Влияние субъективных особенностей образа Я на способность к саморегуляции студентов-юристов

953

Аннотация

Статья посвящена изучению характера влияния субъективных представлений о себе на особенности саморегуляции студентов-юристов. Специфика профессиональной деятельности юриста связана с повышенной эмоциональной напряженностью, которая обуславливается условиями работы (рамки закона, ограниченное время на анализ и подготовку материалов дела, общение с различными по характеру людьми). В основу статьи положено исследование, направленное на выявление связи компонентов образа Я и стилевых особенностей саморегуляции. В материал исследования вошли личностные особенности студентов юристов, т.к. данная проблема наиболее актуальна на стадии, когда человек обучается профессии, и можно, спрогнозировав стилистику реагирования, выявить проблемы на раннем этапе подготовки специалистов, а так же скорректировать их для организации дальнейшей профессиональной деятельности на более высоком уровне. В результате исследования выявлены закономерности, отражающие взаимосвязь самоотношения и регуляторных особенностей у студентов-юристов.

Общая информация

Ключевые слова: юридическая деятельность, саморегуляция, образ Я, защитные механизмы

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Для цитаты: Коноплева И.Н., Проничева М.М. Влияние субъективных особенностей образа Я на способность к саморегуляции студентов-юристов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n3/63805 (дата обращения: 24.12.2024)

Полный текст

Юрист – это довольно специфичная и ответственная профессия. Она связана с общением с различными людьми, с повышенной эмоциональной напряженностью, которая возникает из-за условий работы, в частности, из-за строгих рамок, где юрист, так или иначе, оказывается заперт. Он обязан строго следовать букве закона и следовать определенным нормам и правилам.     И, несмотря на такое давление со стороны обстоятельств и условий, юрист должен выполнять свою работу максимально эффективно, т.к. от этого зависят жизни и судьбы людей. Для этого ему необходимо уметь контролировать себя, свое поведение и эмоции. Каждый человек имеет определенное мнение и представление о себе, формирующееся в зависимости от различных обстоятельств.

Целью данной работы является изучение характера влияния субъективных представлений о себе на особенности саморегуляции студентов-юристов.

В качестве предмета нашего исследования выступает взаимосвязь образа Я и стиля саморегуляции.

Объектом нашего исследования являются личностные особенности студентов юристов (отношение к себе и стилевые особенности саморегуляции).

В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что  компоненты образа Я связаны со стилевыми особенностями саморегуляции, такими как общий уровень саморегуляции, программирование, моделирование, оценка результатов и гибкость, а также с рационализацией и проекцией.

В ходе нашей работы были рассмотрены теоретические аспекты образа «Я» и стилевые особенности саморегуляции студентов-юристов. Нами были проанализированы юридическая деятельность, особенности психической саморегуляции и защитные механизмы как один из вариантов саморегуляции, а также особенности образа Я.

Психологические особенности юридической деятельности в настоящее время уже неплохо изучены. Разные ее аспекты рассмотрены в работах М.И. Еникеева, В.Л. Васильева, В.В. Романова, Ю.В. Чуфаровского, А.Н. Столяренко. Вместе с тем остаются вопросы, касающиеся психологической подготовки к выполнению деятельности и проблемы сохранения здоровья в сложных условиях такой деятельности.

Юрист – это специалист по правоведению, по государственно-правовым вопросам, по юридическим наукам. Иными словами юрист – это практический деятель в области права. Профессия юриста – это широкая область трудовой деятельности, которая требует юридических знаний и навыков, которые необходимы для выполнения определенной работы в правовой сфере социальных услуг.

Под профессиональной юридической деятельностью понимаются целенаправленные действия юриста-профессионала по решению юридических дел, осуществляемые на основе норм процессуального права и направленные на соблюдение законности и укрепление правопорядка в государстве [Скакун, 1998].

Юрист выполняет следующие виды деятельности:

  • проведение консультаций по юридическим вопросам в рамках специализации;
  • оказание помощи в составлении различной юридической документации;
  • контроль за соблюдением законности выполнения тех или иных действий;
  • защитная деятельность на судебных процессах;
  • участие в разработке законопроектов.

Каждый юрист имеет свой профиль. От характеристик отдельных юридических профессий зависит содержание профессиональной деятельности юриста. Под содержанием профессиональной деятельности юриста понимается совокупность различных действий и операций, выполняемых юристом в сфере своего профессионального труда и профессионального поведения [Жалинский, 1997].

