Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1776Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

48 место — направление «Психология»

0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,852 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Социально-психологические особенности лидеров несовершеннолетних осужденных 610

Котенева А.В.
доктор психологических наук, Профессор кафедры Научных основ экстремальной психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия
e-mail: akoteneva@yandex.ru

Лихачева С.Н.
заместитель начальника отдела организации психологической работы, ФСИН России, Москва, Россия
e-mail: s89127614190@yandex.ru

Кокурин А.В.
кандидат психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии, ФБГОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0454-1691
e-mail: kokurin1@bk.ru

Полный текст

Введение

Сегодня чрезвычайно важно исследовать особенности ролевой дифференциации лидерства среди несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях. Хотя в последние десятилетия наблюдается тенденция к снижению роста подростковой преступности, общее количество преступлений остается достаточно высоким среди лиц, не достигших совершеннолетия. В соответствии с Уголовным кодексом РФ, в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года [1]. Психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных, их ресоциализация и воспитание предполагают изучение и оптимизацию межличностных отношений в этой среде [21].

Важнейшей особенностью среды осужденных являются сложные межличностные взаимоотношения, предполагающие свои законы, традиции и ролевую дифференциацию. На основе общих интересов, жизненного опыта и криминального статуса в исправительном учреждении образуются неформальные малые группы осужденных с конкретной иерархической структурой отношений и зависимостей, ценностными ориентациями, нормами и правилами поведения ее членов. Характер микросреды может повлиять на взаимную криминализацию, ужесточение конфликтов в исправительном учреждении. Лидеры имеют значительное влияние на окружающих их лиц, могут способствовать формированию определенных норм и идеалов [4; 9], под их воздействием другие осужденные могут совершать противоправные поступки [19; 20]. Ведь лидерство в малой группе – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Администрации исправительного учреждения очень важно знать всех неформальных лидеров криминальных групп и уметь их выделить, чтобы легче установить психологический контакт. Кроме того, часть срока воспитанники отбывают в пенитенциарных учреждениях для взрослых осужденных, где идет острая борьба за авторитет и неформальное лидерство. Юношеский возраст является сензитивным для развития лидерских качеств. От лидерского потенциала воспитанника зависит дальнейшая его судьба.

Проблематика лидерства и руководства является традиционной для социально-психологической науки [2; 3; 14]. В психологии внимание отечественных и зарубежных исследователей в большей степени обращено на изучение политических лидеров, лидеров-управленцев, а также на совершенствование технологий выявления и формирования лидерских качеств и стилей, в том числе и в молодежной среде [8; 12; 13; 22; 26].

Однако, несмотря на высокую социальную значимость, проблема лидерства среди несовершеннолетних осужденных остается не разработанной в современной психологии. Лидерство в среде осужденных изучалось мало (Ю.М. Антонян, Е.П. Молчанова, В.Ф. Пирожков и др.) и в основном на выборках взрослых [4; 18; 20]. А.И. Мокрецов и В.В. Новиков отмечают, что на сегодняшний день обстоятельных научных работ по проблематике пенитенциарного лидерства практически нет, не существует и эффективных моделей организации превентивной и коррекционной работы с лидерами асоциальных группировок [17]. В психологии целый ряд работ посвящен исследованию психологических характеристик преступников, осужденных к пожизненному лишению свободы, несовершеннолетних осужденных, индивидуально-психологических качеств лидеров [10; 16; 21].

Изучение индивидуально-психологических особенностей осужденных, акцентуаций и других черт их характера показывает, что осужденные существенно не отличаются от законопослушных граждан. Различия обнаруживаются в особенностях проявления ценностных ориентаций, психических состояний и статусно-групповой принадлежности. Многие исследователи находят общие качества личности у несовершеннолетних и взрослых преступников [17; 18].

Данные о лидерских стилях, ролевой дифференциации лидерства, факторах становления лидеров, их характерных особенностях, полученные в среде менеджеров, политиков, молодежных лидеров не проверялись на возможность использования их в психологической и оперативной работе в пенитенциарном учреждении для несовершеннолетних. В психологии существует огромное количество теорий, объясняющих феномен лидерства, его природу, качества лидера, в их числе: теории лидерских черт, ситуативные теории, личностно-ситуативные теории, теории «ожидания–взаимодействия», мотивационные теории, харизматические и трансформационные теории [2; 3; 14; 24; 26]. В последнее время исследователи все больше обращают внимание на роль эмоций в отношениях «лидер–последователь». «Эмоциональные лидеры» в любой сфере жизнедеятельности (управления, политики и др.) отличаются не только силой характера, волей, настойчивостью, но и умением вдохновлять, воодушевлять, поддерживать высокую мотивацию, направлять и управлять психическим состоянием группы. Лидерство, по своей сути, является эмоциональным процессом, в котором лидеры проявляют эмоции и пытаются вызвать эмоции у своих членов. И роль эмоционального интеллекта в понимании и осознании эмоций, управлении ими велика [5; 6; 7; 23; 24; 25].

Целью данной работы явилось изучение особенностей ролевой дифференциации лидерства среди несовершеннолетних осужденных, выявление социально-психологических качеств формальных и неформальных лидеров, деловых и эмоциональных лидеров [9]. Учитывая психологические особенности несовершеннолетних, мы предположили, что наряду с традиционными социально-психологическими характеристиками лидера (наличие лидерского стиля, склонностей, организаторских и коммуникативных умений) ведущими являются качества эмоционального интеллекта, а именно, способности понимать эмоциональное состояние и оказывать психологическое воздействие на состояние как свое собственное, так и окружающих людей. Хотя лидерство и основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе, среди несовершеннолетних особенно высоко должны оцениваться способности эмоционального воздействия на другого человека.

Программа исследования

В исследовании приняли участие 60 юношей, отбывающих наказание в воспитательных колониях ФСИН России, в возрасте от 16 до 18 лет. Все они имеют первую судимость и находятся в колонии от 8 месяцев до 2,5 лет за совершение различных преступлений: вымогательство, разбой, грабеж, насильственные действия сексуального характера, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, незаконное приобретение и хранение наркотических веществ. Для оценки социально-психологических качеств несовершеннолетних осужденных использовались методики изучения лидерского стиля Р. Бейлза–К. Шнейера (модификация Т.В. Бендас), диагностики лидерских способностей Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина, коммуникативного контроля М. Шнайдера. Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла позволила выявить способности понимать эмоции и управлять ими в межличностных отношениях, а прогрессивные матрицы Равена – особенности невербального интеллекта. В исследовании также учитывались данные наблюдений психологов учреждений и воспитателей несовершеннолетних осужденных. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS 11.5 for Windows с использованием непараметрического критерия Манна–Уитни и факторного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью изучения особенностей ролевой дифференциации были выделены две группы несовершеннолетних осужденных: лидеры (22 чел.) и ведомые (38 чел.). В качестве экспертов выступили психологи и воспитатели, которые оценивали юношей по ряду критериев: уровню активности несовершеннолетнего осужденного; участию в мероприятиях, проводимых в колонии, в качестве организатора; умениям устанавливать контакты; отношению к окружающим, администрации; степени влияния несовершеннолетнего осужденного на других осужденных.

Группа лидеров неоднородна и состоит из формальных (10 человек) и неформальных лидеров (12 человек). Формальные лидеры выделяются только в деловой сфере и имеют позитивную направленность, поскольку выдвигаются и поддерживаются администрацией и сотрудниками исправительного учреждения. Неформальные лидеры могут быть разной направленности: позитивные и негативные, деловые и эмоциональные, направленные на эмоциональную поддержку группы.

Социально-психологический портрет «лидеров» несовершеннолетних осужденных. Первая задача состояла в том, чтобы составить социально-психологический портрет лидеров и выявить различия между социально-психологическими качествами формальных и неформальных лидеров. Результаты по всем методикам и значимость их различий между группами представлены в табл. 1.

В результате проведенной диагностики был составлен портрет типичного лидера несовершеннолетних осужденных. Лидер сочетает оба стиля лидерского поведения, но все же в большей степени ориентирован на задачу (хср=8,945; S=0,596), чем на взаимоотношения (хср=5,889; S=0,604). Он обладает среднем уровнем лидерских способностей (хср=30,227; S=2,959), коммуникативных умений (хср=0,62; S=0,066).

Несовершеннолетние осужденные лидеры стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, однако их стремления не отличаются высокой устойчивостью. А вот организаторские умения сформированы у них на высоком уровне (хср=0,737; S=0,02): они способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а в соответствии с внутренними побуждениями.

Выявлен и высокий коммуникативный контроль (хср=7,136; S=0,83), что означает, что лидер постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций. Что касается эмоционального интеллекта, то уровень его развития – средний (хср=46,045; S=3,273). На среднем уровне у них развиты и эмоциональная осведомленность (хср=11; S=1,826), и управление своими эмоциями (хср=9,136; S=2,054), и самомотивация (хср=10,45; S=1,71). Таким образом, лидеры несовершеннолетних осужденных способны направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей.

Таблица 1

Средние значения выраженности социально-психологических качеств у лидеров, неформальных и формальных лидеров и значимость их различий

Показатели

Средние значения

U эмп.

p

Л

НФЛ

ФЛ

Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза-К. Шнейера (модификация Т.В. Бендас)

Лидерский стиль, ориентированный на задачу

8,945

9,29

 

8,5

18

< 0,01

Лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения

5,889

6,07

5,67

60

>0,05

Методика «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера

Уровень коммуникативного контроля

7,136

5,58

9

0

< 0,01

Методика «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого

Выраженность лидерских способностей

30,227

28,67

 

32,1

20,5

< 0,01

Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина

Коммуникативные умения

0,62

0,677

0,553

0

< 0,01

Организаторские умения

0,737

0,726

0,75

21

< 0,01

Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла

Эмоциональная осведомленность

11

9,5

12,8

0

< 0,01

Управление своими эмоциями

9,136

10,83

7,1

0

< 0,01

Самомотивация

10,45

9,25

11,9

0

< 0,01

Эмпатия

7,545

10,25

4,3

0

< 0,01

Распознавание эмоций других людей

7,909

8,58

7,1

53,5

>0,05

Интегративный уровень эмоционального интеллекта

46,045

48,58

43

0

< 0,01

Тест Равена

Невербальный интеллект

95,14

95,67

94,5

55

>0,05

Примечание: Л – лидер, НФЛ – неформальный лидер, ФЛ – формальный лидер, U эмп. – значение по критерию Манни–Уитни, p – уровень значимости.

На низком уровне развития у представителей данной группы находятся эмпатия (хср=7,545; S=3,262) и распознавание эмоций (хср=7,909; S=2,448), что говорит о трудностях сопереживания. Воспитанники в большей степени эгоистичны, способны заботиться только об удовлетворении своих повседневных нужд. Невербальный интеллект лидеров – в пределах средних значений (хср=95,14; S=2,748).

Между формальными и неформальными лидерами есть значимые различия по ряду качеств. Неформальные лидеры, по их самоотчетам, более ориентированы на решение задачи, чем формальные лидеры. Их эмоциональный интеллект развит лучше: они лучше «чувствуют» другого человека, лучше управляют своими эмоциями, их коммуникативные умения развиты лучше. Однако у формальных лидеров лучше развита самомотивация и эмоциональная осведомленность. Они считают, что являются хорошими организаторами. Лидерские способности и коммуникативный контроль развиты в более высокой степени, чем у неформальных лидеров. Возможно, такие результаты связаны с условиями проявления лидерских качеств: формальные лидеры выдвинуты и поддерживаются администрацией пенитенциарного учреждения, в то время как неформальные лидеры могут по разным причинам не «выпячивать» себя и свои способности. Кроме того, судя по полученным результатам, неформальные лидеры постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Вторая задача состояла в изучении социально-психологических качеств последователей лидеров осужденных.

Социально-психологический портрет «ведомых» несовершеннолетних осужденных. Средние значения выраженности социально-психологических качеств у ведомых осужденных представлены в табл. 2. Юноши, не занимающие лидерских позиций, характеризуются одинаковой ориентированностью как на задачу (хср=7,59; S=0,935), так и на отношения (хср=7,75; S=0,082). Лидерские способности выражены у них немного лучше, чем у юношей-лидеров, хотя и соответствуют среднему уровню (хср=31,5; S=2,14). Коммуникативные (хср=0,797; S=0,05) и организаторские умения (хср=0,826; S=0,021), согласно результатам, сформированы на очень высоком уровне: они испытывают потребность в общении и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами.

Таблица 2

Средние значения показателей социально-психологических качеств лидеров и ведомых и значимость их различий между ними

Показатели

Средние значения

U эмп.

p

Группа лидеров

Группа ведомых

Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза-К. Шнейера (модификация Т.В.Бендас)

Лидерский стиль, ориентированный на задачу

8,945

7,59

118,5

< 0,01

Лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения

5,889

7,75

0

< 0,01

Методика «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера

Уровень коммуникативного контроля

7,136

7,21

415,5

>0,05

Методика «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого

Выраженность лидерских способностей

30,227

31,5

327

>0,05

Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина

Коммуникативные умения

0,62

0,797

21

< 0,01

Организаторские умения

0,737

0,826

0

< 0,01

Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла

Эмоциональная осведомленность

11

6,895

183

< 0,01

Управление своими эмоциями

9,136

4,84

191

< 0,01

Самомотивация

10,45

9,158

367,5

>0,05

Эмпатия

7,545

8,526

368

>0,05

Распознавание эмоций других людей

7,909

9,18

238

< 0,01

Интегративный уровень эмоционального интеллекта

46,045

38,45

117

< 0,01

Тест Равена

Невербальный интеллект

95,136

92,868

213,5

< 0,05

Уровень коммуникативного контроля у этих воспитанников высокий (хср=7,21; S=1,63): они постоянно следят за выражением своих эмоций. При этом отмечается пониженный уровень эмоционального интеллекта (хср=38,45; S=4,897), неразвитые умения управлять своими эмоциями (хср=4,84; S=4,408), плохое осознание и понимание своих эмоций (хср=6,895; S=3,547). Им трудно идентифицировать свои эмоции и мотивацию при принятии решений (хср=9,158; S=3,59), узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности. Сочетание высокого уровня коммуникативного контроля с низким уровнем управления своими эмоциями, возможно, связано с некритичностью в отношении собственных качеств. Невербальный интеллект ведомых юношей находится в пределах средних значений (хср=92,868; S=1,74).

Применение критерия Манни–Уитни позволило выявить значимые различия по многим социально-психологических качествам между группами (см. табл. 2). Так, лидеры ориентированы, в первую очередь, на выполнение задачи, а ведомые в большей степени – на взаимоотношения в группе. Коммуникативные и организаторские умения сформированы у лидеров хуже, чем у их последователей, но при этом они значительно лучше эмоционально осведомлены, управляют своими эмоциями.

Хотя лидеры хуже распознают эмоции, но, в целом, их уровень эмоционального и невербального интеллекта значительно выше, чем у несовершеннолетних осужденных, не являющихся лидерами. По уровню коммуникативного контроля и наличию лидерских способностей группы не различаются.

На первый взгляд, в исследовании получены результаты, противоречащие традиционным представлениям о лидере как человеке, обладающим набором конкретных качеств и умений.

Какие же качества относятся к лидерским? По методике «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, лидерские способности включают в себя такие качества, как воля, настойчивость, терпеливость, инициативность, независимость, психическая устойчивость, критичность и самокритичность, надежность, стрессоустойчивость, решительность и др. [11].

Эти качества, сочетающиеся с утратой духовно-нравственных ценностей, нарушением божественных заповедей, регулирующих поведение человека по отношению к Богу и к другому человеку («возлюби ближнего как самого себя», «не убий», «не кради», «не завидуй», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй» и др.), оказываются необходимыми для совершения преступления. При решении задач ресоциализации и воспитании осужденных необходимо пробуждать духовное Я в человеке, его совесть, формировать духовно-нравственные качества, ориентировать на поиск высших ценностей и смыслов существования. Их утрата, а также греховные поступки, действия, становятся источником не только нарушения духовно-психологического и психофизического здоровья человека, но и деформации его личности [15].

Вместе с тем, эти характеристики не являются прогностическими для выявления лидера в среде несовершеннолетних осужденных, так как они присущи в одинаковой степени и лидерам, и их последователям. Таковыми, скорее, выступают качества эмоционального интеллекта, которые позволяют более точно оценивать ситуацию, управлять своими эмоциями, оказывать психологическое воздействие на окружающих.

С целью выявления структуры социально-психологических качеств лидеров и ведомых была проведена факторизация полученных данных методом главных компонент с помощью программы SPSS 11.5 for Windows.

Факторная структура социально-психологических качеств лидера несовершеннолетних осужденных. Факторные нагрузки показателей социально-психологических качеств представлены в табл. 3.

Генеральный фактор 1 (% дисперсии 54,43) включает 9 социально-психологических качеств и является биполярным. Так, на одном полюсе группируются такие показатели, как эмоциональный интеллект (r= 0,983), эмпатия (r= 0,974), коммуникативные умения (r= 0,968), лидерский стиль, ориентированный на задачу (r= 0,983), распознавание эмоций других людей (r= 0,727), управление своими эмоциями (r= 0,700), а на другом полюсе – самомотивация (r= -0,947), эмоциональная осведомленность (r= -0,925) и коммуникативный контроль (r= -0,753).

Этот фактор получил название «Качества делового лидера» и объясняет, благодаря каким качествам несовершеннолетний осужденный способен объединить окружающих для решения деловой задачи. Так, чем более выражен лидерский стиль, ориентированный на задачу, тем лучше у лидера сформированы коммуникативные умения, выражена эмпатия к другому человеку, наблюдается повышение общего уровня эмоционального интеллекта, умения быть эмоционально гибким, а также оказываются более развитыми способности оказывать психологическое воздействие на состояние другого человека.

Таблица 3

Факторные нагрузки социально-психологических качеств лидера несовершеннолетних осужденных

Показатели

Факторы

1

2

3

Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза-К. Шнейера (модификация Т.В. Бендас)

Лидерский стиль, ориентированный на задачу

0,892673

0,220211

0,110221

Лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения

-0,14374

-0,97511

 

Методика «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера

Уровень коммуникативного контроля

-0,75339

0,561082

 

Методика «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого

Выраженность лидерских способностей

-0,15208

0,964598

 

Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина

Коммуникативные умения

0,967511

-0,20469

 

Организаторские умения

-0,19441

0,928529

 

Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла

Эмоциональная осведомленность

-0,92492

0,264188

 

Управление своими эмоциями

0,700192

-0,66463

-0,13706

Самомотивация

-0,94742

 

-0,16045

Эмпатия

0,974497

-0,15919

 

Распознавание эмоций других людей

0,726713

0,653862

 

Интегративный уровень эмоционального интеллекта

0,982728

 

 

Тест Равена

Невербальный интеллект

 

 

0,992727

Вместе с тем высокий уровень сформированности этих качеств и умений сопровождается снижением общей эмоциональной осведомленности, непониманием своих эмоций и чувств, своего состояния, способностей управлять собственными эмоциями и контролировать свое поведение в межличностном общении. То есть деловым лидером становится несовершеннолетний осужденный, который настроен на окружающих, умеет считывать их эмоции и воздействовать на их психическое состояние. При этом непонимание собственных чувств, эмоций не становится преградой в выдвижении группой его в качестве делового лидера.

Фактор 2 «Качества эмоционального лидера» (% дисперсии 31,67) состоит из 4 шкал и также является биполярным: лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения (r= -0,975), управление своими эмоциями (r= -0,665) и лидерские способности (r= 0,965), организаторские умения (r= 0,929), распознавание эмоций других людей (r= 0,653), уровень коммуникативного контроля (r= 0,561).

Для эмоционального лидера, ориентированного на межличностные отношения, в большей степени характерны эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость, умение произвольно управлять своими эмоциями. Однако чем выше развиты эти качества, тем хуже выражены лидерские способности, организаторские умения, умения воздействовать на других людей и контролировать свое поведение в общении. Деловой и эмоциональный лидеры обладают прямо противоположными качествами.

Фактор 3 «Невербальный интеллект» (% дисперсии 8,16) включил одноименную шкалу и представляет собой самостоятельный фактор.

Факторная структура социально-психологических качеств ведомых несовершеннолетних осужденных. Факторные нагрузки показателей социально-психологических качеств представлены в табл. 4.

Генеральный фактор 1 «Качества ведомых осужденных» (% дисперсии 70,41) включает 11 показателей и является биполярным. На положительном полюсе находятся такие качества, как управление своими эмоциями (r= 0, 953), самомотивация (r= 0,947), интегративный уровень эмоционального интеллекта (r= 0,946), уровень коммуникативного контроля (r= 0,943), лидерские способности (r= 0,927), организаторские умения (r= 0,910), распознавание эмоций других людей (r= 0,731).

Этим качествам противодействуют: лидерский стиль, ориентированный на задачу (r= -0, 977), лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения (r= -0,979), эмоциональная осведомленность (r= -0, 946), эмпатия (r= -0,708). Этот фактор объясняет, почему несовершеннолетние осужденные, стремящиеся стать лидерами, ими не становятся.

Таблица 4

Факторные нагрузки социально-психологических качеств ведомых несовершеннолетних осужденных

Показатели

Факторы

1

2

Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза-К. Шнейера (модификация Т.В. Бендас)

Лидерский стиль, ориентированный на задачу

-0,97675

-0,156

Лидерский стиль, ориентированный на взаимоотношения

-0,97888

-0,1511

Методика «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдера

Уровень коммуникативного контроля

0,942807

 

Методика «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого

Выраженность лидерских способностей

0,92734

0,139988

Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина

Коммуникативные умения

0,187646

0,57113

Организаторские умения

0,909742

0,206462

Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла

Эмоциональная осведомленность

-0,94617

-0,13352

Управление своими эмоциями

0,95296

0,110437

Самомотивация

0,946646

0,215843

Эмпатия

-0,70775

-0,39583

Распознавание эмоций других людей

0,730698

0,197795

Интегративный уровень эмоционального интеллекта

0,946442

0,193631

Тест Равена

Невербальный интеллект

 

0,823468

С одной стороны, использование лидерского стиля в общении, как ориентированного на задачу, так и на взаимоотношения, основано на эмпатии, понимании своих эмоций и чувств.

Однако одновременно с этим ведомые осужденные отличаются эмоциональной ригидностью, неумением управлять своими эмоциями, пониженным уровнем эмоционального интеллекта, неумением контролировать себя в общении, оказывать воздействие на эмоциональное состояние окружающих, а также невыраженными лидерскими способностями и организаторскими умениями.

Фактор 2 «Интеллектуальная основа коммуникативных умений» (% дисперсии 10,96) включил шкалы: невербальный интеллект (r= 0,823) и коммуникативные умения (r= 0,571).

Уровень сформированности коммуникативных умений во много определяется уровнем невербального интеллекта. Чем лучше несовершеннолетние оперируют невербальной информацией, тем успешнее они устанавливают межличностные отношения. Результаты факторного анализа выявили существенные различия между лидерами и ведомыми по структуре социально-психологических качеств.

Выводы

1. Среди несовершеннолетних осужденных выделяются формальные и неформальные лидеры, а также ведомые. Формальные лидеры выделяются только в деловой сфере и имеют позитивную направленность, поскольку выдвигаются и поддерживаются администрацией и сотрудниками исправительного учреждения. Неформальные лидеры имеют разную направленность: позитивную и негативную, предполагающую решение задач или эмоциональную поддержку группы.

2.  Формальные лидеры, по сравнению с неформальными лидерами, лучше понимают свое состояние, осознают эмоции и демонстрируют эмоциональную гибкость. У них сильнее проявляются лидерские способности и коммуникативный контроль. Однако неформальные лидеры более ориентированы на решение задачи, их эмоциональный интеллект развит лучше: они глубже «чувствуют» другого человека, умело управляют своими эмоциями, их коммуникативные умения развиты лучше.

3.  Лидеры ориентированы в первую очередь на выполнение задачи, а ведомые в большей степени ориентированы на взаимоотношения в группе. Прогностическими качествами для выявления лидера в среде несовершеннолетних осужденных являются не лидерские склонности, а такие качества эмоционального интеллекта, которые позволяют более точно оценивать ситуацию, управлять своими эмоциями, оказывать психологическое воздействие на психическое состояние окружающих. Деловой и эмоциональный лидеры обладают прямо противоположными качествами. Деловым лидером становится тот несовершеннолетний осужденный, который хорошо понимает эмоции других и может оказывать на них психологическое воздействие. Эмоциональным лидером становится тот, кто проявляет эмоциональную гибкость, умение произвольно управлять своими эмоциями, а не эмоциями других людей.

4.  Результаты исследования могут быть использованы при решении задач, связанных с психологическим сопровождением осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях ФСИН России, их ресоциализацией и воспитанием.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
  2. Адаир Дж. Психология лидерства: [концепция непререкаемого лидерства] / Джон Адаир // [пер. с англ. М. Котельниковой]. М.: Эксмо, 2007. 342с.
  3. Аллаярова Ж.С. Концептуализация природы лидерства как феномена [Электронный ресурс] // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2010. Т. 316. № 6. С. 203–207. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualizatsiya-prirody-liderstva-kak-fenomena (дата обращения: 18.04.2018).
  4. Антонян Ю.М. Личность преступника. Криминально-психологическое исследование. М.: Норма; Инфа-М., 2010. 368 с.
  5.  Батаева Б. Лидерство в условиях неопределенности и эмоциональное лидерство // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 10. С. 107–111.
  6. Белоконь О.В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент «Строим вместе» // Психология. 2008. № 3. С. 137–144.
  7. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Электронный ресурс]. М.: ООО «Альпина Паблишер», 2012. URL: http://thelib.ru/books/deniel_goulman/emocionalnoe_liderstvo_iskusstvo_upravleniya_lyudmi_na_osnove_emocionalnogo_intellekta-read.html (дата обращения: 18.04.2018).
  8. Дубов И.Г. Активность индивида и его ориентация на группу в рамках процесса образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2012. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50658.shtml (дата обращения: 18.04.2018).
  9. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007. 238 с.
  10. Екимова В.И., Кокурина И.В., Кокурин А.В. Осужденные к пожизненному лишению свободы: социально-демографическая, медицинская, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристика, а также особенности психологического сопровождения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n1/68324.shtml (дата обращения: 26.04.2018).
  11. Жариков Е., Крушельницкий Е. Диагностика лидерских способностей // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во института Психотерапии, 2002. C.222–227.
  12. Ильин В.А. К вопросу об актуальных проблемах организационной психологии: обеспечение эффективности организационного лидерства – функциональный и личностный аспекты // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 62–77.
  13. Занковский А.Н. Типология стилей организационного лидерства [Электронный ресурс] // Социально-экономические и психологические проблемы управления. Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете с 23 по 25 апреля 2013 года. Часть 1 / Под общ. ред. М.Г. Ковтунович. М.: МГППУ, 2013. // URL: https://psyjournals.ru/social_economical_psychological_/issue/63190.shtml (дата обращения: 18.04.2018).
  14. Корытов В.В. Лидерство и руководство: основные тенденции становления и развития проблематики [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2010. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n3/Koritov.shtml (дата обращения: 18.04.2018).
  15. Котенева А.В. Психологическая защита личности. М.: МГГУ, 2013. 562 с.
  16. Лихачева С.Н. Лидерство среди несовершеннолетних осужденных // Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции 25 марта 2017 г. / Под ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. М.: РУСАЙНС, 2017. С.203–206.
  17. Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание. М.: НИИ ФСИН России, 2006. 220 c.
  18. Молчанова Е.П. Ролевая идентичность формальных и неформальных лидеров осужденных: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. Томск, 2003. 23 с.
  19. Поздняков В.М., Дебольский М.Г. Профилактика криминальной субкультуры среди несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых: Методические рекомендации / Под общ. ред. В.М. Позднякова. М.: ФКУ НИИ ФСИН России; Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2015. 133 с.
  20. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось-89, 2001. 704 с.
  21. Яковлева Н.Ф. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: опыт Канской воспитательной колонии / Н.Ф. Яковлева, В.А. Карапчук, Н.М. Харламова; под общ. ред. Н.Ф. Яковлевой. 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2014. 212с.
  22. Babiak J., Bajcar B., Nosal C.S. Heterogeneity of Leadership Styles as Behavioral Units: The Role of Personality in Searching for Leadership Profiles//Advances in Human Factors, Business Management, Training and Education. Advances in Intelligent Systems and Computing/ Kantola J., Barath T., Nazir S., Andre T. Springer, Cham. 2017. Vol 498. https://doi.org/10.1007/978-3-319-42070-7_11
  23. Dasborough M.T., Ashkanasy N.M. Emotion and attribution of intentionality in leader–member relationships // The Leadership Quarterly. 2002. Vol. 13. Issue 5. Р. 615–634. doi: 10.1016/S1048-9843(02)00147-9
  24. Liang S.G., Steve Chi S.C. Transformational Leadership and Follower Task Performance: The Role of Susceptibility to Positive Emotions and Follower Positive Emotions // Journal of Business and Psychology. 2013. Vol. 28. Issue 1. P. 17–29. doi: 10.1007/s10869-012-9261-x
  25. Johnson S.K. I second that emotion: Effects of emotional contagion and affect at work on leader and follower outcomes // The Leadership Quarterly. 2008. Vol. 19. P. 1–19.
  26. Thoroughgood, C.N., Sawyer, K.B. Who Wants to Follow the Leader? Using Personality and Work Value Profiles to Predict Preferences for Charismatic, Ideological, and Pragmatic Styles of Leading // Journal of Business and Psychology. 2018. Vol. 33. Issue 2. P. 181–202. doi: 10.1007/s10869-016-9486-1
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика