Клиническая и специальная психология
2017. Том 6. № 1. С. 157–162
doi:10.17759/cpse.2017060110
ISSN: 2304-0394 (online)
Рецензия на монографию «Дом как жизненная среда человека»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: монография, домашняя среда, психологическое исследование
Рубрика издания: Книжное обозрение
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060110
Для цитаты: Вачков И.В. Рецензия на монографию «Дом как жизненная среда человека» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 1. С. 157–162. DOI: 10.17759/cpse.2017060110
Полный текст
Иногда кажется удивительным, насколько мало изучены и научно объяснены самые обычные, знакомые каждому, в общем-то, обыденные явления и отношения: казалось бы, в силу их привычности они доступны наблюдению и исследованию, но почему же они так трудно поддаются операционализации и интерпретации?..
Вот, например, дом и отношение человека к нему – тема исследования, по-житейски близкая многим, если не каждому, но так мало изученная в социальных науках и тем более – в психологии. Очевидно, что дом – одно из наиболее значимых пространств для получения опыта и развития, любви и защиты, отдыха и восстановления сил. Человека связывают с домом прочные и в то же время очень динамичные отношения, которые сопровождают его всю жизнь вне зависимости от того, находится ли человек в границах жилого пространства здесь и сейчас или же разлучен с домом. Образ дома и отношение к нему есть всегда, даже тогда, когда человек теряет дом. А значимость и ценность дома для его хозяина не исчерпываются убранством и мерой комфортности жилища.
Вопреки актуальности и досягаемости темы взаимоотношений «человек – дом» как предмета исследования, парадоксальным образом психологическая картина этих отношений остается мозаичной и бессистемной: существуют дискретные исследования лишь отдельных ее элементов, например, дома в контексте семейного микроклимата, девиантных форм взаимодействия человека с ним (побеги, вандализм, бродяжничество), дома как предмета потребительского поведения, в то время как целостное представление о роли дома в жизни человека, о его психологической ресурсности, о содержании, динамике и мотивах любви к нему отсутствует.
Рецензируемая монография «Дом как жизненная среда человека»
восполняет этот пробел. Монография является результатом труда научного
коллектива, руководимого известным специалистом в области психологии среды и
основателем субъектно-средового подхода, профессором С.К. Нартовой-Бочавер. А
соавторы –
А.А. Бочавер, Н.С. Дмитриева и С.И. Резниченко – в недавнем прошлом
ученики
С.К. Нартовой-Бочавер, а ныне – квалифицированные специалисты в психологии
личности и психологии среды.
В работе дом рассматривается как многогранный, комплексный объект, включающий функциональный (дом с его предметно-пространственными характеристиками, позволяющий или запрещающий разные виды активности), смысловой (дом как носитель личностных смыслов), эмоциональный (дом как источник переживания разнообразных эмоций) и, наконец, социальный (дом как место семейного взаимодействия) аспекты. В качестве исходного положения авторами справедливо постулируется эссенциальность дома как первичной жизненной среды человека, поддерживающей психологическое благополучие и определяющей его социальное взаимодействие, индивидуальность, эффективность совладания со сложными жизненными ситуациями и успешность в решении возрастных задач развития. Акцент на ресурсной функции дома поставил перед авторами и другую актуальную задачу: изучить взаимоотношения человека и его дома с учетом разнообразных субъектных качеств – начиная от возраста и пола и кончая глубоко индивидуальными характеристиками, например, уровнем тревожности или самооценкой.
Широта феноменологического поля предмета исследования и методологическая сложность его изучения определяют логику структуры монографии: от определения и описания центральных понятий (дом, домашняя среда, жилище) и концептуальных основ и алгоритмов исследования взаимоотношений человека и его жизненной среды – к изложению полученной каждым из авторов фактологии о конкретных феноменах этих взаимоотношений.
Первая глава кратко знакомит читателя с основными подходами и направлениями исследований взаимодействия человека и его жизненной среды в русле различных гуманитарных дисциплин – экологии, культурологии, этнографии, социальной антропологии и других. Глава посвящена также и проблеме полисемантичности понятий «дом» и «домашняя среда», даются рабочие определения ключевым понятиям. Здесь представлен и краткий кросскультурный анализ обустройства и значения в целом жилища для россиянина и жителей других стран. Например, интересно, что если для жителей Великобритании ритуальным местом отдыха и проведения свободного времени является паб, то для русского человека таким сакральным местом становится дача. Будучи апологетами субъектно-средового подхода, авторы касаются и более субъективных процессов и форм взаимодействия человека с домом, например, персонализации (обживания, индивидуализации), сигнификации (маркировки, «оличивания») дома; обсуждается взаимосвязь избирательности человека к определенным характеристикам дома и состояния его мотивационнно-потребностной сферы.
Вторая глава посвящена методологии изучения взаимоотношений человека с его домом. Здесь раскрыты как общеметодологические принципы, которыми руководствовались авторы в своих исследованиях, так и конкретные положения субъектно-средового подхода. В качестве базовой предлагается идея о том, что взаимоотношения человека и его домашней среды могут быть системно измерены и оценены, если изучать одновременно несколько уровней этих взаимоотношений: объектный – до-психологические, физические качества жилища, составляющие его функциональность; промежуточный субъектно-объектный – уровень, который задан степенью соответствия, или релевантности, функций жилища потребностям его обитателя и, наконец, субъектный – личностные переживания и чувства по отношению к дому, смыслы дома. Выделенные авторами уровни изучения взаимодействия в системе «человек–дом» определили рождение трех оригинальных авторских опросников – «Функциональность домашней среды», «Релевантность домашней среды» и «Привязанность к дому». В главе приводится детальное описание процедур разработки, апробации и психометрической подготовки инструментария, изложены перспективы и ограничения применения методик, даны стимульный материал, «ключи» и коридоры значений для каждого из опросников.