Если рассматривать деятельность юриста как психофизиологический процесс, то можно выделить несколько элементов, которые его составляют:

  • ресурсоемкость (ресурсными источниками являются время, перенесенный труд, физические и психологические затраты и др.);
  • собственно действия, т.е. затраты психической и физической затраты, которые выражаются в некоторой запрограммированной последовательности и сочетании;
  • последствия действий.

Также можно выделить ряд важных для юриста качеств. Их называют факторами профессиональной пригодности юриста. К ним относятся:

  • высокий уровень социальной адаптации;
  • нервно-психическая устойчивость;
  • высокий уровень интеллектуального развития;
  • коммуникативная компетентность;
  • организаторские способности [Баранов, 2004].

Я-концепция (образ Я) – это развивающаяся система представлений человека о самом себе, которая включает в себя осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку;а также субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов [Большой психологический словарь, 2006].

Понятие Я-концепции родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс). Первые теоретические разработки в области Я-концепции бесспорно принадлежат У. Джемсу. Он разделил личностное Я на взаимодействующие Я-сознающее и Я-как-объект.

Я-концепция часто определяется как совокупность установок, которые направлены на себя. В Я-концепции принято выделять 3 структурных компонента: когнитивный («образ Я»), эмоционально-ценностный (аффективный) и поведенческий.

Я-концепция представляет целостное образование. Образ-Я является рефлексивной составляющей личности, связанной с представлениями человека о себе.

Итак, «образ Я» является целостным представлением человека о себе. И это представление не следует сводить к простому осознанию своих отдельных качеств и черт. Главным здесь является самоопределение человека, т.е. его ответы на такие вопросы, как «Кто я? Чего я хочу? Каков я? Что я могу и кем я стану?». От того, каким человек себя видит и представляет себя; зависит то, как он взаимодействует с окружающими, зависят формы его саморегуляции, а также отношения с окружающим миром в целом. Образ-Я также является условием формирования отношения человека к себе, иными словами, образ-Я – это условие принятие человеком себя. Э. Фромм считал, что «мое собственное «Я» должно быть таким же объектом любви, как и другой человек» [Фромм, 2010, с. 102].

Я-концепция выполняет определенные функции, к которым следует относить следующие:

  1. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности.
  2. Я-концепция является важным фактором интерпретации жизненного опыта.
  3. Я-концепция является источником ожиданий.

Психологическая саморегуляция – это произвольное и целенаправленное изменение отдельных психофизиологических функций и психического состояния в целом [Большой психологический словарь, 2006]. Изменение осуществляет сам субъект при помощи специально организованной психической активности.

Выделяют две формы саморегуляции: осознанную (произвольную) и неосознанную (непроизвольную) саморегуляцию.

Способность к осознанной саморегуляции заключается в том, что человек – действительный субъект своей деятельности. Т.е. человек выступает как источник и важный детерминирующий фактор своей деятельности [Конопкин, 2008]. Произвольная саморегуляция связана с целевой деятельностью человека. Можно говорить о том, что осознанная, или произвольная, саморегуляция представляет собой системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по построению, инициации, управлению и поддержанию разными формами и видами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей.

Неосознанная саморегуляция характеризуется отсутствием целей. Она осуществляется на основе норм, которые сложились в ходе эволюции, и связана с жизнеобеспечением.

Стилевые особенности саморегуляции – это индивидуальные черты системы саморегуляции человека, которые устойчиво проявляются в поведении, практической деятельности человека, а также в различных видах произвольной активности. Индивидуальная степень развития осознанной саморегуляции является существенной и типичной особенностью произвольной саморегуляции. Необходимо сказать о том, что существуют индивидуальные особенности в развитии и проявлении частных функций целостного регуляторного процесса [Моросанова, 2007]. Данные особенности заключаются в:

  1. планировании (индивидуальная особенность, связанная с постановкой и удержанием целей);
  2. моделировании (индивидуальные особенности создания модели значимых условий, т.е. отражения комплекса условий, значимых для достижения цели);
  3. оценивании результатов (контроль и оценка человеком результатов своей деятельности);
  4. программировании (создание программы исполнительских действий, необходимых для достижения поставленной цели);
  5. корректировании (индивидуальные особенности принятия решений о необходимых коррекциях целей, программы, моделей и результатов).

Помимо специфических особенностей, существуют особенности, которые характеризуют процесс регуляции в целом. Они, в отличие от специфических особенностей, которые характерны только для какой-то одной регуляторной функции, характеризуют функционирование любого звена регуляции. Одновременно с этим, данные особенности являются личностными свойствами.

Выделяют четыре свойства, характеризующих процесс регуляции в целом: осознанность, адекватность, надежность и устойчивость функционирования регуляторных блоков и их структуры в условиях психической напряженности, пластичность.

