Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9395Новости 1852Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

48 место — направление «Психология»

0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,852 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Человек в цифровом обществе: объяснительный потенциал одной социально-психологической теории 98

|

Бовина И.Б.
доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9497-6199
e-mail: innabovina@yandex.ru

Дворянчиков Н.В.
кандидат психологических наук, декан, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1462-5469
e-mail: dvorian@gmail.com

Аннотация

Технологии стали вездесущими, без них едва ли возможно вообразить повседневную жизнь человека. В результате их активного использования у индивида возникает ощущение, будто бы он является важным участником разнообразных процессов, происходящих в глобализированном мире. Целью настоящего теоретико-аналитического исследования является анализ потенциала теории социальных представлений для изучения трансформаций, которые происходят с человеком в цифровом обществе. Проанализировав основные положения теории, кратко остановившись на основных теоретических и методологических подходах, делается вывод о том, что эта теория дает возможность ответить на вопрос, как человек выстраивает объяснение новому явлению и выстраивает свое поведение в соответствии с ним. Современная эпоха в полной мере является эпохой визуальной культуры, где власть текстов (которая соответствовала поколению родителей) сменилась властью изображений (на уровне подростково-молодежной среды). На эту особенность можно взглянуть через призму идей этой теории, говоря о фигуративной и лингвистической риториках. Наконец, теория социальных представлений позволяет артикулировать процессы коммуникации, социальные представления, объяснять, как последние регулируют социальное поведение и социальные отношения в цифровом мире.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена в рамках проекта “Разработка модели профайлинга онлайн-поведения несовершеннолетних в социальных сетях” при поддержке МГППУ.

