Психология и право
2020. Том 10. № 4. С. 18–32
doi:10.17759/psylaw.2020100402
ISSN: 2222-5196 (online)
К проблеме психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическое обеспечение, профессиональная надежность, психофизические качества-детерминанты, профессионально-личностная диагностика, профессионально-личностное развитие, индивидуальный психофизический тренинг
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100402
Для цитаты: Кубышко В.Л., Крук В.М., Вахнина В.В., Федотов А.Ю. К проблеме психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 18–32. DOI: 10.17759/psylaw.2020100402
Полный текст
Введение
Повышение значимости и социальной цены профессиональной деятельности специалиста силовых структур происходит на фоне ее динамичного усложнения, являющегося следствием изменяющихся условий и совершенствующихся средств и способов силового разрешения межгосударственных и социальных противоречий [Прохоров, 2012]. Традиционная система профессиональной подготовки нуждается в непрерывной коррекции [Крук, 2016; Томилов, 2010], учете как позитивного, так и негативного влияния, которое оказывает эта динамика на специалиста. В этих условиях остро ставится вопрос об обосновании системы дополнительных мер по изучению психологических последствий изменения профессиональной деятельности и их быстрого принятия для достижения соответствия специалиста силовых структур требованиям современности. Как показывает теоретический анализ проблемы и проведенные экспериментальные исследования, задача может быть успешно решена в рамках психологического обеспечения профессиональной надежности.
Сущность, содержание и принципы психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур
Профессиональная надежность специалиста силовых структур это интегральное психофизическое качество личности[Бернштейн, 1990], детерминирующее своевременное достижение необходимой эффективности действий и ее сохранение в установленных временных пределах при воздействии комплекса профессиональных стрессовых факторов; характеризующееся заданной избыточностью по отношению к типичным ситуациям профессиональной деятельности. Она издавна ставилась и решалась в нашей стране в разных контекстах, однако концептуально научно разработана только в современное время [5, 6].
Психологическое обеспечение профессиональной надежности специалиста силовых структур[Величковский, 2006] это комплекс дополнительных мероприятий психологической работы по непрерывному изучению психологических причин срывов, ошибок и затруднений в профессиональной деятельности, обоснованию системы детерминирующих их психофизических качеств, направленный на оценку и совершенствование этих качеств путем внесения изменений в процедуры профессионально-личностной диагностики, профессионально-личностного развития. [Кубышко, 2020]. Содержание психологического обеспечения составляет непрерывный цикл мероприятий (рис. 1) направленный:
- на исследование ситуаций профессиональной деятельности и выявление системы психофизических детерминант ее срывов, ошибок и затруднений;
- реализацию данных исследования в рамках системы профессионально-личностной диагностики и профессионально-личностного развития.
Теоретический анализ и экспериментальные апробации решения проблемы психологического обеспечения профессиональной надежности позволяют сформулировать его принципы.
1. Единство с профессиональной деятельностью специалистов силовых структур и погруженность в нее.
2. Непрерывность исследования профессиональной деятельности и совершенствования технологий выявления детерминант профессиональной надежности.
3. Оперативность реализации исследовательских данных, выражающаяся в совершенствовании технологий профессионально-психологического отбора и профессионально-личностного развития.
4. Целостность психологического обеспечения профессиональной надежности.
5. Комплексность психологического обеспечения профессиональной надежности специалистов силовых структур.
6. Прогрессивность психологического обеспечения профессиональной надежности или принцип восходящей спирали индивидуального профессионально-личностного развития.
7. Специализированность средств и способов психологического обеспечения профессиональной надежности.
Рис. 1. Концептуальная модель психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур.
Перечисленные принципы воплощаются в единстве применяемых психологических технологий изучения деятельности, оценки степени соответствия специалиста выявленным требованиям и его развития.
Структура психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур
Первая группа технологий составляет исследовательскую часть психологического обеспечения профессиональной надежности специалистов силовых структур. Вторая группа ориентирована на профессионально-личностную диагностику (ПЛД) и профессионально-психологический отбор (ППО). Третья группа технологий направлена на профессионально-личностное развитие (ПЛР).
Первая группа технологий ориентирована на изучение профессиональной деятельности методом ССАД и обоснование системы психофизических качеств, детерминирующих профессиональную надежность. В проведенном экспериментальном исследовании данные ССАД о системе психофизических качеств-детерминант и ситуациях их проявления в практической деятельности использованы как основа для изучения особенностей диагностических и развивающих процедур реализационной части психологического обеспечения. В данной статье технология ССАД не рассматривается, так как достаточно представлена в современной научной литературе, как в теоретическом, так и прикладном вариантах [Крук, 2020; Крук, 2019; Кубышко].
Для их успешной реализации второй и третьей групп технологий необходимо выяснить: какие из психофизических качеств-детерминант профессиональной надежности[Зинченко, 1994] должны быть обеспечены в рамках профессионально-психологического отбора, а какие — в рамках профессионально-личностного развития. Качества-детерминанты, не способные к изменениям в процессе профессионально-личностного развития, рассматриваются как предмет профессионально-психологического отбора. Этот признак лежит в основе деления качеств-детерминант на резистентные и пластичные.
Результаты экспериментального исследования психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур
По итогам годичного формирующего эксперимента, проведенного в условиях функционирующего подразделения силовых структур выявлен перечень резистентных и пластичных показателей профессиональной надежности специалиста, также апробированы диагностические и развивающие средства, соответствующие задачам психологического обеспечения (табл. 1).
Таблица 1
Показатели профессиональной надежности специалиста силовых структур, уровень их резистентности и методы диагностики
Методики Показатели |
1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Мотивационный фактор |
||||||||||||
1.1 |
Профессиональность диспозиционной мотивации |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
6,8 |
8,1 |
1,98 |
В |
1.2 |
Профессиональность ситуативной мотивации |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6,5 |
8,8 |
3,98 |
Н |
1.3 |
Мотивационная устойчивость Я-образа |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
7,1 |
8,5 |
2,73 |
С |
1.4 |
Рефлексивность побуждений |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
5,4 |
7,8 |
4,01 |
Н |
Фактор саморегуляции |
||||||||||||
2.1 |
ИПССР |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
5,6 |
7,6 |
4,05 |
Н |
2.2 |
Владение техниками ППСР |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
3,2 |
5,3 |
4,15 |
Н |
2.3 |
Стеничность профессиональных эмоций |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
6,1 |
7,5 |
2,63 |
С |
2.4 |
Контроль волевых процессов |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
7,1 |
8,3 |
1,96 |
В |
2.5 |
Осознанность глубинных уровней Я-образа |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5,4 |
7,2 |
3,87 |
Н |
Профессионально-исполнительский фактор |
||||||||||||
3.1 |
Сенсомoторная реактивность |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
7,1 |
8,5 |
2,72 |
С |
3.2 |
Исполнительская универсальность |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
6,4 |
8,1 |
3,79 |
Н |
3.3 |
Профессиональные исполнительские умения |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
5,3 |
6,8 |
2,81 |
Н |
3.4 |
Образ ситуации (внешние компоненты) |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
5,4 |
7,2 |
3,95 |
Н |
3.5 |
Устойчивость Я-образа |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
6,2 |
7,6 |
2,75 |
С |
3.6 |
Стрессовая резистентность исполнительских действий |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
4,4 |
6,2 |
4,02 |
Н |
Профессионально-аналитический фактор |
||||||||||||
4.1 |
Аналитическая универсальность |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
5,4 |
6,8 |
2,74 |
С |
4.2 |
Прогностичность |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
4,7 |
6,2 |
2,73 |
С |
4.3 |
Профессиональные интеллектуальные умения |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
3,4 |
4,9 |
2,83 |
Н |
4.4 |
Образ ситуации (аналитический компонент) |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
5,1 |
6,6 |
2,73 |
С |
4.5 |
Рефлексивность опыта профессиональных действий |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
5,2 |
8.1 |
4,05 |
Н |
4.6 |
Стрессовая резистентность интеллектуальных процессов |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4,6 |
6,4 |
3,98 |
Н |
Примечание: 1 — моделирование ситуации МПДО/АМ; 2 — диагностика мотивации; 3 — диагностика сенсомоторных процессов; 4 — диагностика познавательных процессов; 5 — диагностика эмоциональной сферы; 6 — диагностика волевой сферы; 7 — компьютерная ситуативно-игровая диагностика; 8 — величина показателей по результатам начального измерения; 9 — величина показателей по результатам итогового замера; 10 — статистическая значимость различий по развитию качеств-детерминант экспериментальной группы по итогам формирующего эксперимента (t критерий Стьюдента для связанных выборок: р = 0,001; tks > 3,65; р = 0,01; tks >2,75; р = 0,05; tks >2,04 при n=31; р = 0,001; tks > 3,71; р = 0,01; tks >2,78; р = 0,05; tks >2,06 при n=32); 10 — степень резистентности качества: В — высокая, С — средняя, Н — низкая.
Из таблицы 1 видно, что примененная технология ПЛР высоко эффективна по отношению к большинству показателей (> 50%), характеризующих качества-детерминанты. Высокую резистентность имеют диспозиционная мотивация и волевые качества, остальные показатели улучшились на уровне статистически значимой тенденции (р ˂ 0,05). В контрольной группе изменения на уровне тенденции произошли лишь по показателям 3.3, 3.4 и 4.3 (в таблице не приводится).
Как показал эксперимент, диагностические методики, применяемые для ППО и для ПЛД в рамках ПЛР, должны отвечать различным требованиям. Так, методики ППО [8, 9], оценивающие резистентные качества-детерминанты, должны быть высоко валидны, надежны, способны точно выявлять глубинные особенности личности по большому числу показателей, иметь высокий прогностический потенциал, ориентироваться на определенные объективные показатели профессиональных норм.
Требования к диагностическому инструментарию, используемому в сопровождении процесса ПЛР пластичных качеств-детерминант, несколько иные. Эти методики должны быть простыми, т. е. применимыми в полевых условиях, не занимать много времени в процессе получения и обработки данных, быть доступными для применения инструктором, даже не имеющем специального психологического образования. Не так важна глубина и многосторонность получаемых данных, их абсолютная точность, как их ипсативность[Зинченко, 1982].
Технологии профессионально-личностной диагностики и профессионально-личностного развития подбираются, разрабатываются и совершенствуются в тесной взаимосвязи. Они систематизированы в рамках индивидуального психофизического тренинга (ИПФТ), разработанного на основе отечественных теоретико-прикладных подходов [Бернштейн, 1990; Величковский, 2006; Зинченко, 1994; Зинченко, 1982; Кубышко; Путин; Федотов, 2017; Федотов, 2020].
Весь комплекс методов ИПФТ реализуется в форме:
1) специализированных занятий, направленных развитие способности к самоосознанию и саморегуляции в процессе поуровневой интеграции психофизических функций от фоновых уровней (А — тонуса и В — синергий), до ведущих процессе выполнения профессиональных задач (С — пространственных, D — предметных и Е — символических действий) [Крук, 2016; Томилов, 2010];
2) психологического сопровождения:
а) плановых занятий по профессиональной подготовке путем включения в них методов, освоенных в процессе специализированных занятий, в целях повышения эффективности овладения соответствующими умениями и развития качеств-детерминант, а также расширения сфер применения и получения опыта применения психофизических методик;
б) выполнения профессиональных задач, где применяются методы, освоенные в процессе специализированных и плановых занятий для адресной активации функций, обусловленных качествами-детерминантами при реализации профессиональных знаний, навыков и умений, и тем самым повышения эффективности действий;
3) психологической помощи:
а) целенаправленного развития индивидуальной стрессоустойчивости [Томилов, 2010];
б) приобретения положительного опыта использования освоенных методов самовоздействия;
в) проработки негативного опыта профессиональной и жизнедеятельности [7;15];
Содержание ИПФТ как основы психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур
Содержание технологии ИПФТ профессионально-личностного развития профессиональной надежности специалистов силовых структур представлено рядом взаимосвязанных блоков, реализующихся в рамках всех вышеперечисленных форм занятий. Структура блоков, их содержательные пропорции могут изменяться в зависимости от особенностей профессиональной деятельности конкретной категории специалистов силовых структур, имеющихся материальных и временных ресурсов. Базовый вариант представлен на рис. 2.
Рис. 2. Структура базового курса индивидуального психофизического тренинга в рамках психологического обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур.
1. Блок первоначальной оценки и принятия Я-образа. А. ППО по показателям базисных и резистентных качеств-детерминант и отсев неподходящих кандидатов. Реализуется перед включением в штат подразделения или включением специалиста в программу ПЛР профессиональной надежности[Крук, 2020]. Б. ПЛД по пластичным психофизическим качествам-детерминантам и проведение специальных процедур, направленных на понимание, осознание и принятие существенных для ИПФТ компонент Я-образа. Реализуется самостоятельно как первый этап ИПФТ и сопровождает прохождение всех последующих блоков программы.
2. Блок овладения методами произвольной психической саморегуляции. Предполагает овладение технологиями произвольной психической саморегуляции, подобранными и модифицированными с учетом особенностей профессиональной деятельности. По мере освоения программы ИПФТ и приобретения опыта саморегуляции для решения учебных и практических профессиональных задач складывается индивидуальный стиль профессиональной саморегуляции (ИСПСР), который продолжает совершенствоваться в рамках всей последующей профессиональной жизни и деятельности.
3. Блок развития сенсомоторных компонент пространственных и предметных действий. Предполагает использование возможностей, которые дает саморегуляция по осознанию глубинных уровней построения движений и действий (А — тонуса и В — синергий). Это позволяет довести качества-детерминанты этих уровней до профессиональной нормы и сформировать двигательные инварианты, обеспечивающие избыточную вариативность исполнительских и интеллектуальных операций на ведущих уровнях (С — пространственного поля, D — предметных действий, Е — интеллектуальных действий).
4. Блок развития пространственно-временнóго восприятия. Предполагает профессиональную операционализацию естественного алгоритма перцептивных действий. Реализуется путем функциональной интеграции А- и В-качеств на уровне пространственного поля С — усвоения перцептивных эталонов и целенаправленного развития значимых для профессиональной деятельности сенсорных модальностей, пространственной памяти, внимания.
5. Блок развития уровня профессиональных предметных действий и формирования профессиональных операций. Предполагает целенаправленное расширение профессиональной вариативности уровня предметных действий D на основе инвариантности его сенсомоторных и перцептивных компонент по уровням А, В, С.
6. Блок развития профессиональных интеллектуальных действий. Предполагает целенаправленное развитие уровня предметных D и символических действий Е, их профессионализацию применительно к задачам профессиональной коммуникации; получения, селекции, изучения и интерпретации информации; принятия решений и программирования вариантов его реализации и т. п. на основе инвариантности сенсомоторных и перцептивных компонент действия по уровням А, В, С и вариативности исполнительских профессиональных действий по D.
7. Блок развития профессиональной стрессоустойчивости. Реализуется в целях развития способностей к осознанию и регуляции диапазонов стеничности и взаимной трансформации базовых эмоциональных регистров, с опорой на известные закономерности их функционирования [Крук, 2016]. Ознакомление специалиста с особенностями воздействия профессиональных стрессоров происходит в процессе моделирования соответствующих типологизированных ситуаций из банка данных ССАД.
Особенностью ИПФТ как технологии профессионально-личностного развития профессиональной надежности специалистов силовых структур является то, что:
1) освоение перечисленных блоков методик осуществляется в рамках последовательно-параллельного алгоритма; технологии предыдущего блока интегрируются в следующий, для которого освоенные ранее методы являются предпосылкой успешности его освоения;
2) представленная последовательность блоков технологий определяется логикой естественной взаимосвязи и развития психических структур от базовых элементарных к высшим и отражает оптимальный алгоритм формирования качеств-детерминант;
3) использование технологий произвольной психической регуляции не только нацелено на общую релаксацию или активацию специалиста, но и используется для повышения возможностей актуализированного осознавания и ретроспективной рефлексии в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности.
4) упражнения, разрабатываемые для развития качеств-детерминант в рамках любого блока, конструируются как тот или иной аспект типологизированных ситуаций профессиональной деятельности, взятой из банка данных ССАД, а следовательно, учитывают специфику конкретного ведомства.
Закономерности и механизмы психологического обеспечения
В процессе теоретического анализа, экспертной оценки и варьирования содержания применяемых технологий в формирующем эксперименте обоснованы закономерности профессионального обеспечения профессиональной надежности специалиста силовых структур.
1. Поуровневая интеграция психофизических функций, предполагающая учет взаимосвязи развития психофизических качеств высших уровней построения движений и действий D, Е с предшествующей глубокой профессионализацией нижележащих уровней А, В и С.
2. Актуализированное осознавание в процессе тренинга, предполагающее учет влияния осознанности нюансов функционирующих психофизических процессов на эффективность их развития.
3. Рефлексия как влияние ретроспективного осознавания, рационального оценивания, накопления, оптимизации и применения опыта профессиональной деятельности в процессе совершенствования профессиональных действий.
4. Профессиональная самоидентификация как взаимосвязь осознания всего многообразия проявлений избранной профессии профессионального и их принятия на уровне Я-образа.
Посредством теоретического анализа, экспертной оценки и моделирования типичных и вероятных ситуаций профессиональной деятельности в констатирующем эксперименте были выявлены механизмы профессиональной надежности специалиста силовых структур.
1. Избыточность — реализация профессиональных действий в рамках вариативных алгоритмов и преодоление бóльшего количества значимых затруднений, чем необходимо в типичных профессиональных ситуациях.
2. Резервирование — актуализация в типичных ситуациях только необходимого объема психофизического ресурса, привычка сохранять его запас и востребовать его в случае неблагоприятного развития ситуации.
3. Компенсация — осуществление действий за счет рекрутирования одних психофизических функций при невозможности или нецелесообразности использования других, выбор осуществляется в зависимости от оценки условий, актуального состояния и оставшихся психофизических резервов.
4. Самоконтроль — осознание и произвольное изменение значимых внутренних компонент действий в ключевые моменты развития ситуации.
5. Самодетерминация — дополнительное самомотивирование на выполнение задачи в ситуациях конфликта позитивной диспозиционной и ситуативной мотивации, с одной стороны, и негативной ситуативной мотивации, связанной с актуализацией потребности самосохранения — с другой стороны.
Таким образом, проведенные экспериментальные исследования доказывают, что реализация данной модели психологического обеспечения дает возможность существенно повысить профессиональную надежность специалиста силовых структур.
[Бернштейн, 1990] Термином «психофизические качества» подчеркивается целостность отражательного и моторного процесса в ходе реализации функций психики и роль моторной составляющей в механизмах интериоризации и экстериоризации в динамике развития специалиста. Присущая специалисту совокупность телесных (прежде всего моторных), физиологических и психических свойств в процессе отражения реальности, построения интегрального образа, регуляции деятельности реализуется целостно путем интеграции, понимаемой в контексте теории поуровневого построения движений и действий Н.А. Бернштейна, развитого в трудах В.П. Зинченко, Н.Д. Гордеевой, Б.М, Величковского и др.
[Величковский, 2006] Далее по тексту — психологическое обеспечение.
[Зинченко, 1994] далее по тексту — качества-детерминанты.
[Зинченко, 1982] Ипсативный, т. е. отраженный или измеряемый относительно себя. Ипсативное измерение, показывает изменения психофизических качеств до и после воздействия или соотношение уровня развития различных видов того ли иного процесса (например, память на лица в сравнении с памятью на пространственные формы и т. п.), но не может показывать, являются ли его показатели достаточно стабильными и высокими или низкими относительно общепрофессиональных норм.
[Крук, 2020] В формирующем эксперименте исключение специалистов по данным показателям не производилось в целях доказательства гипотезы в части, касающейся определения возможностей используемой системы ПЛР по их совершенствованию и определению их роли в развитии пластичных качеств-детерминант.
Литература
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., Наука, 1990. 496 c.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 448 с.
- Зинченко В.П. Человек развивающийся: очерки российской психологии 2-е изд., уточн. и доп. / Е.Б. Моргунов. М.: ТОО «Тривола», 1994. 304 c.
- Зинченко В.П. Функциональная структура действия / Н.Д. Гордеева. М: МГУ, 1982. 174 с.
- Крук В.М., Федотов А.Ю. Показатели неблагонадежности чиновников, в том числе из отставных раненых офицеров, в России начала XIX века: забытые страницы истории / Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2020). Материалы международной научно-практической конференции. СПб: СПб У ун-т МВД России, 2020. С. 19-24.
- Крук В.М., Федотов А.Ю., Середенко Г.Е. Психологические аспекты проблематики надежности (благонадежности) в законах Российской империи (1649-1881) // Человеческий капитал. 2019. № 12-2 (132). С. 58-68.
- Крук В.М., Федотов А.Ю. Системно-ситуативный анализ в практической деятельности должностных лиц психологической службы: учебно-методическое пособие. М.: НУК ИУ МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2016. 177 с.
- Крук В.М., Носс И.Н., Федотов А.Ю. Психодиагностическая оценка надежности сотрудника. Учеб. пособие для студентов вузов. Под ред. В.М. Крука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 143 с. (Сер. «Magister»)
- Кубышко В.Л., Крук В.М., Носс И.Н., Бородина Т.И. Экспериментальное обоснование модельного подхода в профессиональном психологическом отборе сотрудников правоохранительных органов. [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018(8). № 3. С. 34-47. doi: 10.17759/psylaw.2018080303
- Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: ПЕР СЭ, 2012. 352 с.
- Путин В.В. Выступление на коллегии Министерства обороны РФ [Электронный ресурс] // Стенограмма от 24 декабря 2019 г. С. 3—5. http://prezident.org/tekst/stenogramma-zasedanija-kollegii-ministerstva-oborony-24-12-2019.html (дата обращения: 31. 12. 1019).
- Томилов В.Н. Принципы формирования рациональных двигательных действий в спорте: дисс. д-ра пед. наук. СПб , 2010. 311 с.
- Федотов А.Ю. Профессионально-психологическое развитие военнослужащих подразделений специального назначения внутренних войск МВД России на основе системно-ситуативного подхода: монография. М.: Мос У МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. 128 с.
- Вахнина В.В. Психология переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях, связанных с фактом совершения преступления [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 4. С. 16–23. doi:10.17759/psylaw.2016060403
- Кубышко В.Л., Вахнина В.В., Крук В.М., Федотов А.Ю. Психологическое обеспечение стрессоустойчивости как элемента профессиональной надежности специалиста силовых структур [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 167–178. doi:10.17759/psylaw.2020100213
- Кубышко В.Л., Крук В.М., Вахнина В.В., Федотов А.Ю. Интеграция психологических и информационных технологий в рамках метода ситуативно-образного моделирования проблемных ситуаций специалистов силовых структур [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 4. С. 128–141. doi:10.17759/psylaw.2018080412
- Федотов А. Ю. Психологическое обеспечение профессиональной надежности специалиста силовых структур : автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 2020. 47 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1350
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 183
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2