Психологическое обеспечение стрессоустойчивости как элемента профессиональной надежности специалиста силовых структур

268

Аннотация

В статье рассматривается проблема психологического обеспечения стрессоустойчивости специалиста силовых структур. Освещены основные задачи и этапы психологического обеспечения стрессоустойчивости, особенности стресс-факторов, влияющих на эффективность выполнения профессиональных задач. Исследуются особенности формирования профессионального профиля стрессоустойчивости в рамках психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур. Описывается методика формирования индивидуального профиля профессиональной стрессоустойчивости. Приводятся данные формирующего эксперимента, демонстрирующие высокую эффективность индивидуального психофизического тренинга в решении рассматриваемой проблемы. Особо выделяя фактор стрессоустойчивости и основы его обеспечения как элемента профессиональной надежности специалиста, понимая под профессиональной надежностью специалиста силовых структур интегральное психофизическое качество личности, исследуются особенности стресса в профессиональной деятельности специалиста силовых структур и его преодоления. Предлагается методика формирования индивидуального профиля профессиональной стрессоустойчивости специалиста.

Общая информация

Ключевые слова: стресс-факторы, индивидуальный психофизический тренинг

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100213

Для цитаты: Кубышко В.Л., Вахнина В.В., Крук В.М., Федотов А.Ю. Психологическое обеспечение стрессоустойчивости как элемента профессиональной надежности специалиста силовых структур [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 167–178. DOI: 10.17759/psylaw.2020100213

Полный текст

Прогрессивно нарастающая динамика и напряженный ритм жизни, непрерывный поток разнообразной информации, гротескный эмоциональный фон повседневной деятельности приводят к тому, что стресс становится постоянным спутником жизни современного человека. Быстро изменяющийся характер стресс-факторов, проявление новых, ранее незначимых или неизвестных, делает задачу адаптации к ним все более сложной и актуальной. Эти тенденции, обозначенные в многочисленных исследованиях стресса, восходящих к трудам Г. Селье, У. Кэннона, В.Г. Коренчевского, У. Джемса, А.Д. Сперанского, Д.Н. Насонова, М.Я. Александрова и т. д. [Апчел, 2012], продолженных Дж. Амирханом, В.А. Бодровым, Б. Голдстоуном, Д. Гринбергом, Л.А. Китаевым-Смыком, Ф.П. Космолинским, Р. Лазарусом, Л. Леви, В.Л. Марищуком, Л. Мерфи, М.Е. Сандомирским, Б.Л. Сивордом, С. Фолкманом, Э. Хаймом, Ю.В. Щербатых и многими другими, проявляют себя и в деятельности специалистов силовых структур. При этом для них характерно наличие не только большинства общесоциальных стрессоров, но и еще более жестких специфических только по отношению к их деятельности. Это неоднократно отражалось в трудах А.Я. Анцупова, И.Б. Лебедева, Г.С. Човдыровой, А.М. Жукова, С.В. Заковряшиной и др., глубоко исследовавших проблему стресса в данном контексте [Анцупов, 2019; Лебедев, 2002]. В исследованиях отмечается рост социальной значимости деятельности и цены ошибки каждого отдельно взятого специалиста силовых структур, с одной стороны, и сложности, напряженности, опасности их профессиональной деятельности, обусловленных повышением ее динамичности, постоянным совершенствованием способов и средств противоборства, ростом летальности средств поражения, которые могут быть использованы противником и т.п. — с другой.

Актуальна проблема формирования профессионального профиля стрессоустойчивости в рамках психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур.

Фактор стрессоустойчивости и основы его обеспечения как элемента профессиональной надежности специалиста

Под профессиональной надежностью специалиста силовых структур понимается интегральное психофизическое качество личности, детерминирующее своевременное достижение необходимой эффективности действий и ее сохранение в установленных временных пределах при воздействии комплекса профессиональных стрессовых факторов, характеризующееся заданной избыточностью по отношению к типичным ситуациям профессиональной деятельности. Одним из основных критериев профессиональной надежности специалиста выступает его способность к сохранению необходимой эффективности действий в ситуациях, осложненных стресс-факторами, т. е. стрессоустойчивость [Федотов, 2018]. Термином «психофизические качества» подчеркивается целостность отражательного и моторного процесса в ходе реализации функций психики и роль моторной составляющей в механизмах интериоризации и экстериоризации в динамике развития стрессоустойчивости специалиста. Присущая специалисту совокупность телесных (прежде всего моторных), физиологических и психических свойств в процессе отражения реальности, построения целостного образа, регуляции деятельности реализуется системно путем интеграции, понимаемой в контексте теории поуровневого построения движений и действий Н.А. Бернштейна, развитого в трудах В.П, Зинченко, Н.Д. Гордеевой, Б.М, Величковского и др.