Литература
  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. 341 с.
  2. Емельянова Т.П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М.: Издательство Института психологии РАН. 2016. 476 с.
  3. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство - СПБ, 2000. 704 c.
  4. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 14-34.
  5. Тхостов А.Ш. Трансформация высших психических функций в эпоху информационного общества [Электронный ресурс].URL:https:// www.youtube.com/watch?v=B8FuIeaAWfo (дата обращения: 08.08.2020).
  6. Abric J.-C. Pratiques sociales et représentations. Paris: Presses Universitaires de France.1994. 251 p.
  7. Bartlett F.C. Conventionalisation// Bartlett F.C. Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology. Cambridge: Cambridge University Press. 1932. P.268-280.
  8. Buschini F. Diffusion, propagation, propagande : et après ? L’effusion, un nouveau mode de communication médiatique pour l’étude des représentations sociales // Paper presented at the EASP Small group meeting in honor of Serge Moscovici.2016.17—18 November.
  9. Doise W.  Les représentations sociales: définition d’un concept. In W. Doise, A. Palmonari (eds.). L’étude des représentations sociales. Neuchatel: Delachaux & Niestlé. 1986. P.86-98.
  10. Doise W., Clémence A., Lorenzi-Cioldi, F. Représentations sociales et analyses de données. Grenoble: Presses Universitaires de Grenoble. 1992. 365 p.  
  11. Doise W., Spini D., Clémence A. Human Rights Studies as Social Representations in a Cross- cultural Context // European Journal of Social Psychology. 1999. № 29. P. 1-29.
  12. Eicher V., Emery V., Maridor M., Gilles I., Bangerter A. Social Representations in Psychology: A Bibliometrical Analysis // Papers on Social Representations. 2011. № 20. P. 11.1—11.19.
  13. Empirical approaches to social representations / G. Breakwell & D. Canter (eds.). Oxford: Oxford University Press. 1993. 350 p.
  14. Farr R. The roots of modern social psychology. Oxford: Blackwell Publishers. 1996. 166 p.
  15. Flament С. Rouquette M.-L. Anatomie des idées ordinaires. Paris: Armand Colin.2003. 256 p.  
  16. Global digital report 2019 — We are social [Электронный ресурс].URL:https://wearesocial.com/global-digital-report-2019 (дата обращения: 06.08.2020).
  17.  Jodelet D. Madness and social representations: Living with the mad in one French community. Berkeley: University of California Press. 1991. 316 p.
  18. Kalmus V. Socialization in the changing information environment: Implications for media literacy. In: D. Macedo, S. R. Steinberg (eds.). Media Literacy: A Reader. New York: Peter Lang, 2007. Р. 157—165.  
  19. Kende A., Ujhelyi A., Joinson A., Greitemeyer T. Putting the social (psychology) into social media // European Journal of Social Psychology. 2015.Vol.45. P.277-278. DOI:10.1002/ejsp.2097
  20. Livingstone S., Haddon L., Görzing A., Őlafsson K., with members of the EU kids online network. EU kids online. London: Final report.September. 2011.54 p.
  21. Markova I. Dialogicality and social representations. The dynamics of mind. Cambridge: Cambridge University Press. 2003. 224 p.
  22. Moliner P.  On Serge Moscovici’s 95th Anniversary: The Theory of Social Representations - History, Postulates and Dissemination// RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. Vol.17. P.524-536. 
  23. Moliner P. Une approche chronologique des représentations sociales. In:P.Moliner (ed.). La dynamique des représentations sociales. Grenoble: Presses Universitaires de Grenoble. 2001. P.245-268.
  24. Moliner P., Guimelli C. Les représentations sociales. Grenoble : Presses Universitaire de Grenoble. 2015. 139 p.
  25. Moscovici S. Foreword. In: C.Herzlich (ed.). Health and illness. A social psychological analysis.London: Academic Press. 1973.Р.ix—xiv.  
  26. Moscovici S. Introductory address // Papers on Social Representations. 1993. № 2. P. 1—11.
  27. Moscovici S. La Psychanalyse: son image et son public. Paris: Presses Universitaires de France. 1961.652 p.  
  28. Moscovici S. The phenomenon of social representations. In: G.Duveen (ed.). Social representations: explorations in social psychology. N. Y.: New York University Press. 2000. P.18-77.
  29. Moscovici S. Vygotsky, le Grand Robert et la cyber-représentation // Les Cahiers Internationaux de Psychologie Sociale.1995.Vol.28.P.15-21. 
  30. Moscovici S. Why a theory of social representations?. In: K. Deaux, G. Philogène (eds.). Representations of the social: bridging theoretical traditions. Oxford: Blackwell Publishers. 2001. P. 18-61.
  31. Moscovici S., Vignaux G. Le concept de thêmata. In: C. Guimelli (ed.). Structures et transformations des représentations sociales. Paris: Delachaux et Niestlé. 1994. P. 26-72. 
  32. Orfali B. Active minorities and social representations: two theories, one epistemology//Journal for the theory of social behaviour. 2002. Vol.32. P.395-416.
  33. de Rosa A.S. Mise en réseau scientifique et cartographie de la dissémination de la théorie des représentations sociales et son impact sur la culture bibliométrique. In: G. Lo Monaco, S. Delouvée, P. Rateau (eds.). Les représentations sociales: Théories, méthodes et applications.  Bruxelles: De Boeck Supérieur. 2016.P.51-68.
  34. Salesses L. Rôle du niveau de connaissance dans le processus de structuration d’une représentation sociale // Les cahiers internationaux de psychologie sociale. 2005. № 66. Р. 25–42.
  35. Smahel D., Machackova H., Mascheroni G., Dedkova L., Staksrud E., Ólafsson K., Livingstone S., Hasebrink U. EU Kids Online 2020: Survey results from 19 countries.EU Kids Online. 2020.DOI: 10.21953/ lse.47fdeqj01ofo
  36.  Tateo L. Représentations sociales et nouvelles technologies. In: G. Lo Monaco, S.Delouvée, P.Rateau (eds.). Les représentations sociales. Théories, méthodes et applications. Louvain-la-Neuve : De Boeck Supérieur. 2016. P. 399-408.
  37. Tajfel H. Social psychology of intergroup relations // Annual Review of Psychology. 1982. Vol. 33. P.1–39.DOI:10.1146/annurev.ps.33.020182.000245
  38. Vergès P. L'Évocation de l’argent: une méthode pour la définition du noyau central d’une représentation // Bulletin de psychologie. 1992. T. XLV (405). P. 203—209.
  39. Wagner W. Social representations and beyond: brute facts, symbolic coping and domestic worlds// Culture and psychology. 1998. P.297-329.DOI:10.1177/1354067X9800400302
  40. Wagner W., Duveen G., Farr R., Jovchelovitch S., Lorenzi-Cioldi F., Markova I., Rose D. Theory and method of social representations// Asian Journal of Social Psychology.1999 P.95-125.

 

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика