К проблеме психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур

146

Аннотация

В статье рассматривается проблема психологического обеспечения профессиональной надежности, освещаются вопросы ее сущности, содержания и структуры, отдельное внимание уделяется экспериментальным данным, касающимся обоснования возможностей достижения психофизических качеств, детерминирующих профессиональную надежность в рамках профессионально-психологического отбора и профессионально-личностного развития. Исследуется проблема психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур. Представлены теоретический анализ и экспериментальные апробации решения проблемы. Профессиональная надежность специалиста силовых структур трактуется как интегральное психофизическое качество личности. детерминирующее своевременное достижение необходимой эффективности действий и ее сохранение в установленных временных пределах. Освещены основные задачи и этапы психологического обеспечения стрессоустойчивости, особенности стресс-факторов, влияющих на эффективность выполнения профессиональных задач. Исследуются особенности формирования профиля профессиональной надежности в рамках психологического обеспечения профессиональной деятельности специалиста силовых структур.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое обеспечение, профессиональная надежность, психофизические качества-детерминанты, профессионально-личностная диагностика, профессионально-личностное развитие, индивидуальный психофизический тренинг

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100402

Для цитаты: Кубышко В.Л., Крук В.М., Вахнина В.В., Федотов А.Ю. К проблеме психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 18–32. DOI: 10.17759/psylaw.2020100402

Полный текст

Введение

Повышение значимости и социальной цены профессиональной деятельности специалиста силовых структур происходит на фоне ее динамичного усложнения, являющегося следствием изменяющихся условий и совершенствующихся средств и способов силового разрешения межгосударственных и социальных противоречий [10]. Традиционная система профессиональной подготовки нуждается в непрерывной коррекции [7; 12], учете как позитивного, так и негативного влияния, которое оказывает эта динамика на специалиста. В этих условиях остро ставится вопрос об обосновании системы дополнительных мер по изучению психологических последствий изменения профессиональной деятельности и их быстрого принятия для достижения соответствия специалиста силовых структур требованиям современности. Как показывает теоретический анализ проблемы и проведенные экспериментальные исследования, задача может быть успешно решена в рамках психологического обеспечения профессиональной надежности.

Сущность, содержание и принципы психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур

Профессиональная надежность специалиста силовых структур это интегральное психофизическое качество личности[1], детерминирующее своевременное достижение необходимой эффективности действий и ее сохранение в установленных временных пределах при воздействии комплекса профессиональных стрессовых факторов; характеризующееся заданной избыточностью по отношению к типичным ситуациям профессиональной деятельности. Она издавна ставилась и решалась в нашей стране в разных контекстах, однако концептуально научно разработана только в современное время [5, 6].

Психологическое обеспечение профессиональной надежности специалиста силовых структур[2] это комплекс дополнительных мероприятий психологической работы по непрерывному изучению психологических причин срывов, ошибок и затруднений в профессиональной деятельности, обоснованию системы детерминирующих их психофизических качеств, направленный на оценку и совершенствование этих качеств путем внесения изменений в процедуры профессионально-личностной диагностики, профессионально-личностного развития. [15]. Содержание психологического обеспечения составляет непрерывный цикл мероприятий (рис. 1) направленный:

- на исследование ситуаций профессиональной деятельности и выявление системы психофизических детерминант ее срывов, ошибок и затруднений;

- реализацию данных исследования в рамках системы профессионально-личностной диагностики и профессионально-личностного развития.

Теоретический анализ и экспериментальные апробации решения проблемы психологического обеспечения профессиональной надежности позволяют сформулировать его принципы.

1. Единство с профессиональной деятельностью специалистов силовых структур и погруженность в нее.

2. Непрерывность исследования профессиональной деятельности и совершенствования технологий выявления детерминант профессиональной надежности.

3. Оперативность реализации исследовательских данных, выражающаяся в совершенствовании технологий профессионально-психологического отбора и профессионально-личностного развития.

4. Целостность психологического обеспечения профессиональной надежности.

5. Комплексность психологического обеспечения профессиональной надежности специалистов силовых структур.