Психологическое обеспечение стрессоустойчивости в рамках профессиональной надежности специалиста предполагает:

- выявление ситуаций, где воздействие стрессоров существенно повлияло на результат профессиональной деятельности специалиста и/или его личностный статус [Крук, 2019; Носс, 2014];

- типологизацию профессиональных ситуаций по основанию особенностей, проявивших себя стресс-факторов [Шведин, 1982];

- обоснование вероятности повышения их интенсивности и длительности или возникновения нетипичных;

- использование специализированных психологических технологий для формирования резистентности специалиста по отношению к отдельным стрессорам и их характерным комбинациям, т. е. его индивидуального профиля профессиональной стрессоустойчивости [Крук, 2019];

- моделирование элементов из банка типологизированных ситуаций для приобретения опыта преодоления негативного воздействия стрессоров на профессиональные действия и личность, и оценку профиля стрессовой устойчивости специалиста [Медведев, 2013];

- предупреждение воздействия стрессоров, т. е. действий субъектов, направленных на недопущение психически напряженной ситуации, в которой субъект рассматривается другим участником как помеха для реализации своих Я — желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей, убеждений.

Особенности стресса в профессиональной деятельности специалиста силовых структур и его преодоления

Теоретический анализ проблемы профессионального стресса и проведенные экспериментальные исследования позволяют сделать определенные выводы об особенностях проявления стресса в деятельности специалиста силовых структур.

Во-первых, последствия воздействия стрессовых факторов на действия конкретного специалиста могут быть полярными — от повышения эффективности, до ее снижения вплоть до появления затруднений, ошибок, срывов. На личность специалиста стресс тоже может оказывать полярное действие — от роста стрессоустойчивости и повышения профессиональной надежности в целом, до психофизической демобилизации и гибели в актуальной ситуации, отдаленных последствий в виде ПТСР, профессионального выгорания, снижения профессионального долголетия [Анцупов, 2019; Медведев, 2013; Шведин, 1982].

Во-вторых, стресс профессиональной деятельности носит комплексный характер, в котором сочетаются физическая, информационная и эмоциональная компоненты. Эмоциональная составляющая, по данным большинства исследований деятельности рассматриваемой категории специалистов, играет наиболее значимую роль, интегрируя элементы остальных и оказывая на них обратное влияние [Анцупов, 2019; Шведин, 1982].

В-третьих, стрессовыми факторами в профессиональной деятельности специалистов (несколько отличающимися по содержанию в зависимости от конкретной специальности), классифицированными, исходя из посылки доминантности эмоционального аспекта, являются:

1) стрессоры непосредственного эмоционального воздействия: опасность, внезапность, новизна, неопределенность, негативные эмоциональные реакции членов референтной группы;

2) стрессоры опосредованного эмоционального воздействия: дефицит времени, монотония, дефицит информации, противоречивость информации, необходимость совмещения нескольких видов действий, неприятные физические ощущения, изоляция, публичность и др. [Федотов, 2017; Шведин, 1982].

Вторая группа факторов более специфична по отношению к профессиональной специализации и может включать разнообразные факторы, связанные с характером воздействия на органы чувств, морально-нравственными переживаниями, мотивационным конфликтом.

В-четвертых, детерминирующими условиями возникновения и течения стресса являются как внешние факторы — особенности задач и условий деятельности, так и внутренние факторы — личностные особенности (прежде всего стрессореактивность, как величина реакции «борьбы и бегства», являющяяся строго индивидуальной и, в определенном смысле, неизменной, генетически детерминированной), сформированность образа действий, оптимальность психического состояния. При этом аксиомой и отправным пунктом формирования профессиональной стрессоустойчивости является то, что ситуацию как стрессовую определяет для себя сам субъект. Любые объективные обстоятельства для одного специалиста могут оцениваться как экстремальные, а для другого как более комфортные. Определение уровней индивидуальной стрессогенности ситуации и обоснование ее критериев является необходимым условием для применения технологии формирования индивидуального профиля профессиональной стрессоустойчивости.