Психологическая защита представляет собой регулятивную систему стабилизации личности, которая направлена на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, которое связано с осознанием конфликта.

В широком смысле термин «психологическая защита» означает любое поведение, которое устраняет психологический дискомфорт, которые способствует формированию негативизма личности, появлению «ложных», замещающих видов деятельности человека. В результате такого дискомфорта возможно изменение системы межличностных отношений.

В нашем исследовании была прослежена связь между компонентами образа Я и стилевыми особенностями саморегуляции, такими как общий уровень саморегуляции, программирование, моделирование, оценка результатов и гибкость, а также связь с рационализацией и проекцией.

Используемые методики: Социально-демографическая анкета, методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС), опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI), «Стиль саморегуляции поведения – ССП – 98» В.И. Моросановой.

В исследовании приняли участие студенты-юристы, всего 55 человек в возрасте от 18 до 22 лет.

Первичный анализ данных позволил нам выделить некоторые закономерности и сделать первоначальные выводы (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3).

Рис. 1. Уровни стилевых особенностей саморегуляци (значения в %)

ОУ – общий уровень саморегуляции, Пл – планирование, М – моделирование, Пр – программирование, Ор – оценка результатов, Г – гибкость, С – самостоятельность.

Рис. 2. Уровни компонентов самоотношения (значения в %)

З – замкнутость, СУ – самоуверенность, СР – саморуководство, ОС – отраженное самоотношение, СЦ – самоценность, СП – самопринятие, СПр – самопривязанность, ВК – внутренняя конфликтность, СО – самообвинение.

 

Рис. 3. Средние показатели защитных механизмов (значения в %)

Анализ данных показал, что у большинства испытуемых преобладают средние уровни по показателям стилей саморегуляции при высоких уровнях показателей по компонентам самоотношения. При этом мы можем говорить о том, что большинство используют проекцию и рационализацию в качестве защитных механизмов. Таким образом, мы смогли предположить, что характерным образом Я человека, способным к саморегуляции, является уверенный в себе, волевой и самостоятельный человек, способный находить рациональное объяснение своим поступкам и неудачам (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3).

В ходе проведения статистического анализа мы сравнили показатели стилевых особенностей саморегуляции с показателями защитных механизмов (Таблица 1), показатели компонентов самоотношения и защитных механизмов (Таблица 2), а также показатели компонентов самоотношения и стилевых особенностей саморегуляции (Таблица 3).

Таблица 1.

Коэффициент корреляции сравнения показателей стилевых особенностей саморегуляции и защитных механизмов

Саморегуляция/

Защитные механизмы

ОУ

Пл

М

Пр

Ор

Г

С

Выт

 

 

-,271**

 

 

 

 

Рег

-,313*

 

-,474**

-,369**

 

 

,387**

Зам

-,409**

-,337*

-,349**

-,434**

-,352**

 

 

Отр

 

 

 

 

 

,273*

 

Проек

 

 

 

 

 

-,269*

 

Ком

 

 

 

 

 

 

 

Гиперк

 

 

 

 

 

-,318*

,281*

Рац

 

 

 

 

 

 

 

ОНЗ

 

 

-,346**

 

 

 

 

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя).

Саморегуляция: ОУ – общий уровень саморегуляции, Пл – планирование, М – моделирование, Пр – программирование, Ор – оценка результатов, Г – гибкость, С –самостоятельность. Защитные механизмы: Выт – вытеснение, Рег – регрессия, Зам- замещение, Отр – отрицание, Проек – проекция, Ком – компенсация, Гиперк – гиперкомпенсация, Рац – рационализация, ОНЗ – общая напряженность всех защит.

Таблица 2.

Коэффициент корреляции сравнения показателей компонентов самоотношения и защитных механизмов

Защитные механизмы/

Компоненты самоотношения

Выт

Рег

Зам

Отр

Пр.

Ком

Гиперк

Рац

ОНЗ

З

 

-,418**

-427 **

 

 

 

 

,346**

 

СУ

 

-372**

 

 

 

 

 

,306*

 

СР

 

 

 

,391**

 

,289*

 

,444**

,296*

ОС

 

 

 

,293*

 

 

 

 

 

СЦ

 

 

 

,318*

 

,400**

,395**

,337*

,336*

СП

 

 

,376 **

,336*

 

,442**

 

,365**

,396**

СПр

 

 

 

,351**

 

 

 

,284*

 

ВК

 

,488**

,500 **

 

 

 

 

 

,299*

СО

 

,562**

,605 **

 

 

 

 

 

,403 **

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя).

Компоненты самоотношения: З – замкнутость, СУ – самоуверенность, СР – саморуководство, ОС – отраженное самоотношение, СЦ – самоценность, СП – самопринятие, СПр – самопривязанность, ВК – внутренняя конфликтность, СО – самообвинение. Защитные механизмы: Выт – вытеснение, Рег – регрессия, Зам- замещение, Отр – отрицание, Проек – проекция, Ком – компенсация, Гиперк – гиперкомпенсация, Рац – рационализация, ОНЗ – общая напряженность всех защит.

Таблица 3.

Коэффициент корреляции сравнения показателей компонентов самоотношения и стилевых особенностей саморегуляции

Компоненты самоотношения/ Саморегуляция

З

СУ

СР

ОС

СЦ

СП

СПр

ВК

СО

ОУ

 

,422**

,307*

 

,274*

 

 

-,304 *

-,372 **

Пл

 

 

,267*

 

 

 

 

-,337 *

-,325 *

М

 

 

 

 

 

 

 

-,430 **

-,392 **

Пр

,391**

,303*

 

 

 

 

 

-,285 *

-,272 *

Ор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

,518**

,267*

,357**

 

 

 

-,433 **

-,306 *

С

 

 

 

 

 

 

 

,444 **

 

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя).

Компоненты самоотношения: З – замкнутость, СУ – самоуверенность, СР – саморуководство, ОС – отраженное самоотношение, СЦ – самоценность, СП – самопринятие, СПр – самопривязанность, ВК – внутренняя конфликтность, СО – самообвинение. Саморегуляция: ОУ – общий уровень саморегуляции, Пл – планирование, М – моделирование, Пр – программирование, Ор – оценка результатов, Г – гибкость, С – самостоятельность.

Анализ данных (Таблица 1, Таблица 2, Таблица 3) позволил нам сделать следующие выводы:

1. Существуют значимые связи между стилевыми особенностями саморегуляции и защитными механизмами, между компонентами самоотношения и защитными механизмами, а также между компонентами самоотношения и стилевыми особенностями саморегуляции.

2. Существует связь между стилевыми особенностями саморегуляции (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов) и защитным механизмом замещение.

3. Существует связь между защитным механизмом регрессии и общим уровнем саморегуляции, моделированием и программированием. Но при этом человек будет более самостоятельным, т.е. человек будет более автономным. Он будет обладать способностью к самостоятельному планированию своей деятельности, он сможет самостоятельно организовывать свою работу и достигать поставленных целей. Но при этом, мы также можем увидеть, что человек с высокими показателями регрессии будет менее самоуверенным и замкнутым, при этом у него будет высокая внутренняя конфликтность, и он будет склонен к самообвинению. Иными словами, человек не будет относиться к себе как к самостоятельной личности, как к волевому и надежному человеку, он не будет видеть в себе качества, за которые бы он мог себя уважать. У такого человека будет выражена тенденция к самокопанию и рефлексии, он будет склонен негативно себя оценивать.

4. Существует связь между общей напряженностью защитных механизмов и компонентами самоотношения: саморуководством, самоценностью, самопринятием, внутренней конфликтностью, самообвинением.

5. Существует связь между общей напряженностью защитных механизмов и моделированием.

6. Чем выше у человека показатели защитного механизма рационализация, тем больше человек относится к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому человеку, тем больше человек уважает и ценит себя.

7. Чем больше человек ценит и уважает себя, тем выше у него способность к саморегуляции.

8. Субъективная оценка человеком себя напрямую может влиять на его способности к саморегуляции.

Литература

  1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 576 с.
  2. Большой психологический словарь / под ред. В. Зинченко, Б. Мещерякова, 2-е изд. дополненное и переработанное. – М.: АСТ, 2006. – 479 с.
  3. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. Учебное пособие. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 330 с.
  4. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии, 2008, №3 – с. 22-35.
  5. Моросанова В.И. Психология саморегуляции человека. Учебное пособие. – М.: НПФ «Смысл», 2007. – 308 с.
  6. Скакун О.Ф., Овчаренко Н.И. Юридическая деонтология. Учебник /О.Ф. Скакун, Н.И. Овчаренко. –  Х., 1998. – 270 с.
  7. Фромм Э. Искусство любить. – М.: АСТ, 2010. – 223 с.

Информация об авторах

Коноплева Инга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8540-8667, e-mail: konopleva.i.n@gmail.com

Проничева Мария Михайловна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психогигиены и психопрофилактики, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7468-9221, e-mail: mariya_pronichev@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4194
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 953
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1