Третья глава открывает серию эмпирических исследований вопросом: для чего человеку нужен дом, какие потребности он удовлетворяет? На основе результатов анализа представлений людей о смыслах и наиболее важных характеристиках дома автор главы А.А. Бочавер выделяет четыре образа дома. Универсальный образ дома раскрывает его возможности в удовлетворении базовых потребностей – в безопасности, в чувстве родового гнезда, в стабильности. Повседневный образ дома складывается из представлений о возможностях близкого и тесного взаимодействия с родными людьми и удовлетворения повседневных физиологических потребностей. Динамический образ включает возможность удовлетворения творческих, эстетических и познавательных потребностей в пределах домашней среды. Наконец, образ воображаемого дома – представление человека об идеальном с точки зрения функциональности домашнем пространстве, наиболее точно соответствующем его образу жизни.
В четвертой главе фокус внимания автора Н.С. Дмитриевой направлен на изучение дружественных моделей дома у подростков, находящихся в разных контекстах развития. На основе данных четырех групп подростков – учеников столичных общеобразовательных школ, гимназистов, воспитанников детских домов и сельских жителей – получены любопытные выводы о том, какими функциональными характеристиками должен обладать дом, чтобы стать для подростка ресурсом поддержания психологического благополучия. Так, обнаружено, что для позитивного функционирования школьников важно, чтобы дом был эргономичным и позволял демонстрировать другим людям их достижения, взгляды и убеждения, а для благополучия гимназистов более значимы возможности контролировать и трансформировать домашнюю среду под собственные нужды. Между тем, функциональные возможности дома в меньшей степени являются источником поддержки психологического благополучия и аутентичности у сельских подростков, что, по мнению автора, связано с ориентацией сельских подростков на смену места жительства в пользу более разнообразной и динамичной городской среды, а значит, с оценкой актуального жилища как конечного ресурсного жизненного пространства. У подростков-сирот превалируют идеализированные представления о своем доме, высокая чувствительность к функциональным возможностям жилой среды и вместе с тем достаточно скромный вклад их жизненной среды в психологическое здоровье. В главе также описана гендерная специфика роли дружественности домашней среды в поддержании благополучия и аутентичности подростков, отражающая факт, что дружественный, или отвечающий потребностям дом, больше поддерживает девочек, чем мальчиков.
Пятая глава собрала воедино сразу несколько новаторских тем, разрабатываемых ее автором – С.К. Нартовой-Бочавер – и представляет собой обсуждение результатов трехсерийного фундаментального исследования влияния образов реального и идеального дома на психологическое благополучие, психологическую суверенность и личностную защищенность студенческой молодежи. Вполне ожидаемым оказывается вывод о том, что образ реального дома вносит бóльший вклад в психологическое благополучие молодых людей, чем образ идеального дома, поскольку последний, являясь эталонной моделью, обретает значимость только при сопоставлении с актуальной жилой средой. В этой связи неудивительно, что несоответствие между наличествующей домашней средой и идеальным образом дома отрицательно сказывается на психологической комфортности личности. Описываются также и интересные гендерные тенденции: для обретения психологического благополучия девушки стремятся совершенствовать свой реальный дом, в то время как юноши обращаются к мечтам об идеальном доме. Что касается связей между качествами дома и способностью защищать свои личностные границы, или суверенностью, то они контекстуальны и действуют по гомеостатическому принципу: люди со слабыми личностными границами стремятся компенсировать недостаток психологической суверенности и защитить себя за счет ресурсов домашней среды, в то время как сверхсуверенные люди, имея прочные внутренние границы, в меньшей степени восприимчивы к средовым возможностям. Наконец, дом поддерживает личностную защищенность, причем сильнее – у юношей, чем у девушек; юноши-студенты в целом более восприимчивы к позитивному воздействию своего дома и игнорируют отрицательные моменты бытия.
Заключительная глава монографии посвящена анализу субъектного уровня взаимоотношений между человеком и жизненной средой на разных возрастных этапах жизненного пути. В качестве феномена и эмпирического конструкта, отражающего личностное отношение человека к его дому, С.И. Резниченко предлагает привязанность к дому – положительную эмоциональную связь человека с домом и предпочтение его другим средам. В главе обсуждается, какие именно функции реального и идеального образов дома формируют привязанность к дому. Раскрыта динамика и содержание переживания привязанности к дому в разных возрастах (подростки, представители ранней, средней и поздней взрослости) и у представителей разного пола. Получены выводы о том, что привязанность к дому обладает мощным валеологическим потенциалом, а ресурсная сила привязанности зависит от стадии жизненного пути. Приведены новые интересные данные о том, что привязанность к дому преимущественно мотивируется функциональным статусом дома – тем, насколько дом позволяет человеку жить в комфорте и выполнять различную деятельность; в то время как отчуждение от дома связано с негативными эмоциями и несоответствием образа и содержания дома личностным смыслам и жизненным целям человека.
В конце книги приложен глоссарий основных терминов, используемых в тексте. Монография написана понятным, живым языком, выводы и их интерпретация сопровождаются большим количеством цитат, примеров, метафор и рисунков, что делает книгу привлекательной и интересной не только для специалистов в области психологии среды, социальной и возрастной психологии, но и для широкого круга читателей, интересующихся тем, почему человек нуждается в чувстве дома и как усилить его ресурсные функции.
Нартова-Бочавер С.К., Бочавер А.А., Дмитриева Н.С., Резниченко С.И. Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование. Монография / Отв. ред. С.К. Нартова-Бочавер. М.: Памятники исторической мысли, 2016. 220 c. ISBN 978-5-88451-351-8.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2662
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 21
Скачиваний
Всего: 884
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0