Бовина И.Б. доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9497-6199 e-mail: innabovina@yandex.ru
Сачкова М.Е. доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, факультет психологии, Институт общественных наук,, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2982-8410 e-mail: msachkova@mail.ru
Целью поискового исследования, выполненного в логике идей структурного подхода теории социальных представлений, было выявление и анализ социальных представлений российской молодежи о подчинении и неподчинении. Выборку составили студенты гуманитарных факультетов вузов г. Москвы (N=189 человек в возрасте 18—25 лет, 17% мужчин, M возраста=20,77 лет, SD возраста =1,79 года). Прототипический анализ данных, по П. Вержесу, позволил выявить структуру представлений о подчинении и неподчинении. Полученные результаты позволяют прийти к заключению, что центральным элементом социального представления молодежи о подчинении выступает власть. Подчинение и неподчинение по-разному окрашены в понимании студентов: подчинение воспринимается нейтрально, неподчинение имеет различную валентность, с преобладанием негативной окраски. Результаты исследования соотносятся с выводами классического эксперимента С. Милграма и с данными, полученными в современных исследованиях на примерах итальянских, австрийских и американских студентов. Показаны культурные и национальные особенности социальных представлений о подчинении—неподчинении у российской и западной студенческой молодежи.
Вежбицкая А. Понимание культур через посредство
ключевых слов. М.:Языки славянской культуры. 2001. 288 с.
Кондратьев М.Ю.Слагаемые авторитета. М.: Знание.
1988. 80 с.
Милграм С. Подчинение авторитету. М.: АНФ.2016. 282
с.
Милграм С. Эксперимент в социальной психологии.
СПб.: Питер. 2000. 336 с.
Политическая психология / Под общ. ред. А.А. Деркача, В.И.
Жукова, Л.Г. Лаптева. М.: Академический Проект. 2001. 858 с.
Abric J.-C. A structural approach to social
representations. In: K. Deaux, G. Philogène (eds.). Representations of the
social: bridging theoretical traditions. Oxford: BlackwellPublishers, 2001.
P. 42—47.
Baumrind D. Some thoughts on ethics of research:
Afterreading Milgram's "Behavioral Study of Obedience" //American
Psychologist.1964. Vol.19. P.421—423.
DOI:10.1037/h0040128
Beauvois J.-L., Courbet D., Oberlé D. The
Prescriptive Power Of The Television Host. A transposition of Milgram’s
obedience paradigm to the context of TV game show// European Review of Applied
Psychology. 2012. Vol. 62. P.111-119.
Burger J.M. Replicating Milgram: Would People Still
Obey Today?// American Psychologist. 2009. Vol.64. P. 1—11.
De Rosa A.S. Le réseau d'associations comme méthode
d'étude dans la recherche sur les RS: structure, contenus polarité du champ
sémantique// Cahiers Internationaux Psychologie Sociale. 1995. Vol. 28.P.
96-122.
Doise W. Les Représentations Sociales: définition
d'un concept. In W. Doise, A. Palmonari (eds.). L'étude des représentations
sociales. Neuchâtel: Delachaux & Niestlé. 1986. P.86-98.
Empirical Approaches To Social Representations / G.
Breakwell& D. Canter (eds.). Oxford: Oxford University Press. 1993. 350
p.
Fattoria F., Curlyb S., Jörchelb A.C., Pozzi M.,
Mihalitsb D., Alfieria S. Authority Relationship From a Societal
Perspective: Social Representations of Obedience and Disobedience Austrian
Young Adults // Europe's Journal Psychology. 2015. Vol. 11. P. 197—213.
DOI:10.5964/ejop.v11i2.883
FlamentС., Rouquette M.-L. Anatomie
des Idées Ordinaires. Paris: Armand Colin.2003. 256 p.
Galand C., Salès-Wuillemin E. La représentation des
drogues chez les étudiants en psychologie : effets des pratiques de
consommation et influence de l'entourage// Les Cahiers Internationaux
Psychologie Sociale. 2009. Vol. 84. P.125-152.
Haslam A.S., Stephen D. R., Birney M.E. Nothing by
mere authority: Evidence that in an experimental analogue of the Milgram
paradigm participants are motivated not by orders but by appeals to
science// Journal of Social Issues. 2014. Vol.70. P.473-488.
Le Texier T. Histoire d'un Mensonge. Enquête sur
l'expérience de Stanford. Paris: Editions la Découverte. 2018. 295 p.
Moliner P., Abric J.C. Central Core Theory. In: G.
Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J. Valsiner (eds.). Cambridge Handbooks In
Psychology. The Cambridge Handbook Of Social Representations. Cambridge
University Press. 2015. P.83-95.
DOI:10.1017/CBO9781107323650.009
Moliner P., Guimelli C.Lesreprésentationssociales.
Grenoble : Presses Universitaires de Grenoble. 2015. 139 p.
Moliner P., Lo Monaco G. Méthodes d’association
verbale pour les sciences humaines et sociales. Grenoble: Presses
Universitaires de Grenoble. 2017. 190 p.
Moscovici S. Foreword. In: C.Herzlich (ed.). Health
and Illness. A social psychological analysis. London: AcademicPress. 1973.
Р.ix—xiv.
Moscovici S. La psychanalyse: son image et son
public. Paris: Presses Universitaires de France. 1961. 652 p.
Moscovici S. The Phenomenon of social representations. In:
G.Duveen (ed.). Social Representations: explorations in social
psychology. N. Y.: New York University Press. 2000. P.18-77.
Moscovici S. Why a theory of social representations?. In:
K. Deaux, G. Philogène (eds.). Representations of the social: bridging
theoretical traditions. Oxford: Blackwell Publishers. 2001. P. 18-61.
Pozzi M., Fattori F., Bocchiaro P., Alfieri S. Do
the right thing! A study on social representation of obedience and
disobedience// New Ideas in Psychology. 2014. Vol.35. P.18-27.DOI:
10.1016/j.newideapsych.2014.06.002
Pozzi M., Quartiroli A., Alfieri S., Fattori F.,
Pistoni C. (Dis)Obedience in U.S. American Young Adults: A New Way to
Describe Authority Relationships // Europe's Journal of Psychology. 2018. Vol.
14. P.404—423.DOI:10.5964/ejop.v14i2.1314
Rochat F., Modigliani A. The Ordinary Quality of
Resistance: From Milgram's Laboratory to the Village of Le Chambon // Journal
of Social Issues. 1995. Vol. 51. P. 195-210.
VergèsP. L'Évocation de l'argent: une
méthode pour la définition du noyau central d'une représentation // Bulletin de
psychologie. 1992. T. XLV (405). P. 203—209.