В-пятых, основной стратегией совладающего (копинг) поведения является проблемно ориентированная [Лебедев, 2002], реализующаяся на основе развитой способности к самоконтролю и эмоциональному самоуправлению [Крук, 2019], наличию позитивного опыта преодоления профессионального стресса применительно к каждому стресс-фактору и их типичным сочетаниям.

В-шестых, основным направлением преодоления негативного воздействия стресс-факторов профессиональной деятельности должно быть не оказание психологической помощи постфактум дистрессового воздействия, а его профилактика путем формирования индивидуального профиля профессиональной стрессоустойчивости специалиста и получения позитивного опыта применения методов преодоления стресса в процессе их моделирования по принципу — от слабых к интенсивным, от единичных к комплексным.

Базовой идеей психологического обеспечения стрессоустойчивости в деятельности должно стать стремление к приспособлению специалиста всей возможной информацией о возможностях преодоления типичных и вероятных затруднений его профессиональной деятельности, к избыточному развитию психофизических качеств, детерминирующих его стрессоустойчивость, получению им максимально возможного позитивного опыта преодоления профессиональных стресс-факторов. При этом при планировании профессиональной деятельности необходимо учитывать особенности индивидуального профиля стрессоустойчивости специалистов, участвующих в выполнении задач профессиональной деятельности, и стремиться демпфировать неизбежное превышение стрессогенного воздействия на них всеми возможными организационными и техническими средствами.

Методика формирования индивидуального профиля профессиональной стрессоустойчивости специалиста

Задача формирования профиля профессиональной стрессоустойчивости специалистов может быть решена в процессе индивидуального психофизического тренинга (ИПФТ) [Медведев, 2013; Федотов, 2018; Федотов, 2017] как основного метода профессионально-личностного развития специалиста в контексте обеспечения его профессиональной надежности. Процедуры, связанные с решением этой задачи, включены в седьмой блок ИПФТ «Развитие профессиональной стрессоустойчивости», но систематически реализуются на всем протяжении базового курса (6—9 месяцев) и включаются во все виды занятий по профессиональной подготовке. Подготовительные технологии этого блока осваиваются параллельно с блоком методик овладения методами произвольной психической саморегуляции, целевые — интегрируются с технологиями третьего, четвертого, пятого и шестого блоков как фактор достижения профессиональной избыточности.

Подготовительные технологии развития профессиональной стрессоустойчивости направлены на:

а) овладение базовыми технологиями произвольной психической саморегуляции и развития индивидуального стиля саморегуляции;

б) ознакомление с особенностями профессиональных стресс-факторов и их воздействия на специалиста на примерах из базы данных ситуаций профессиональной деятельности, описаний экспертов;

в) ознакомление с теоретическими основами психологии и физиологии физического, информационного и эмоционального стресса;

г) ознакомление с теоретическими основами психологии и физиологии эмоций.

Целевые технологии развития профессиональной стрессоустойчивости:

а) проработка психотравмирующих событий прошлого опыта по методу С.М. Дудина;

б) комплексная проработка базовых эмоций, определение и расширение их диапазона стеничности методом «экспрессивного выхолащивания» [Крук, 2019];

в) контроль и оптимизация ситуативной динамики эмоций путем их трансформации в рамках естественного цикла;

г) регулирование диапазона стеничности эмоциональных регистров страха, гнева и апатии методом «парных оппозиций»;

д) формирование профессионального уровня резистентности к каждому стресс-фактору методом систематической десенсибилизации;

ж) моделирование стресс-факторов от простых к сложным, от отдельных к комплексным для формирования профессионального профиля стрессоустойчивости.

Формирование психофизических предпосылок для формирования индивидуального профиля профессиональной стрессоустойчивости осуществляется на основе развития способности к осознанию и регуляции диапазонов стеничности, взаимной трансформации базовых эмоциональных регистров, модифицированном методе систематической десенсибилизации [Крук, 2019]. Получение позитивного опыта преодоления профессиональных стрессоров происходит в процессе моделирования соответствующих типологизированных ситуаций из банка данных, полученных в результате исследования затруднений при выполнении задач. Моделирование ситуаций через тренировку на разноплановых смоделированных ситуациях позволяет формировать такой опыт, использование которого повышает индивидуальную эффективность профессиональной деятельности субъектов. Определяющими принципами являются: ориентация на использование различных средств коммуникации и психотехник при минимизации критики; готовность к негативному развитию ситуации; нацеленность на профессиональные интересы; контроль эмоционального состояния; допустимый уровень открытости. Ситуационными факторами являются: прогноз успешности применения выбранной стратегии; острота и напряженность ситуации; степень трудности ситуации; стратегия, которая реализуется. Личностные факторы могут выступать как стрессогенные — т. е. способствующие возникновению стресса, при искаженном восприятии ситуации или неправильно выбранном поведении, а могут выступать и как способствующие преодолению и предупреждению стресса, т. е. выработке психологической устойчивости специалистов к воздействию, готовности и способности к решению оперативно-служебных задач в любых внешних условиях [Вахнина, 2016].

Формирование профессионального профиля стрессоустойчивости сопровождается процедурами непрерывной оценки, рефлексии и принятия Я-образа профессиональной стрессоустойчивости.

Исходя из того, что профессиональная деятельность специалистов силовых структур в основном осуществляется на уровне предметных действий (использование оружия, специальных средств, снаряжения, экипировки, техники коммуникации, навигации, транспорта и т. п.), проверка гипотезы о результативности применяемой технологии осуществлялась путем сопоставления данных об эффективности выполняемых профессиональных предметных действий в ситуациях моделирования отдельного стрессора или их типичных сочетаний (Nсит=159) специалистами, прошедшими базовый курс ИПФТ (Nэ=31) и занимавшихся по традиционной программе (Nк=32) (табл. 1).

Таблица 1

Влияние стресс-факторов и их сочетаний на эффективность профессиональных предметных действий специалистов и подверженность их психотравмирующему воздействию

Название стрессора

Эффективность предметных действий

Степень травмирующего влияния

ЭГ1

КГ1

tks

ЭГ1

КГ1

tks

Типичные профессиональные стресс-факторы

1

Опасность (Оп)

6,7

4,4

3,82

7,3

8,1

2,23

2

Внезапность (Вн)

6,5

4,6

3,41

7,5

9,2

3,16

3

Неопределенность (Не)

7,2

5,8

2,92

5,0

5,3

0,73

4

Новизна (Но)

7,1

4,5

4,14

4,7

5,3

2,08

5

Негативные эмоциональные реакции (НЭРЧРГ)

6,7

4,3

3,95

5,6

8,2

4,13

6

Неприятные физические ощущения (НФО)

5,9

3,7

3,74

6,7

7,8

2,56

7

Совмещение нескольких видов действий (СНВД).

5,7

3,4

3,81

5,0

7,1

2,63

8

Дефицит времени (ДВ)

5,1

3,3

3,37

6,0

6,7

2,19

9

Избыток и противоречивость информации (ИИ)

6,2

4,2

3, 51

3,1

3,2

0,45

10

Длительное ожидание (ДИ)

7,6

5,9

3,27

3,1

3,1

0

11

Изоляция

7,8

5,4

3,93

5,6

7,1

3,09

Типичные сочетания профессиональных стресс-факторов

12

Оп, Не, НЭРЧРГ, ИИ.

5,1

3,2

3,44

7,8

9,4

3,14

13

Вн, СНВД, ДИ.

6,3

3,9

3,97

8,0

9,1

2,63

14

Оп, Вн, ДВ.

6,5

4,6

3,41

7,6

9,2

3,19

15

Но, ИИ.

5,8

3,9

3,46

6,7

7,6

2,44

16

Не, НЭРЧРГ, НФО.

5,0

3,2

3,37

7,0

8,9

3,43

17

НФО, СНВД.

5,1

2,8

3,81

7,0

8,9

3,47

Примечание. Стандартизация первичных баллов в стены осуществлена на предварительном этапе исследования на выборке Ncт=1036. Группы со сформированным профилем стрессоустойчивости (ЭГ1 N=31, участие в ситуациях Nсит = 83) и без него (КГ1 N=32, участие в ситуациях Nсит = 76).

Оценка эффективности определена методиками последовательной динамической оценки (МПДО), включенного наблюдения, экспертной оценки по соотношения результативности и затратности профессиональных предметных действий. Оценка травмирующего влияния осуществлена по обобщенным данным МПДО, экспертного опроса и полуструктурированного интервью на основе опросника травматического стресса И.О. Котенева.

Статистическая значимость данных рассчитана по критерию Колмогорова—Смирнова. Параметрический t критерий Стьюдента для несвязанных выборок р = 0,001 tks > 3,37; р = 0,01 tks > 2,62; р = 0,05 tks > 1,98 при k=120.

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что эффективность действий в профессиональных ситуациях, осложненных типичными стрессорами и степень их травмирующего воздействия у специалистов, занимающихся по экспериментальной программе психологического обеспечения профессиональной надежности, статистически значимо отличаются от занимающихся по традиционной программе.

Таким образом, индивидуальный профиль профессиональной стрессоустойчивости является важным показателем профессиональной надежности специалиста силовых структур.

Задача его формирования может быть успешно решена в рамках ИПФТ, разработанного с учетом ключевых механизмов, закономерностей и особенностей функционирования психики специалиста в жестких стрессогенных условиях его профессиональной деятельности.

Литература

  1. Анцупов А.Я. Как избавиться от стресса. М.: Проспект, 2019. С. 224.
  2. Апчел В.Я. Исторические аспекты изучения проблемы стресса / Лымаренко В.М., Павлова Н.В., Леонтьев О.В. // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2012. № 4. С. 255—260.
  3. Крук В.М., Федотов А.Ю. Системно-ситуативный анализ в практической деятельности должностных лиц психологической службы: учеб.-метод. пособие. М: НУК ИУ МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2016. 177 с.
  4. Крук В.М., Федотов А.Ю. Оптимизация эмоциональных компонент психических состояний в профессиональной деятельности методом ситуативно-образного моделирования // Человеческий капитал. 2019. № 9(129). С. 79—94.
  5. Лебедев И. Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс-преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (на примере сотрудников МВД России): дисс. … д-ра психол. наук. СПб.: СПб. гос. ун-т, 2002. С. 432.
  6. Медведев И.Н. Психологические условия оптимизации эмоциональной сферы военнослужащих подразделений специального назначения МВД России: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.03. М., Моск. ун-т МВД РФ, 2013. 211 с.
  7. Носс И.Н. Личностно-профессиональная диагностика и оценка персонала (ассессмент-технологии). М.: МГОУ, 2014. 186 c.
  8. Федотов А.Ю. Профессиональная надежность специалиста силовых структур. М.: Мос. У МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. 199 с.
  9. Федотов А.Ю. Профессионально-психологическое развитие военнослужащих подразделений специального назначения внутренних войск МВД России на основе системно-ситуативного подхода: монография. М.: Мос У МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. 128 с.
  10. Шведин Б.Я. Влияние психической напряженности на деятельность вахтенного офицера: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.09. М., 1982. 244 с.
  11. Кубышко В.Л., Вахнина В.В., Крук В.М., Федотов А.Ю. Интеграция психологических и информационных технологий в рамках метода ситуативно-образного моделирования проблемных ситуаций специалистов силовых структур // Психология и право. 2018. № 4. С. 128—139.
  12. Кубышко В.Л., Крук В.М., Федотов А.Ю. Психологическая подготовка: уроки и перспективы в контексте профессионально-личностного развития специалиста // Психология и право. 2018. № 4. С. 219—232.
  13. Вахнина В.В. Психология переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях, связанных с фактом совершения преступления // Психология и право. 2016. Том 6. № 4. С. 16—23.

Информация об авторах

Кубышко Владимир Леонидович, кандидат педагогических наук, заместитель министра, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9530-5605, e-mail: 84956673764@mail.ru

Вахнина Виктория Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедрf психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3242-840X, e-mail: vikavahnina@mail.ru

Крук Владимир Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры военно-политической работы, Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации (ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4156-4529, e-mail: kvm@fsvgroup.ru

Федотов Андрей Юрьевич, доктор психологических наук, доцент, начальник учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя (ФГКОУ ВО МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7693-2419, e-mail: fedot-andrey2008@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1403
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 43

Скачиваний

Всего: 268
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2