Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9857Новости 1929Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психология и право - №1 / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

48 место — направление «Психология»

0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,852 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Правосознание подростков поколения центиниалов: прогностическая оценка 96

|

Бойкина Е.Э.
аспирант кафедры юридической психологии и права, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2707-3969
e-mail: katarinatapfer@gmail.com

Чернов В.А.
магистр психологии, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5189-6455
e-mail: che_va93@mail.ru

Аннотация

Подростковый возраст — сензитивный период для формирования основ правосознания на пути к становлению правовой культуры взрослого человека. В статье анализируются прогностические риски становления правосознания человека в перспективе на ближайшие 10-20 лет с использованием подхода современных теорий поколенческих когорт. С целью «детальной прорисовки» прогнозируемого образа взрослого человека 2030-2040 гг. представлены результаты одиннадцати исследований (центиниалы, айдженеры, хоумлендеры, цифровые аборигены и др.). Сопоставляются спорные характеристики представителей данных поколений, имеющие потенциал воздействия на процесс становления правосознания: понятие авторитета, новые формы коммуникации и обучения, гедонизм, мультизадачность, горизонт планирования, семейные ценности и др. Ряд характеристик современного поколения сопоставляется с основополагающими элементами структурно-функциональной модели правосознания (Ратинов А.Р.), в частности, с точки зрения ряда систем: когнитивной, регулятивной и оценивания. Приводится критическая оценка постулатов теорий поколений, анализируются общие тенденции взаимодействия поколений под углом зрения правовой социализации.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Андрианов М.С. Психологические механизмы и периодизация процесса правовой социализации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 1. C. 1-7. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n1/58284.shtml (дата обращения: 05.02.2020).
  2. Арщинова В.В., Кузнецова Н.В. Становление правосознания в картине мира подростков // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета. 2014. № 11. С. 20-27
  3. Бехтер А.А. Прогнозирование в работе психолога: возможности диагностики и развития: учеб.-метод. пособие / А.А. Бехтер; Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет». Хабаровск: Изд-во ТОГУ-, 2017. - 71 с.
  4. Богачева Н.В., Сивак, Е.В. Мифы о «поколении Z». - М.: НИУ ВШЭ. 2019. - 56 с.
  5. Волков Д. Поколение терпимых и независимых [Электронный ресурс] / Сайт «Левада Центр» 20.06.2017. URL: https://www.levada.ru/2017/06/20/pokolenie-terpimyh-i-nezavisimyh/ (дата обращения: 8.05.2020).
  6. Все по тегу Поколение Z [Электронный ресурс] / Сайт «Mel.fm». URL: https://mel.fm/pokoleniye-z (дата обращения: 10.05.2020).
  7. Гаврилова А.В. Социально-психологические особенности ментальности «нового поколения» [Электронный ресурс] / Вестник удмуртского университета. 2016. Т. 26. № 2. С. 58-63. URL: http://journals.udsu.ru/philosophy-psychology-pedagogy/article/view/2734 (дата обращения: 12.05.2020).
  8. Глисков А.А., Садовский М.Г. Феномен правосознания подростка [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-pravosoznaniya-podrostka (дата обращения: 03.05.2020).
  9. Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация: аналитический обзор / О.А. Гулевич, Е.О. Голынчик. - М.: Ин-т психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, 2003. -270 с.
  10. Дворянчиков Н.В., Савкина И.А. Исследование особенностей правосознания несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39933.shtml (дата обращения: 15.06.2020).
  11. Иванченко В.А., Козлова Ю.А. Дефекты правовой социализации личности и способы их профилактики в подростковом возрасте // Сегменты социально-педагогической сферы: монография: в 2 т. Ч. 3. Т. 1 / Под. ред. Е.Н. Белоус, М.А. Ерофеевой. -Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2015. С. 179-193
  12. Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи [Электронный ресурс]. URL: https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158487.phtml (дата обращения: 08.05.2020).
  13. Красник В.С., Евстафеева Е.А. Психолого-правовой подход к изучению структуры правосознания // Вестник ЧелГУ. 2013. № 5 (296). С. 20-25.
  14. Лидак Л.В. Формирование правового сознания подростков: методология и феноменология // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 4 (68). С. 238-242.
  15. Орлова О.А. Правосознание современных подростков // Амурский вестник. 2017. № 2. С. 84-89.
  16. Осипов М.Ю. Основные факторы, влияющие на правосознание и правомерное поведение // Юридические записки. 2013. № 1. С. 9-16.
  17. Панченко Т.С. Возрастные особенности как фактор формирования правосознания личности // Гуманитарный вектор. Серия: «Педагогика. Психология». 2014. № 1 (37), С. 143-148.
  18. Радаев В.В. Миллениалы: Как меняется российское общество / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -М.: Изд. дом «Высшей школы экономики», 2019. -224 с.
  19. Ратинов А.Р. Избранные труды / Сост. М.В. Кроз, Н.А. Ратинова; предисловие О.Д. Ситковская; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М. 2016. 212 с.
  20. Россия в цифрах. 2020: Крат. стат. сб./Росстат. -M., 2020. -550 с.
  21. Твенге Дж.М. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни и что это значит для всех остальных / Пер. с англ. А. Толмачев.- М.: РипполКлассик-, 2019. -406 с.
  22. Чернобродов Е.Р. Психологические аспекты правосознания подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3 (67), С. 181-184.
  23. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: учебник для вузов / Г.Г. Шиханцов. 2-е -изд. -М.: Зерцало-М, 2006. -272 с.
  24. Beall G. 8 Key Differences between Gen Z and Millennials [Электронный ресурс]. URL: https://www.huffpost.com/entry/8-key-differences-between_b_12814200 (дата обращения: 8.05.2020).
  25. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants Part 1 [Электронный ресурс] // On the Horizon. 2001. Vol. 9. Issue 5. P. 1-6. DOI: 10.1108/10748120110424816
  26. Seemiller C., Grace M. Generation Z:Educating and Engaging in the Next Generation of Students [Электронный ресурс] // About Campus. 2017. Vol. 22. Iss. 3. P. 21-26. DOI: 10.1002/ABC.21293
 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика