Психология и право
2020. Том 10. № 2. С. 201–211
doi:10.17759/psylaw.2020100215
ISSN: 2222-5196 (online)
Психологические условия повышения надежности профессионально-исполнительских действий специалиста силовых структур
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическое обеспечение, профессионально-личностное развитие, саморегуляция
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100215
Для цитаты: Федотов А.Ю. Психологические условия повышения надежности профессионально-исполнительских действий специалиста силовых структур [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 201–211. DOI: 10.17759/psylaw.2020100215
Полный текст
В условиях нарастающей востребованности, ответственности, сложности и напряженности профессиональной деятельности специалистов силовых структур, являющейся следствием обострения внешне- и внутриполитических противоречий и появления все более изощренных средств и способов их разрешения, остро ставится вопрос о повышении профессиональной надежности этой категории специалистов [Путин]. Они, в соответствии с социально-правовым статусом и характером профессиональной подготовки, занимаются выполнением задач по разрешению острых межгосударственных, межгрупповых, межличностных конфликтов и преодолению их последствий в условиях непосредственного контакта с субъектами, факторами и условиями, угрожающими их жизни и здоровью. Это военнослужащие Вооруженных Сил, сотрудники правоохранительных органов, специальных служб и иных государственных структур, которым делегируется право на применение специальных полномочий в отношении объектов их профессиональной деятельности.
Профессионально-исполнительский фактор профессиональной надежности
Профессиональная надежность специалиста комплексно характеризует его способность своевременно достигать, и длительно удерживать необходимый уровень эффективности профессиональных действий в условиях помех, характерных для данной профессии [Благинин, 2006; Рыбников, 2000]. Так как конечной инстанцией профессиональной деятельности специалиста силовых структур является непосредственное применение техники и вооружения в конкретном пространственно-временном континууме, эффективность пространственных и предметных действий является наиболее важным аспектом ее надежности. Проблема достижения надежности пространственных и предметных действий решается в рамках психологического обеспечения профессионально-исполнительского фактора. Проведенные исследования демонстрируют существенные отличия по показателям этого фактора у профессионально надежных и менее надежных специалистов, дифференцированных в констатирующем эксперимента по внешнему критерию (табл. 1). Показатели, характеризующие профессиональную надежность этого фактора, по которым осуществлялось сравнение, обоснованы в ходе комплексного исследования профессиональной деятельности специалистов на основе системно-ситуативного анализа [Крук, 2016; Федотов, 2018].
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента исследования профессионально-исполнительского фактора профессиональной надежности специалиста силовых структур
№ |
Показатели профессионально-исполнительского фактора профессиональной надежности |
КЭГ1 |
КЭГ2 |
tks |
|
Сенсомoторная реактивность |
7,4 |
5,8 |
3, 401 |
2 |
Исполнительская универсальность пространственных и предметных действий |
7,8 |
6,1 |
3, 453 |
3 |
Профессиональные исполнительские умения и навыки |
6,3 |
5,7 |
1, 972 |
4 |
Пространственно-предметный образ ситуации |
6,1 |
4,8 |
3, 381 |
5 |
Устойчивость профессионального Я-образа |
6,9 |
5,1 |
3, 443 |
6 |
Стрессовая резистентность исполнительских действий |
6,1 |
5,0 |
3, 342 |
Примечание. КЭГ1 — надежные: N=62, КЭГ2 — менее надежные по внешнему критерию; N=59; значимость различий определена по параметрическому t-критерию Стьюдента для несвязанных выборок при р = 0,001 tks > 3,37; р = 0,01 tks > 2,62; р = 0,05 tks > 1,98 при k=120.
Данные, представленные в табл. 1, демонстрируют, что отличия в профессиональной надежности профессионально-исполнительских действий касаются не профессиональной обученности и владения определенным набором навыков и умений (показатель 3), получаемых как надежными, так и менее надежными специалистами в равном объеме, но уровнем профессионально-личностного развития психофизических качеств, позволяющих адекватно использовать эти навыки и умения в реальных профессиональных ситуациях. Статистически значимая разница наблюдается по показателям, характеризующим образную компоненту профессиональных действий, психическое состояние и сенсомоторные основы исполнительского действия. Термином «психофизические качества» подчеркивается нерасторжимость психического и моторного процесса в ходе отражения, построения образа и регуляции профессиональных действий. Термин «профессионально-личностное развитие» акцентирует внимание на необходимости достижения необратимых, направленных и закономерных изменений, выражающихся в возникновении количественных, качественных и структурных преобразований психики профессионала для решения задач его профессиональной надежности.
