Бовина И.Б. доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9497-6199 e-mail: innabovina@yandex.ru
Дворянчиков Н.В. кандидат психологических наук, декан, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1462-5469 e-mail: dvorian@gmail.com
Будыкин С.В. преподаватель кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью факультета социальной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: BudykinSV@mgppu.ru
В статье представлена первая часть работы, посвященной изучению обыденных представлений родителей и учителей об информационной безопасности детей и подростков. Речь идет о рассмотрении проблемы информационной безопасности детей и подростков, обсуждаются эффекты наблюдения насилия в масс-медиа на последующее поведение зрителей, говорится о предписывающей роли телевидения на примере перенесения схемы С. Милграма в контекст телевизионной игры (эксперимент Ж.Л. Бовуа с коллегами). В работе рассматривается то, какое влияние на пользователей оказывает Интернет, рассматриваются основные направления действий в связи с обеспечением информационной безопасности детей и подростков, акцентируется внимание на психологических аспектах концепции информационной безопасности детей, демонстрируется важность изучения «наивных теорий», регулирующих действия, направленные на обеспечение информационной безопасности детей. Авторы объясняют перспективность изучения проблемы информационной безопасности детей в рамках теории социальных представлений.
В своей работе «Три источника и три составные части
поддержания нравственности в обществе» А.В. Юревич говорит о тех
трансформациях, происходящих с традиционными институтами социализации, среди
которых важнейшие – семья и школа. Снижение их влияния на индивида восполняется
ростом влияния средств массовой коммуникации [11].
<...>
Литература
Анализ содержания и структуры информационного потребления
современных российских детей и подростков по возрастным категориям 0–6 лет,
6–12 лет, 12–16 лет, 16–18 лет [Электронный ресурс] // Концепция информационной
безопасности детей. URL: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_1.pdf (дата обращения:
20.08.2015).
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Психологические законы
поведения человека в социуме. СПб.: Олма-пресс, 2002.
Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия,
2000.
Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой
коммуникации. М.: Аспект пресс, 2008. 191 с.
Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в
условиях трансформации Российского общества. М.: Институт психологии РАН,
2006.
Методология концепции информационной безопасности детей и
подростков [Электронный ресурс] // Концепция информационной безопасности детей.
URL: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_4.pdf (дата обращения: 14.09.2015).
Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб:
Питер, 2000.
Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю.
Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского
исследования. М., 2013.
Толоконникова А.В. Дети и Интернет: проблемы и гарантии
информационной безопасности [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2015. №2. URL:
http://www.mediascope.ru/node/1766 (дата обращения: 05.10.2015).
Федеральный закон от 28 июля 2012 № 139-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
[Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70207766/ (дата обращения:
12.09.2015).
Юревич А.В. Три источника и три составные части
поддержания нравственности в обществе // Психологические исследования
нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Издательство
«Институт психологии РАН», 2013. С.13–35.
Abric J.C. Pratiques sociales et représentations. Paris:
Presses Universitaires de France, 1994.
Beauvois J.L., Courbet D., Oberlé D. The prescriptive
power of the television host. A transposition of Milgram’s obedience paradigm
to the context of TV game show // Revue européenne de psychologie appliquée,
2012, Vol. 62. P. 111–119.
Breakwell G. Social representational constraints upon
identity processes // In K. Deaux, G. Philogène (Eds.), Representations of the
Social: Bridging Theoretical Traditions. Oxford: Blackwell Publishers. P.
271–284.
Communication from the Commission to the European
Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the
Committee of the Regions – European Strategy for a Better Internet for Children
[Электронный ресурс]. URL:
http://ec.europa.eu/digital-agenda/en/european-strategy-deliver-better-internet-our-children
(дата обращения: 12.09.2015).
Digital deception: the online behaviour of teens
[Электронный ресурс]. URL: http://www.antibullyingalliance.
Doise W. Les représentations sociales: définition d’un
concept // In W. Doise, A. Palmonari (Eds.), L’étude des représentations
sociales. Neuchatel: Delachaux & Niestlé, 1986. Р. 86–98.
Flament С. Rouquette M.-L. Anatomie des idées ordinaires.
Paris: Armand Colin, 2003.
Internet world stats. Usage and population statistics
[Электронный ресурс] URL: http://www.internetworldstats.com/stats4.htm (дата
обращения: 12.09.2015).
Jodelet D. Les représentations sociales. P.: Presses
Universitaires de France, 1984.
La perception par les parents des risques encourus par
leurs enfants sur Internet. IPSOS [Электронный ресурс]. URL:
McAfee Digital Deception Study 2013: Exploring the Online
Disconnect between Parents, Pre-teens, Teens and Young Adults [Электронный
ресурс]. URL:
http://www.mcafee.com/au/resources/reports/rp-digital-deception-survey.pdf
(дата обращения: 21.09.2015).
Moliner P. Une approche chronologique des représentations
sociales// La dynamique des représentations sociales / Ed.by P.Moliner,
Grenoble: Presses Universitaires de Grenoble, 2001. Р. 245–268.
Moscovici S. Foreword to C.Herzlich, Health and illness.
London, Academic Press, 1973. Р. ix–xiv.
Moscovici S. La Psychanalyse: son image et son public.
Paris: Presses Universitaires de France, 1961.
Moscovici S. The phenomenon of social representations //
Social representations: explorations in social psychology. S.Moscovici / Ed. By
G.Duveen. N. Y.: New York Universty Press, 2000. Р. 18–77.
Oberlé D., Beauvois J.L., Courbet D. Une transposition du
paradigme d'obéissance de Milgram à la télévision: enjeux, résultats et
perspectives // Connexions, 2011. Vol. 95, № 1. Р. 71–88.
«Ou est Arthur?» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.dailymotion.com/video/x7qf6v_ou-est-arthur-un-film-pouralerter_news
(дата обращения: 20.06.2015).
«Savez-vous vraiment avec qui parle votre enfant sur
internet?» [Электронный ресурс]. URL:
Zdanow C., Wright B. The representation of self-injury and
suicide on emo social networking groups // African Sociological Review. 2012.
Vol. 16. № 2. Р. 81–101.