Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 138Рубрики 53Авторы 10240Новости 1978Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психология и право - №4 / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Сравнительный анализ постинтернатной адаптации выпускников из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: двадцать лет спустя 104

|

Семья Г.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698
e-mail: gvsemia@yandex.ru

Аннотация

В статье анализируются результаты сравнительного анализа постинтернатной адаптации выпускников детских домов 2001 (N=968) и 2021 (N=1792) годов. В связи с активным развитием семейных форм устройства детей-сирот в выборку 2021 года включены выпускники из замещающих семей (N=1413). Исследование проводилось по анкете 2001 года, содержащей вопросы, касающиеся основных сторон жизни после выпуска: жизненные ценности и планы на будущее; образование; трудоустройство; семейная жизнь; организация своего досуга; асоциальное поведение, с поправками на реалии сегодняшнего законодательства. Показаны изменения, произошедшие за 20 лет в государственной политике в отношении детей-сирот и выпускников из их числа. Значимые изменения наблюдаются в субъективной оценке выпускниками своей готовности к самостоятельной жизни и их психологическом самочувствии. Сравнительный анализ выявил количественные изменения в разных сферах жизни за этот период, однако сам перечень проблем выпускников остался без изменения. Неожиданным результатом оказалось отсутствие ожидаемых значимых различий по ряду показателей в адаптации выпускников организаций для детей-сирот и из замещающих семей 2021 года, которое может быть объяснено тем фактом, что приемные родители в основном не готовят приемных детей к самостоятельной жизни, в то время как специалисты организаций для детей-сирот сопровождают своих выпускников до 23 лет.

Ключевые слова: выпускник, организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающая семья, детский дом, адаптация, самостоятельная жизнь

Рубрика: Ювенальная юридическая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110403

Финансирование. Исследование выполнено в рамках госзадания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-03 от 11.06.2021 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».

Благодарности. Автор благодарит за помощь в обработке статистических данных, готовность к обсуждению и анализу Зайцева Г.О., к. ф-м н.

Получена: 31.10.2021

Принята в печать: 10.11.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки2015. № 1. С. 6—15.
  2. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Проявления самостоятельности у выпускника детского дома: взгляд специалиста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки2016. № 4. С. 123—137
  3. Бобылева И.А., Заводилкина О.В.Русаковская О.А. Тренировочная квартира как формирующая среда для детей-сирот с ОВЗ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки2018. № 3. С. 60—74.
  4. Доклад по итогам мониторинга эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017. Том 1 / Науч. ред. В.В. Рубцов, Г.В. Семья. М., 2018.
  5. Зайцева Н.Г., Семья Г.В. Система поддержки выпускников, выходящих из-под государственной опеки: зарубежный опыт // Вестник МГАДА. 2012. № 1(13). С. 24—42
  6. Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н., Семья Г.В. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: БФ «Слово», 1999. 144 с.
  7. Майоров Н.А., Чепурных Е.Е., Лебедев О.Е., Семья Г.В. Социализация и образование социальных сирот. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей: доклад. М.: Интеллект-центр. 2002.
  8. Маркелов К.А. Роль детских домов в успешной социализации детей-сирот // Вестник Тывинского государственного университета. 2016. № 8. С. 89—96.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70661542/ (дата обращения: 02.11.2021).
  10. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Развитие личности. 2004. № 1. С. 28—46.
  11. Семья Г.В. Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации и замещающей семьи // Психологическая наука и образование. № 3. 2009. С. 24—31.
  12. Семья Г.В. Условия психологической и социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М, 2011. 136 с.
  13. Семья Г.В., Головань А.И., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г.. Результаты проведения статистического и психологического исследования положения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве / Науч. ред. Г.В. Семья. М. 2014. 140 c.
  14. Семья Г.В., Телицина А.Ю. Роль некоммерческих организаций и института добровольчества в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 168—183.
  15. Семья Г.В. Жизнеустройство и сопровождение в постинтернате лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2012. 128 с.
  16. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71684480/#friends (дата обращения: 02.05.2021).
  17. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10135206/ (дата обращения: 02.11.2021).
  18. Цветкова И.А. Особенности ресоциализации выпускников сиротских учреждений: дисс. … канд. соц. наук. Казань, 2016.
  19. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации выпускников интернатных учреждений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки2010. № 1. С. 5—11.
  20. Шульга Т.ИСоциально-психологические проблемы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки2013. № 3. С. 68—75.
  21. Gabriel T., Keller S., Bombach C. Vulnerability and Well-Being Decades After Leaving Care // Frontiers in Psychology. 2012. Vol. 12. P. 1–11. doi:10.3389/fpsyg.2021.577450
  22. Gates L. B., S Pearlmutter., Keenan K., Divver C., Gorroochurn P. Career readiness programming for youth in foster care. Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 89. P.152—164. doi:https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.04.003.
  23. Häggman-Laitila А., Salokekkilä P., Karki S. Transition to adult life of young people leaving foster care: A qualitative systematic review [Электронный ресурс] // Children and Youth Services Review. 2018. Vol. 95. P. 134–143. doi:10.1016/j.childyouth.2018.08.017.
  24. McGuire A., Jackson Y. Dimensions of maltreatment and academic outcomes for youth in foster care [Электронный ресурс] // Child Abuse & Neglect. 2018. Vol. 84. P. 82—94. doi:10.1016/j.chiabu.2018.07.029.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика