2-й уровень (2 балла) |
Хотя испытуемый выразил чувства, он сделал это таким образом, что значительная часть переживания ребенка/взрослого осталась неучтенной |
|
3-й уровень (3 балла) |
В ответе испытуемого точно отражены чувства; переживания в реплике и выраженные испытуемым по сути взаимозаменяемы |
|
4-й уровень (4 балла) |
Испытуемый точно выразил чувства, но на более глубоком уровне, чем ребенок/взрослый был способен сказать в реплике |
|
5-й уровень (5 баллов) |
Испытуемый точно выразил чувство, на значительно более глубоком уровне и с более высоким содержанием смысла, чем был способен сказать ребенок/взрослый |
Исследование с помощью этой методики [Демидова, 2012] проводилось на выборке из 47 испытуемых (все лица мужского пола), 26 из которых составили две экспериментальных группы и проходили стационарную судебную сексолого-психолого-психиатрическую экспертизу на базе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Все участники экспериментальной группы были направлены на экспертизу в связи с совершением сексуальных действий в отношении несовершеннолетних (жертвами преступлений являлись лица, не достигшие 12-летнего возраста; в выборку не включались подэкспертные, обвиняемые по ст. 105 УК РФ). В результате экспертизы у 14 человек было обнаружено расстройство сексуального предпочтения в виде педофилии, у 12 человек педофилии установлено не было. Контрольная группа состояла из 21 человека, никогда не привлекавшихся к уголовной ответственности за совершение преступлений.
Была выдвинута гипотеза, что лица, совершившие сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних, будут обладать сниженной способностью к эмпатии в сравнении с группой нормы.
В табл. 3 представлены результаты статистической обработки данных, полученных в результате заполнения испытуемыми проективной методики на эмпатию.
Таблица 3
Выраженность эмпатии у лиц, проходящих КСППЭ по обвинению в совершении сексуальных преступлений. Критерий Манна-Уитни
|
Показатель эмпатии |
Норма N = 21 |
Преступники без педофилии N = 12 |
Преступники с педофилией N = 14 |
|
Эмпатия в отношении взрослого |
5.71 (0.77) |
5.75 (1.41) |
6.25 (1.31) |
|
Эмпатия в отношении ребенка |
6.12 (1.08) |
5.33 (0.52) a |
6.82 (1.19) a |
|
Суммарный показатель эмпатии |
11.83 (1.41) bтенд. |
11.08 (1.74) a |
13.07 (2.04) a bтенд. |
N – число испытуемых в группе
a – различия между группой преступников без педофилии и группой преступников с педофилией
b – различия между группой нормы и группой лиц с педофилией
*жирным шрифтом выделены статистически различия на уровне значимости p<0,05
**цветом выделены различия на уровне значимости p<0,01
Полученные результаты показывают, что сексуальные преступники, у которых не было диагностировано расстройств сексуального предпочтения, демонстрируют наибольший дефицит эмпатии в сравнении с группой преступников, которым был установлен диагноз педофилии, и группой нормы. Вместе с тем, лица с педофилией, давая ответ на реплики детей, оказавшихся в трудных ситуациях, чаще говорят с ребенком о чувствах и в этом смысле оказываются по отношению к ним даже более эмпатичны, чем группа нормы.
Обсуждение результатов
Можно предположить, что сексуальные преступления в отношении детей, совершенные лицами без педофилии, могут быть обусловлены их проблемами с эмоциональной сферой, в частности, сниженной способностью к сопереживанию, эмпатии. Этот результат совпадает с полученными ранее данными [3, 5, 17, 18, 30, 35, 46]. Аналогичные преступления, совершенные лицами с педофилией, вероятно, имеют несколько другие механизмы. Не исключено, что таким преступникам легче поставить себя на место ребенка, за счет чего им становится проще понять «такого же, как они сами» и легче говорить с ним о чувствах. Схожие результаты были обозначены в исследованиях, показывающих сравнимые с группой нормы уровни эмпатии у лиц, совершивших насилие над детьми [33, 40, 47]. Такие особенности педофилов, скорее всего являются следствием инфантилизма и аутоидентификации с объектом [Радченко, 2003].
Ранее противоречия в результатах исследования эмпатии у сексуальных преступников преимущественно связывались с многообразием используемых методов для оценки эмпатической способности. Однако на основании представленных результатов можно предположить, что подобные противоречия могут быть объяснены гетерогенностью обследуемых групп испытуемых. Наличие в одной группе лиц с диагнозом расстройства сексуального предпочтения и без него (когда обследуются сексуальные преступники в целом) может стирать часть существующих различий. Преобладание в выборке лиц с расстройствами сексуального предпочтения или без диагноза может давать искажение результатов в ту или иную сторону.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Методики, наиболее часто используемые для диагностики эмпатии у сексуальных преступников, обладают рядом недостатков, из которых общими для большинства их них являются:
1.1. Смысловое несоответствие между содержанием опросников и понятием эмпатии;
1.2. Явная направленность большинства утверждений в методиках, что делает их сильно подверженными социальной желательности.
2. Предложенная методика является компактным и удобным способом проективной диагностики эмпатии у сексуальных преступников, что практически исключает влияние социально желательных ответов на результат.
3. Предварительные результаты применения проективной методики для диагностики эмпатии показывают, что:
3.1. Лица без расстройств сексуального предпочтения, совершившие преступления против половой неприкосновенности детей, обладают наибольшим дефицитом эмпатии (в том числе, эмпатии к детям).
3.2. Лица с педофилией, совершившие сексуальные преступления, чаще говорят с ребенком о чувствах и в этом смысле оказываются по отношению к детям даже более эмпатичны, чем группа нормы.
4. Противоречия в результатах исследования эмпатии у сексуальных преступников могут быть объяснены не только многообразием используемых методов для оценки эмпатической способности, но и гетерогенностью обследуемых групп испытуемых.