6. Прогрессивность психологического обеспечения профессиональной надежности или принцип восходящей спирали индивидуального профессионально-личностного развития.

7. Специализированность средств и способов психологического обеспечения профессиональной надежности.

 

Рис. 1. Концептуальная модель психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур.

Перечисленные принципы воплощаются в единстве применяемых психологических технологий изучения деятельности, оценки степени соответствия специалиста выявленным требованиям и его развития.

Структура психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур

Первая группа технологий составляет исследовательскую часть психологического обеспечения профессиональной надежности специалистов силовых структур. Вторая группа ориентирована на профессионально-личностную диагностику (ПЛД) и профессионально-психологический отбор (ППО). Третья группа технологий направлена на профессионально-личностное развитие (ПЛР).

Первая группа технологий ориентирована на изучение профессиональной деятельности методом ССАД и обоснование системы психофизических качеств, детерминирующих профессиональную надежность. В проведенном экспериментальном исследовании данные ССАД о системе психофизических качеств-детерминант и ситуациях их проявления в практической деятельности использованы как основа для изучения особенностей диагностических и развивающих процедур реализационной части психологического обеспечения. В данной статье технология ССАД не рассматривается, так как достаточно представлена в современной научной литературе, как в теоретическом, так и прикладном вариантах [5; 6; 9].

Для их успешной реализации второй и третьей групп технологий необходимо выяснить: какие из психофизических качеств-детерминант профессиональной надежности[3] должны быть обеспечены в рамках профессионально-психологического отбора, а какие — в рамках профессионально-личностного развития. Качества-детерминанты, не способные к изменениям в процессе профессионально-личностного развития, рассматриваются как предмет профессионально-психологического отбора. Этот признак лежит в основе деления качеств-детерминант на резистентные и пластичные.

Результаты экспериментального исследования психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур

По итогам годичного формирующего эксперимента, проведенного в условиях функционирующего подразделения силовых структур выявлен перечень резистентных и пластичных показателей профессиональной надежности специалиста, также апробированы диагностические и развивающие средства, соответствующие задачам психологического обеспечения (табл. 1).

Таблица 1

Показатели профессиональной надежности специалиста силовых структур, уровень их резистентности и методы диагностики

                               Методики

Показатели

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Мотивационный фактор

1.1

Профессиональность диспозиционной мотивации

+

+

-

-

-

-

-

6,8

8,1

1,98

В

1.2

Профессиональность ситуативной мотивации

+

-

-

-

-

-

-

6,5

8,8

3,98

Н

1.3

Мотивационная устойчивость Я-образа

+

+

-

-

-

-

-

7,1

8,5

2,73

С

1.4

Рефлексивность побуждений

+

+

-

-

-

-

-

5,4

7,8

4,01

Н

Фактор саморегуляции

2.1

ИПССР

+

+

-

-

+

+

-

5,6

7,6

4,05

Н

2.2

Владение техниками ППСР

+

-

+

+

-

-

-

3,2

5,3

4,15

Н

2.3

Стеничность профессиональных эмоций

+

-

-

-

+

-

-

6,1

7,5

2,63

С

2.4

Контроль волевых процессов

+

-

-

-

-

+

-

7,1

8,3

1,96

В

2.5

Осознанность глубинных уровней Я-образа

+

-

-

-

-

-

-

5,4

7,2

3,87

Н

Профессионально-исполнительский фактор

3.1

Сенсомoторная реактивность

+

-

+

+

-

-

-

7,1

8,5

2,72

С

3.2

Исполнительская универсальность

+

-

+

+

-

-

-

6,4

8,1

3,79

Н

3.3

Профессиональные исполнительские умения

+

-

-

-

-

-

+

5,3

6,8

2,81

Н

3.4

Образ ситуации (внешние компоненты)

+

-

-

+

-

-

+

5,4

7,2

3,95

Н

3.5

Устойчивость Я-образа

+

-

+

+

-

-

-

6,2

7,6

2,75

С

3.6

Стрессовая резистентность исполнительских действий

+

-

+

+

-

-

-

4,4

6,2

4,02

Н

Профессионально-аналитический фактор

4.1

Аналитическая универсальность

+

-

-

+

-

-

+

5,4

6,8

2,74

С

4.2

Прогностичность

+

-

-

+

-

-

+

4,7

6,2

2,73

С

4.3

Профессиональные интеллектуальные умения

+

-

-

-

-

-

+

3,4

4,9

2,83

Н

4.4

Образ ситуации (аналитический компонент)

+

-

-

+

-

-

+

5,1

6,6

2,73

С

4.5

Рефлексивность опыта профессиональных действий

+

-

-

+

-

-

+

5,2

8.1

4,05

Н

4.6

Стрессовая резистентность интеллектуальных процессов

+

-

-

-

-

-

-

4,6

6,4

3,98

Н

Примечание: 1 — моделирование ситуации МПДО/АМ; 2 — диагностика мотивации; 3 — диагностика сенсомоторных процессов; 4 — диагностика познавательных процессов; 5 — диагностика эмоциональной сферы; 6 — диагностика волевой сферы; 7 — компьютерная ситуативно-игровая диагностика; 8 — величина показателей по результатам начального измерения; 9 — величина показателей по результатам итогового замера; 10 — статистическая значимость различий по развитию качеств-детерминант экспериментальной группы по итогам формирующего эксперимента (t критерий Стьюдента для связанных выборок: р = 0,001; tks > 3,65; р = 0,01; tks >2,75; р = 0,05; tks >2,04 при n=31; р = 0,001; tks > 3,71; р = 0,01; tks >2,78; р = 0,05; tks >2,06 при n=32); 10 — степень резистентности качества: В — высокая, С — средняя, Н — низкая.

Из таблицы 1 видно, что примененная технология ПЛР высоко эффективна по отношению к большинству показателей (> 50%), характеризующих качества-детерминанты. Высокую резистентность имеют диспозиционная мотивация и волевые качества, остальные показатели улучшились на уровне статистически значимой тенденции (р ˂ 0,05). В контрольной группе изменения на уровне тенденции произошли лишь по показателям 3.3, 3.4 и 4.3 (в таблице не приводится).

Как показал эксперимент, диагностические методики, применяемые для ППО и для ПЛД в рамках ПЛР, должны отвечать различным требованиям. Так, методики ППО [8, 9], оценивающие резистентные качества-детерминанты, должны быть высоко валидны, надежны, способны точно выявлять глубинные особенности личности по большому числу показателей, иметь высокий прогностический потенциал, ориентироваться на определенные объективные показатели профессиональных норм.

Требования к диагностическому инструментарию, используемому в сопровождении процесса ПЛР пластичных качеств-детерминант, несколько иные. Эти методики должны быть простыми, т. е. применимыми в полевых условиях, не занимать много времени в процессе получения и обработки данных, быть доступными для применения инструктором, даже не имеющем специального психологического образования. Не так важна глубина и многосторонность получаемых данных, их абсолютная точность, как их ипсативность[4].

Технологии профессионально-личностной диагностики и профессионально-личностного развития подбираются, разрабатываются и совершенствуются в тесной взаимосвязи. Они систематизированы в рамках индивидуального психофизического тренинга (ИПФТ), разработанного на основе отечественных теоретико-прикладных подходов [1; 2; 3; 4; 9; 11; 13; 17].

Весь комплекс методов ИПФТ реализуется в форме:

1) специализированных занятий, направленных развитие способности к самоосознанию и саморегуляции в процессе поуровневой интеграции психофизических функций от фоновых уровней (А — тонуса и В — синергий), до ведущих процессе выполнения профессиональных задач (С — пространственных, D — предметных и Е — символических действий) [7; 12];

2) психологического сопровождения:

а) плановых занятий по профессиональной подготовке путем включения в них методов, освоенных в процессе специализированных занятий, в целях повышения эффективности овладения соответствующими умениями и развития качеств-детерминант, а также расширения сфер применения и получения опыта применения психофизических методик;

б) выполнения профессиональных задач, где применяются методы, освоенные в процессе специализированных и плановых занятий для адресной активации функций, обусловленных качествами-детерминантами при реализации профессиональных знаний, навыков и умений, и тем самым повышения эффективности действий;

3) психологической помощи:

а) целенаправленного развития индивидуальной стрессоустойчивости [12];

б) приобретения положительного опыта использования освоенных методов самовоздействия;

в) проработки негативного опыта профессиональной и жизнедеятельности [7;15];

 

Содержание ИПФТ как основы психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур

Содержание технологии ИПФТ профессионально-личностного развития профессиональной надежности специалистов силовых структур представлено рядом взаимосвязанных блоков, реализующихся в рамках всех вышеперечисленных форм занятий. Структура блоков, их содержательные пропорции могут изменяться в зависимости от особенностей профессиональной деятельности конкретной категории специалистов силовых структур, имеющихся материальных и временных ресурсов. Базовый вариант представлен на рис. 2.

Рис. 2. Структура базового курса индивидуального психофизического тренинга в рамках психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур.

1. Блок первоначальной оценки и принятия Я-образа. А. ППО по показателям базисных и резистентных качеств-детерминант и отсев неподходящих кандидатов. Реализуется перед включением в штат подразделения или включением специалиста в программу ПЛР профессиональной надежности[5]. Б. ПЛД по пластичным психофизическим качествам-детерминантам и проведение специальных процедур, направленных на понимание, осознание и принятие существенных для ИПФТ компонент Я-образа. Реализуется самостоятельно как первый этап ИПФТ и сопровождает прохождение всех последующих блоков программы.

2. Блок овладения методами произвольной психической саморегуляции. Предполагает овладение технологиями произвольной психической саморегуляции, подобранными и модифицированными с учетом особенностей профессиональной деятельности. По мере освоения программы ИПФТ и приобретения опыта саморегуляции для решения учебных и практических профессиональных задач складывается индивидуальный стиль профессиональной саморегуляции (ИСПСР), который продолжает совершенствоваться в рамках всей последующей профессиональной жизни и деятельности.

3. Блок развития сенсомоторных компонент пространственных и предметных действий. Предполагает использование возможностей, которые дает саморегуляция по осознанию глубинных уровней построения движений и действий (А — тонуса и В — синергий). Это позволяет довести качества-детерминанты этих уровней до профессиональной нормы и сформировать двигательные инварианты, обеспечивающие избыточную вариативность исполнительских и интеллектуальных операций на ведущих уровнях (С — пространственного поля, D — предметных действий, Е — интеллектуальных действий).

4. Блок развития пространственно-временнóго восприятия. Предполагает профессиональную операционализацию естественного алгоритма перцептивных действий. Реализуется путем функциональной интеграции А- и В-качеств на уровне пространственного поля С — усвоения перцептивных эталонов и целенаправленного развития значимых для профессиональной деятельности сенсорных модальностей, пространственной памяти, внимания.

5. Блок развития уровня профессиональных предметных действий и формирования профессиональных операций. Предполагает целенаправленное расширение профессиональной вариативности уровня предметных действий D на основе инвариантности его сенсомоторных и перцептивных компонент по уровням А, В, С.

6. Блок развития профессиональных интеллектуальных действий. Предполагает целенаправленное развитие уровня предметных D и символических действий Е, их профессионализацию применительно к задачам профессиональной коммуникации; получения, селекции, изучения и интерпретации информации; принятия решений и программирования вариантов его реализации и т. п. на основе инвариантности сенсомоторных и перцептивных компонент действия по уровням А, В, С и вариативности исполнительских профессиональных действий по D.

7. Блок развития профессиональной стрессоустойчивости. Реализуется в целях развития способностей к осознанию и регуляции диапазонов стеничности и взаимной трансформации базовых эмоциональных регистров, с опорой на известные закономерности их функционирования [7]. Ознакомление специалиста с особенностями воздействия профессиональных стрессоров происходит в процессе моделирования соответствующих типологизированных ситуаций из банка данных ССАД.