Методологическая основа психологического обеспечения профессионально-исполнительского фактора профессиональной надежности
Для успешного решения задачи психологического обеспечения профессионально-исполнительского фактора профессиональной надежности необходимо опереться на адекватную методологическую основу, позволяющую выявить, всесторонне оценить и определить пути, средства и способы развития детерминирующих его психофизических качеств. Теоретический анализ и прикладные исследования позволяют утверждать, что роль такой методологической основы с успехом играет деятельностный подход в психологии, представленный концепцией поуровневой структуры сознания, обоснованной в трудах В.П. Зинченко, Н.Д. Гордеевой, Е.Б. Моргунова и др. на основе исследований Н.А. Бернштейна в области физиологии активности и получившей дальнейшее развитие в исследованиях познавательных процессов Л.М. Веккера и нейрокогнитивных исследованиях под руководством Б.М. Величковского [Бернштейн, 1991; Бернштейн, 1990; Благинин, 2006; Н.Д. Гордеева, 1982; Величковский, 2006]. Не ставя задачу подробного изложения данной концепции, отметим, что психофизические качества, определяющие особенности реализации профессионально-исполнительских функций, как правило, организуются на ведущих уровнях D — предметных действий и С — пространственных действий, рекрутируя в качестве основания базовые (фоновые) уровни психики В — синергий и А — тонуса. При этом именно фоновые уровни определяют потенциальные возможности проявления профессиональной вариативности, точности, своевременности, устойчивости и других важнейших характеристик ведущих уровней. В данном случае срабатывает закономерность нисходящей поуровневой интеграции психофизических функций, определяемых способом и конечным результатом профессионального действия.
Роль профессионализации фоновых уровней в достижении надежности профессионально-исполнительских действий
Можно предположить, что успешность развития психофизических качеств по уровням профессиональных пространственных (локомоции, пространственные манипуляции, перцептивные действия, маскировка) и предметных (применение снаряжения, техники связи, навигации, наблюдения, транспорта, вооружения) действий будет зависеть от уровня развития и степени профессионализации психофизических качеств фоновых уровней построения движений и действий А — тонуса и В — синергий. Психологическим условием выступает восходящая поуровневая интеграция психофизических функций от фоновых до ведущих уровней действия. Для проверки данной гипотезы проведен формирующий эксперимент, в рамках которого у экспериментальной группы (Nэ=31) осуществлялась дополнительная целенаправленная профессионализация фоновых уровней посредством овладения инвариантными движениями и их интеграция в рамках комплексных пространственных и предметных действий. Инвариантные движения выявлялись на основе теоретического изучения решения подобных задач в других профессиональных областях [Томилов, 2010; Чугунов, 2014] и исследовательского моделирования действий опытных профессионалов данной категории; а контрольная группа (Nк=32) осваивала пространственные и предметные действия непосредственно, традиционным способом (табл. 2). Стандартизация процедур и величин показателей проведена в процессе предварительного пилотажного исследования на группе специалистов той же штатной категории, проверки получаемых данных и определения нормальности их распределения c применением критерия согласия Колмогорова—Смирнова.
Таблица 2
Результативность освоения профессиональных пространственных действий с учетом предварительного формирования профессиональных инвариантов по уровням А и В
№ |
Профессиональное действие |
Качество применения |
Скорость освоения |
Универсальность применения |
||||||
ЭГ1 |
КГ1 |
tks |
ЭГ1 |
КГ1 |
tks |
ЭГ1 |
КГ1 |
tks |
||
1 |
Ординарные пространственные перемещения |
8,3 |
7,1 |
2,2 |
7,9 |
7,3 |
1,2 |
8,4 |
6,1 |
3,3 |
2 |
Неординарные пространственные перемещения |
7,6 |
5,3 |
3,3 |
7,8 |
5,6 |
3,2 |
8,4 |
5,8 |
3,6 |
3 |
Пространственные манипуляции с предметами |
8,1 |
5,7 |
3,4 |
7,9 |
5,6 |
3,3 |
8,1 |
5,4 |
3,7 |
4 |
Перцептивные эталоны |
8,5 |
6,0 |
3,5 |
8,4 |
6,3 |
3,1 |
8,1 |
7,6 |
2,5 |
5 |
Не инструментальные перцептивные действия |
8,3 |
5,9 |
3,4 |
8,1 |
5,5 |
3,6 |
8,1 |
5,4 |
3,7 |
6 |
Не инструментальная маскировка |
8,1 |
7,0 |
2,1 |
7,9 |
5,8 |
3,1 |
8,2 |
5,8 |
3,4 |
7 |
Пространственное взаимодействие |
8,2 |
6,9 |
2,3 |
8,1 |
6,1 |
3,0 |
8,3 |
6,1 |
3,2 |
8 |
Перемещения с использованием транспортных средств |
8,0 |
7,1 |
0,6 |
7,9 |
6,8 |
2,1 |
8,6 |
7,4 |
2,2 |
9 |
Инструментальные перцептивные действия |
8,1 |
6,5 |
2,6 |
8,2 |
5,9 |
3,3 |
8,1 |
6,0 |
3,1 |
10 |
Инструментальное пространственное взаимодействие |
7,9 |
6,4 |
2,5 |
8,0 |
5,3 |
3,7 |
8,1 |
5,9 |
3,2 |
11 |
Использование пространства как предмета воздействия |
8,0 |
5,8 |
3,2 |
8,3 |
5,7 |
3,6 |
8,4 |
5,5 |
3,9 |
12 |
Инструментальная маскировка |
7,9 |
7.8 |
0,6 |
7,5 |
5,9 |
2,6 |
8,3 |
6,2 |
3,1 |
13 |
Применение снаряжения и экипировки |
8,2 |
7,1 |
2,1 |
7,9 |
5,9 |
3,0 |
8,6 |
5,8 |
3,8 |
13 |
Применение средств коммуникации |
8,0 |
6,9 |
2,1 |
8,2 |
6,6 |
2,6 |
8,5 |
6,1 |
3,4 |
14 |
Применение специальных средств |
8,3 |
6,9 |
2,4 |
8,1 |
5,9 |
3,2 |
8,5 |
6,0 |
3,5 |
15 |
Применение оружия |
8,4 |
6,1 |
3,3 |
8,1 |
6,0 |
3,1 |
8,4 |
6,2 |
3,2 |
Примечание. «Качество применения» — это обобщенная оценка выполненного действия по траекторным, алгоритмическим и хронометрическим показателям; «Скорость освоения» — балльная оценка времени, затраченного на освоение действия; «Универсальность» — вариативность использования как такового и применяемость этого действия в построении других, сложно интегрированных действий в качестве универсальной подсистемы, состоящей из ограниченного числа инвариантов (в противоположность уникальности — как возможности применения каждого действия только в определенном контексте и включенности в его состав элементов, характерных только для этого действия). Параметрический t критерий Стьюдента для несвязанных выборок: р = 0,001 tks > 3,46; р = 0,01 tks > 2,66; р = 0,05 tks > 2,00 при k=60.
Представленные данные свидетельствуют, что дополнительные усилия, затраченные на целенаправленное профессиональное развитие фоновых инвариантных действий, кардинально меняет картину профессионально-исполнительского действия, ускоряя его освоение, делая его более универсальным с точки зрения реализации практических задач, более пригодным для комплексирования. Изменения на уровне тенденции (0,05 > р > 0,01) наблюдаются лишь в ряде классов профессиональных действий по показателям качества применения как отдельного действия, что не так ценно в реальных ситуациях. Аналогичная картина по значимости различий наблюдается и при сопоставлении показателей развития психофизических качеств-детерминант надежности профессионально-исполнительского фактора (табл. 3)
Таблица 3
Результаты формирующего эксперимента по развитию профессионально-исполнительского фактора профессиональной надежности специалиста силовых структур
№ |
Показатели профессионально-исполнительского фактора профессиональной надежности |
ЭГ |
КГ |
tks |
1 |
Сенсомoторная реактивность |
7,7 |
6,5 |
2, 243 |
2 |
Исполнительская универсальность пространственных и предметных действий |
8,2 |
6,6 |
3, 641 |
3 |
Профессиональные исполнительские умения и навыки |
6,3 |
6,0 |
1, 524 |
4 |
Пространственно-предметный образ ситуации |
6,3 |
5,1 |
2, 135 |
5 |
Устойчивость профессионального Я-образа |
8,8 |
6,4 |
3, 423 |
6 |
Стрессовая резистентность исполнительских действий |
8,6 |
6,0 |
3, 634 |
Примечание. ЭГ (Nэ=31), КГ (Nк=32); значимость различий определена по параметрическому t-критерию Стьюдента для несвязанных выборок: р = 0,001 tks > 3,46; р = 0,01 tks > 2,66; р = 0,05 tks > 2,00 при k=60.
Разница по показателю, представляющему обязательный набор профессиональных навыков и умений, несущественна. Разница на уровне тенденции обнаруживается в развитии внешних компонент образа ситуации, что тесно связано с предыдущим показателем и постоянно актуализируется в любом профессиональном действии, и в показателе сенсомоторной реактивности, принципиально мало поддающемся развивающему воздействию, но все же совершенствуемом в контексте первичных профессиональных реакций за счет ограничения количества выборов и оптимизации траекторий базовых моторных инвариантов, что происходит в соответствии с законом Хика—Хаймана и Фиттса [Карасев, 2013].
Психологические условия повышения эффективности развития фоновых уровней профессионально-исполнительских действий
В процессе экспериментальной апробации данной модели психологического обеспечения профессиональной надежности возникла проблема развития фоновых психофизических уровней А и В. Суть проблемы заключается в том, что сензитивный период развития этих уровней приходится на раннее детство и у взрослого специалиста силовых структур проявляет значительную резистентность по отношению к попыткам его формирования обычными тренинговыми методами. Теоретический анализ и экспериментальное исследование позволили обосновать и апробировать эффективный способ воздействия на эти глубинные уровни психического посредством развития способности к вхождению в состояние самопогружения. Суть решения проблемы заключается в том, что в состоянии самопогружения обучаемый может актуализировать в сознании проприоцептивные ощущения, отражающие его психофизический тонус и синергии. Осознав, прочувствовав, он получает возможность управлять ими и трансформировать их, обеспечивая искомую профессиональную инвариантность фоновых уровней [Федотов, 2018]. Психологическим условием эффективного развития действий по неосознаваемым в обычном бодрствующем психическом состоянии уровням тонуса и синергий является актуализированное осознавание этих уровней в процессе тренинга по освоению и комплексному применению этих действий в учебных условиях и повторная ретроспективная рефлексия выполненных действий. При этом актуализированное осознавание фоновых уровней требуется только при их первоначальном освоении в процессе медленного исполнения действий, а ретроспективная рефлексия должна стать привычкой после выполнения как учебных, так и реальных профессиональных задач. Актуализированное осознавание выполняемых профессиональных действий в реальных ситуациях исключается, самоконтроль осуществляется на ранее проработанном и теперь постпроизвольном уровне, что не отвлекает специалиста от контроля за наиболее значимыми факторами складывающейся ситуации.
Экспериментальное исследование подтвердило гипотезу о возможности эффективного развития профессиональной инвариантности фоновых уровней профессионально-исполнительского действия посредством целенаправленного освоения и применения методов произвольной психической саморегуляции (табл. 4).
Таблица 4
Результативность применения профессиональных инвариантных движений по уровням А и В с использования методов психической саморегуляции
№ |
Профессиональное действие |
Качество исполнения |
Скорость освоения |
Включенность в действия |
||||||
ЭГ |
КГ |
tks |
ЭГ |
КГ |
tks |
ЭГ |
КГ |
tks |
||
1 |
Удержание вертикальной инвариантной позиции |
8,2 |
8,0 |
0,7 |
7,9 |
7,3 |
1,2 |
7,8 |
6,3 |
2,5 |
2 |
Удержание горизонтальной инвариантной позиции |
7,5 |
5,1 |
3,4 |
7,9 |
4,4 |
3,5 |
8,1 |
5,8 |
3,3 |
3 |
Самоконтроль баланса на подвижных опорах |
8,1 |
7,8 |
0,9 |
8,0 |
5,7 |
3,3 |
8,2 |
6,9 |
2,3 |
. |
Самоконтроль баланса на узких опорах в движении |
7,8 |
5,6 |
3,2 |
8,3 |
7,2 |
3,1 |
8,2 |
7,1 |
3,1 |
5 |
Управление внешним воздействием |
7,9 |
7,3 |
1,2 |
8,1 |
6,1 |
3,0 |
8,7 |
6,5 |
3,2 |
6 |
Инвариантные локомоции |
8,1 |
6,0 |
3,1 |
7,2 |
6,3 |
1,9 |
8,5 |
6,1 |
3,4 |
7 |
Использование центра тяжести в координации и ускорении действий |
8,2 |
6,9 |
2,3 |
7,9 |
5,9 |
3,0 |
8,6 |
5,8 |
3,8 |
8 |
Конструирование фонов пространственных и предметных действий |
8,0 |
5,6 |
3,4 |
7,8 |
5,1 |
3,7 |
8,5 |
5,6 |
3,9 |
Примечание. «Качество исполнения» — обобщенная оценка выполненного движения по траекторным, алгоритмическим и хронометрическим показателям; «Скорость освоения» — балльная оценка времени, затраченного на освоение движения; «Включенность в действия» — степень реального применения освоенных двигательных паттернов в составе комплексных пространственных и профессионально-исполнительских действий в качестве необходимого и достаточного набора фонов без необходимости их сознательного контроля. ЭГ (Nэ=31), КГ (Nк=32). Использован параметрический t критерий Стьюдента для несвязанных выборок: р = 0,001 tks > 3,46; р = 0,01 tks > 2,66; р = 0,05 tks > 2,00 при k=60.
Приведенные в таблице данные наглядно демонстрируют значимость различий по степени сформированности фоновых уровней из чего следует вывод о необходимости использования потенциала произвольной психической саморегуляции для достижения профессиональной инвариантности фоновых уровней исполнительских действий.
Таким образом, применение технологий, опирающихся на закономерности поуровневой интеграции психофизических функций, актуального осознавания в процессе тренинга и ретроспективной рефлексии осуществленных действий позволяет повысить эффективность развития профессионально-исполнительских качеств, детерминирующих надежность профессионально-исполнительских действий специалиста силовых структур.
Литература
- Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., ФиС, 1991. С. 288.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., Наука, 1990. С.496.
- Благинин А.А. Надежность профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем: монография; Ленинградский гос. ун-т имени А.С. Пушкина. СПб.: Ленинградский гос. ун-т имени А.С. Пушкина (ЛГУ), 2006. 139 с.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 448 с.
- Зинченко В.П., Е.Б. Моргунов. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М, 1994. 304 с.
- Н.Д. Гордеева., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М: МГУ, 1982. 174 с.
- Карасев А.В. Экспериментальное исследование конституциональных свойств спортсменов с использованием аппаратурных психофизиологических методов // Проблемы современной морфологии человека: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора Б.А. Никитюка (25—27 сентября 2013 года). М.: РГУФКСМиТ, 2013. С 168—170.
- Крук В.М. Системно-ситуативный анализ в практической деятельности должностных лиц психологической службы: учеб.-метод. пособие. М.: НУК ИУ МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2016. 177 с.
- Путин В.В. Выступление на коллегии Министерства обороны РФ. Стенограмма от 24 декабря 2019 г. С. 3—5. [Электронный ресурс]. http://prezident.org/tekst/stenogramma-zasedanija-kollegii-ministerstva-oborony-24-12-2019.html (дата обращения: 31.12.2019).
- Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: дисс . д-ра психол. наук. СПб, 2000. С. 433.
- Томилов В.Н. Принципы формирования рациональных двигательных действий в спортед: дисс. д-ра педадогич. наук. СПб, 2010. 311 с.
- Федотов А.Ю. Профессиональная надежность специалиста силовых структур. Монография. Москва, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. — 199 с.
- Чугунов Е.В. Развитие пианистической техники в свете уровневой теории организации движений Н.А. Бернштейна // Музыкальная психология, психология музыкального образования. 2014. № 1. С. 47—56.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 465
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 96
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1