Особенностью ИПФТ как технологии профессионально-личностного развития профессиональной надежности специалистов силовых структур является то, что:

1) освоение перечисленных блоков методик осуществляется в рамках последовательно-параллельного алгоритма; технологии предыдущего блока интегрируются в следующий, для которого освоенные ранее методы являются предпосылкой успешности его освоения;

2) представленная последовательность блоков технологий определяется логикой естественной взаимосвязи и развития психических структур от базовых элементарных к высшим и отражает оптимальный алгоритм формирования качеств-детерминант;

3) использование технологий произвольной психической регуляции не только нацелено на общую релаксацию или активацию специалиста, но и используется для повышения возможностей актуализированного осознавания и ретроспективной рефлексии в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности.

4) упражнения, разрабатываемые для развития качеств-детерминант в рамках любого блока, конструируются как тот или иной аспект типологизированных ситуаций профессиональной деятельности, взятой из банка данных ССАД, а следовательно, учитывают специфику конкретного ведомства.

Закономерности и механизмы психологического обеспечения

В процессе теоретического анализа, экспертной оценки и варьирования содержания применяемых технологий в формирующем эксперименте обоснованы закономерности профессионального обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур.

1. Поуровневая интеграция психофизических функций, предполагающая учет взаимосвязи развития психофизических качеств высших уровней построения движений и действий D, Е с предшествующей глубокой профессионализацией нижележащих уровней А, В и С.

2. Актуализированное осознавание в процессе тренинга, предполагающее учет влияния осознанности нюансов функционирующих психофизических процессов на эффективность их развития.

3. Рефлексия как влияние ретроспективного осознавания, рационального оценивания, накопления, оптимизации и применения опыта профессиональной деятельности в процессе совершенствования профессиональных действий.

4. Профессиональная самоидентификация как взаимосвязь осознания всего многообразия проявлений избранной профессии профессионального и их принятия на уровне Я-образа.

Посредством теоретического анализа, экспертной оценки и моделирования типичных и вероятных ситуаций профессиональной деятельности в констатирующем эксперименте были выявлены механизмы профессиональной надежности специалиста силовых структур.

1. Избыточность — реализация профессиональных действий в рамках вариативных алгоритмов и преодоление бóльшего количества значимых затруднений, чем необходимо в типичных профессиональных ситуациях.

2. Резервирование — актуализация в типичных ситуациях только необходимого объема психофизического ресурса, привычка сохранять его запас и востребовать его в случае неблагоприятного развития ситуации.

3. Компенсация — осуществление действий за счет рекрутирования одних психофизических функций при невозможности или нецелесообразности использования других, выбор осуществляется в зависимости от оценки условий, актуального состояния и оставшихся психофизических резервов.

4. Самоконтроль — осознание и произвольное изменение значимых внутренних компонент действий в ключевые моменты развития ситуации.

5. Самодетерминация — дополнительное самомотивирование на выполнение задачи в ситуациях конфликта позитивной диспозиционной и ситуативной мотивации, с одной стороны, и негативной ситуативной мотивации, связанной с актуализацией потребности самосохранения — с другой стороны.

Таким образом, проведенные экспериментальные исследования доказывают, что реализация данной модели психологического обеспечения дает возможность существенно повысить профессиональную надежность специалиста силовых структур.



[1] Термином «психофизические качества» подчеркивается целостность отражательного и моторного процесса в ходе реализации функций психики и роль моторной составляющей в механизмах интериоризации и экстериоризации в динамике развития специалиста. Присущая специалисту совокупность телесных (прежде всего моторных), физиологических и психических свойств в процессе отражения реальности, построения интегрального образа, регуляции деятельности реализуется целостно путем интеграции, понимаемой в контексте теории поуровневого построения движений и действий Н.А. Бернштейна, развитого в трудах В.П. Зинченко, Н.Д. Гордеевой, Б.М, Величковского и др.

[2] Далее по тексту — психологическое обеспечение.

[3] далее по тексту — качества-детерминанты.

[4] Ипсативный, т. е. отраженный или измеряемый относительно себя. Ипсативное измерение, показывает изменения психофизических качеств до и после воздействия или соотношение уровня развития различных видов того ли иного процесса (например, память на лица в сравнении с памятью на пространственные формы и т. п.), но не может показывать, являются ли его показатели достаточно стабильными и высокими или низкими относительно общепрофессиональных норм.

[5] В формирующем эксперименте исключение специалистов по данным показателям не производилось в целях доказательства гипотезы в части, касающейся определения возможностей используемой системы ПЛР по их совершенствованию и определению их роли в развитии пластичных качеств-детерминант.

 

Литература

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., Наука, 1990. 496 c.
  2. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 448 с.
  3. Зинченко В.П. Человек развивающийся: очерки российской психологии 2-е изд., уточн. и доп. / Е.Б. Моргунов. М.: ТОО «Тривола», 1994. 304 c.
  4. Зинченко В.П. Функциональная структура действия / Н.Д. Гордеева. М: МГУ, 1982. 174 с.
  5. Крук В.М., Федотов А.Ю. Показатели неблагонадежности чиновников, в том числе из отставных раненых офицеров, в России начала XIX века: забытые страницы истории / Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2020). Материалы международной научно-практической конференции. СПб: СПб У ун-т МВД России, 2020. С. 19-24.
  6. Крук В.М., Федотов А.Ю., Середенко Г.Е. Психологические аспекты проблематики надежности (благонадежности) в законах Российской империи (1649-1881) // Человеческий капитал. 2019. № 12-2 (132). С. 58-68.
  7. Крук В.М., Федотов А.Ю. Системно-ситуативный анализ в практической деятельности должностных лиц психологической службы: учебно-методическое пособие. М.: НУК ИУ МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2016. 177 с.
  8. Крук В.М., Носс И.Н., Федотов А.Ю. Психодиагностическая оценка надежности сотрудника. Учеб. пособие для студентов вузов. Под ред. В.М. Крука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 143 с. (Сер. «Magister»)
  9. Кубышко В.Л., Крук В.М., Носс И.Н., Бородина Т.И. Экспериментальное обоснование модельного подхода в профессиональном психологическом отборе сотрудников правоохранительных органов. [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018(8). № 3. С. 34-47. doi: 10.17759/psylaw.2018080303
  10. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: ПЕР СЭ, 2012. 352 с.
  11. Путин В.В. Выступление на коллегии Министерства обороны РФ [Электронный ресурс] // Стенограмма от 24 декабря 2019 г. С. 3—5. http://prezident.org/tekst/stenogramma-zasedanija-kollegii-ministerstva-oborony-24-12-2019.html (дата обращения: 31. 12. 1019).
  12. Томилов В.Н. Принципы формирования рациональных двигательных действий в спорте: дисс. д-ра пед. наук. СПб , 2010. 311 с.
  13. Федотов А.Ю. Профессионально-психологическое развитие военнослужащих подразделений специального назначения внутренних войск МВД России на основе системно-ситуативного подхода: монография. М.: Мос У МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. 128 с.
  14. Вахнина В.В. Психология переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях, связанных с фактом совершения преступления [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 4. С. 16–23. doi:10.17759/psylaw.2016060403
  15. Кубышко В.Л., Вахнина В.В., Крук В.М., Федотов А.Ю. Психологическое обеспечение стрессоустойчивости как элемента профессиональной надежности специалиста силовых структур [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 167–178. doi:10.17759/psylaw.2020100213
  16. Кубышко В.Л., Крук В.М., Вахнина В.В., Федотов А.Ю. Интеграция психологических и информационных технологий в рамках метода ситуативно-образного моделирования проблемных ситуаций специалистов силовых структур [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 4. С. 128–141. doi:10.17759/psylaw.2018080412
  17. Федотов А. Ю. Психологическое обеспечение профессиональной надежности специалиста силовых структур : автореф. дис.  д-ра психол. наук. М., 2020. 47 с.

Информация об авторах

Кубышко Владимир Леонидович, кандидат педагогических наук, заместитель министра, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9530-5605, e-mail: 84956673764@mail.ru

Крук Владимир Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры военно-политической работы, Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации (ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4156-4529, e-mail: kvm@fsvgroup.ru

Вахнина Виктория Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3242-840X, e-mail: vikavahnina@mail.ru

Федотов Андрей Юрьевич, доктор психологических наук, доцент, начальник учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя (ФГКОУ ВО МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7693-2419, e-mail: fedot-andrey2008@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1139
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 146
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2