Распространенность депрессии среди населения констатируется на уровне 8-12%. Всемирная организация здравоохранения признает, что существующая система помощи недостаточно успешна в работе с депрессией, и отдает приоритет онлайн- методам - доступным широкому кругу и за счет анонимности позволяющим преодолеть проблему стигматизации людей с депрессией. В статье рассмотрены актуальные тенденции использования средств онлайн-диагностики (мобильные приложения и специальные гаджеты), анализа цифровых следов в социальных медиа для выявления групп риска в отношении депрессии. Представлено описание содержания онлайн-профилактических программ, приведены данные об их эффективности, области применения, преимуществах и ограничениях. Перспектива исследований состоит в изучении механизмов и выявлении конкретных компонентов программ, связанных с профилактическим эффектом, а также возможностей применения онлайн-методов для работы с другими психическими расстройствами.
Депрессия - ведущее по распространенности заболевание, наблюдаемое у 8-12% населения [Kessler, 2003]. В мире от этого заболевания страдают более 300 миллионов жителей [UN health agency, 2017], причем женщины заболевают почти в два раза чаще мужчин [Kuehner, 2003].
Экономическая стоимость депрессивных расстройств, связанная с расходами на лечение и трудовыми издержками, по данным 2007 года, оценивалась в 136,3 миллионов евро. Поскольку психическое благополучие является ключевым ресурсом для обучения, рабочей продуктивности и активного долголетия, инвестиции в профилактическую помощь населению являются необходимой и приоритетной мерой для любого государства.
Согласно отчету Европейского регионального бюро ВОЗ (в которое входит Российская Федерация) за 2016 год существующая система здравоохранения не вполне успешна в работе с депрессией и остро нуждается в дополнении доказательных подходов к ее лечению стратегией поддержки и профилактики общественного здоровья. H.U. Wittchen и коллеги [Wittchen, 2000] пишут, что только 10% из 4 миллионов человек, которые ежегодно страдают от депрессии, адекватно лечатся в хорошо функционирующей системе здравоохранения. Поэтому на сегодняшний день во всем мире прилагают существенные усилия, чтобы сделать лечение и профилактику депрессии более доступными.
В соответствии с рекомендациями ВОЗ программы профилактики депрессии, развивающие навыки совладающего поведения и саморегуляции, должны отвечать требованиям эффективности и экономичности, предоставлять возможности получать измеряемые результаты по итогам их прохождения и минимально зависеть от вовлеченности специалистов в непосредственную работу. Они должны фокусироваться не только на помощи людям с уже развившимися признаками депрессии, но и выявлять ранние признаки заболевания и группы риска. Результаты исследований показывают, что благодаря мерам профилактики заболеваемость депрессией может быть снижена на 15-35%, а профилактические мероприятия в формате пошаговых программ показывают успешность в снижении заболеваемости на 50% и сохранении этого эффекта в течение двух лет [Brugha, 2000; Van Zoonen, 2014].
Этим критериям наиболее полно соответствуют руководства по самопомощи, онлайн-платформы с полными гидами по лечению и мобильные приложения. Эти методы профилактики и лечения депрессии также помогают преодолеть проблему стигматизации людей с психическими расстройствами, поскольку предоставляют возможность анонимного и безопасного получения помощи.
Возможность еще более широкого распространения и персонализации профилактических мер и выявления групп риска в отношении депрессии в настоящее время связывают с выходом в пространство социальных интернет- сетей (далее - социальные сети), охватывающих более 1,5 миллиардов пользователей. Социальные сети рассматриваются исследователями как уникальный источник информации об индивидах и их социальных отношениях, а современные способы анализа данных позволяют строить точные предсказательные модели поведения человека. В эпоху цифровой социализации и активного использования социальных сетей молодыми людьми такие данные становятся особенно актуальными [Вачкова, 2014; Солдатова, 2018].
Рассмотрим, какие подходы реализованы на сегодняшний день в области профилактики и лечения депрессии онлайн. Описание подходов будет опираться на следующую структуру: блог диагностики наличия депрессии и выявления групп риска, блок интервенций для лечения или профилактики депрессии, блок оценки эффективности программы (если представлен).
Инструменты онлайн-диагностики депрессии
Онлайн-диагностика депрессии служит трем целям: выявлению групп риска в отношении депрессии, исследованию факторов риска в контексте эпидемиологических исследований, а также оценке эффективности программ профилактики и лечения депрессии [Buntrock, 2016; Muñoz, 2010]. В последние десятилетия данная область знаний получила активное развитие.
Традиционно в онлайн-диагностике используются автоматизированные стандартные опросные методы. Однако тенденцией последних лет становится обращение к анализу больших данных, отражающих поведение пользователей в социальных сетях, а также собранных посредством различных гаджетов, фиксирующих показатели психоэмоционального и физиологического состояния, параметры повседневной активности. Также разрабатываются приложения для мониторинга настроения и анализа экспрессии (мимики, голоса), являющиеся косвенными маркерами депрессии [Dao; Farhan, 2016; Mowery, 2016; Park, 2012; Zhu, 2016]. Опора на такие данные в сопоставлении с результатами самоотчетов позволяет повысить объективность и точность диагностики.
Наибольший массив данных на сегодняшний день накоплен на материалах анализа цифровых следов пользователей социальных медиа. Так, было установлено, что негативные эмоциональные выражения, используемые при обновлении статуса в социальных сетях на протяжении последних 9-10 месяцев, связаны с низкой удовлетворенностью жизнью и низким уровнем субъективного благополучия [Liu, 2015]. H.A. Schwartz с коллегами [Schwartz, 2016] также показали, что индивидуальное благополучие как комплексный показатель не только хорошего настроения, но и хорошего физического и психического здоровья, предсказывается по анализу обновлений статуса Facebook. В исследовании J. Wee и соавторов [Wee, 2017] представления о связи активности пользователей Facebook и депрессии были уточнены: было показано, что модерирующей переменной является нейротизм. Только если уровень нейротизма достигает определенных показателей, депрессия становится отрицательно связана с поведением в Фейсбуке - проведением трансляций, количеством лайков, комментариев, хэштегов.
В работе A.G. Reece, C.M. Danforth [Reece, 2017] выявлялись маркеры депрессии в результате анализа фотографий в Instagram. Метод применялся на 43 950 фотографиях 166 людей с клинической депрессией до и после получения диагноза. Результаты превзошли средний уровень успешной диагностики депрессии. Авторы показали, что по фотографиям пользователей Instagram можно предсказывать развитие заболевания у отдельных пользователей, анализируя характеристики самого изображения (цвет, яркость, наличие людей на фото, применение фильтров Instagram), а также метаданные, такие как время публикации, количество лайков и комментариев.
В исследовании по предсказанию депрессии по сообщениям в Twitter [Choudhury] авторы анализировали сообщения людей с подтвержденным диагнозом клинической депрессии, написанные в течение года перед получением данного диагноза. Это позволило обнаружить характерные признаки появления и прогрессирования данного заболевания у пользователей. Так, у многих испытуемых наблюдались снижение активности в социальной сети, появление негативной тональности и религиозной увлеченности.
Возможность выявления депрессии у индивида посредством анализа цифровых следов в Twitter, Facebook, Reddit также подтвердили J. Park и соавторы [Park, 2012], A. Yates [Yates]. E.M. Seabrook и коллеги [Seabrook, 2018] с помощью приложения MoodPrism проанализировали обновления статусов у пользователей Facebook и Twitter и оценили у них выраженность депрессии. Оценивалась средняя доля слов, выражающих положительные и отрицательные эмоции, а также их изменчивость. Было установлено, что изменчивость в использовании слов, выражающих отрицательные эмоции, может быть простым и точным средством для диагностики депрессии пользователей социальных сетей. Однако для разных социальных медиа прогноз будет разным: для пользователей Facebook этот показатель является предиктором более тяжелой депрессии, а для пользователей Twitter - более легкой. C. Zhu и соавторы [Zhu, 2016] также изучали слова, местоимения и пунктуацию, используемые пользователями Facebook, и показали, что модели анализа способны обнаружить психический статус пользователей и прогнозировать депрессию. Однако точность подобных моделей еще предстоит подробнее изучить.
Развитие методов онлайн-диагностики осуществляется также в направлении сбора объективных данных с помощью специальных устройств и приложений в дополнении к результатам классической психодиагностики и анализа цифровых следов.
A.A. Farhan и коллеги [Farhan, 2016] изучали возможность скрининга депрессии при помощи данных с сенсоров различных мобильных устройств. Приложение собирало данные о местоположении и физической активности пациента. Данные, собранные при помощи приложения, работающего в фоновом режиме, были соотнесены с результатами Опросника здоровья пациента (PHQ-9) (опросник на определение уровня депрессии, заполнялся 1 раз в 2 недели), а также с оценкой врача- клинициста. Результаты показали значимую связь между взаимодействием с девайсами и показателями шкал опросника.
M. Tasnim и коллеги [Tasnim, 2016] разработали портативный прибор, позволяющий собирать и анализировать данные онлайн и включающий систему поддержки пациентов с депрессией. Измеряются пульс, продолжительность и качество сна, местоположение, социальные действия (связь через телефон, электронная почта, социальная сеть). Интенсивность последних отражает степень тяжести депрессии: количество и продолжительность контактов офлайн снижается, а общения по телефону - по мере роста тяжести депрессии - увеличивается.
T. Alhanai, M. Ghassemi, J. Glass [AlhanaiT., Ghassemi, 2018] представили результаты тестирования автоматизированного алгоритма, который моделирует интервью между специалистом и пациентом и с помощью нейронной сети обучается диагностике депрессии на последовательности вопросов и ответов (метод, используемый в приложениях обработки речи). В исследование были включены данные письменного и устного скрининга депрессии у 142 людей. Алгоритм, опираясь на словоупотребление, тон голоса и паузы между словами, показал 77% точность выявления депрессии. Причем для достижения положительного результата на письменном диалоге было достаточно всего семи вопросов и ответов, а на устном - около 30.
A. Haque и соавторы [Haque, 2018] показали, что распознавание речи, компьютерное зрение и обработка естественного языка могут быть объединены для выявления депрессии. В исследовании использовались 3D выражения лица и разговорная речь, обычная для коммуникации по мобильному телефону. Метод продемонстрировал среднюю ошибку 3,67 балла (15,3%) по шкале Опросника здоровья пациента (PHQ). Для выявления серьезных депрессивных расстройств модель показала чувствительность 83,3%. Утверждается, что данная технология может быть применена на мобильных телефонах, что обеспечит недорогой и универсальный доступ к психиатрической помощи.
Интервенции в онлайн-профилактике депрессии
Профилактические меры в отношении депрессии направлены главным образом на развитие навыков совладания и самоменеджмента у людей из групп риска. Выделяются три типа профилактических мероприятий: 1) универсальные, направленные на всю популяцию, 2) избирательные, направленные на группы риска, 3) индикативные, направленные на людей с выраженными депрессивными симптомами, но еще не попадающими под клинические критерии депрессии. Форматы организации профилактических мероприятий обусловлены в большей степени социоэкономическими условиями, в которых они применяются. Традиционно профилактика депрессии реализуется в рамках двух форматов.
1. Посредством личного контакта со специально обученными людьми, как правило, представителями помогающих профессий. Такой формат предусматривает личный и групповой варианты работы и чаще ограничивается 4-8 сессиями длительностью 60-90 минут. Недостатком формата можно считать его высокую стоимость: требуются вложения для подготовки и обучения специалистов, чья пропускная способность ограничена максимальным размером группы, допустимым в зависимости от выбранной методологии.
2. Посредством инструментов самопомощи, чаще всего реализуемых в интернете и распространяемых через доступные технические средства - стационарные компьютеры, мобильные телефоны, планшеты [Giosan, 2016]. Большим преимуществом этих инструментов можно назвать масштабируемость, относительно низкую стоимость разработки и доступность для большинства пользователей интернета. Однако у данного формата есть ограничение, связанное с меньшей способностью таких решений удерживать и вовлекать пользователей, по сравнению с очной работой со специалистом. Кроме того, такие инструменты являются универсальными и не всегда учитывают индивидуальную специфику и опыт пользователей, в связи с чем достигаемый эффект нельзя назвать достаточно управляемым.
Смешанный формат профилактических мероприятий является компромиссным: он подразумевает освоение инструментов самопомощи населением при минимальном участии специалистов. Это обеспечивает лучшую вовлеченность пользователей при меньших трудозатратах специалистов, частично делегирующих свои рутинные обязанности компьютерным системам [Pecina, 2017].
В литературе представлены довольно разнообразные подходы к онлайн- интервенциям, направленным на профилактику депрессии. Они могут включать как автоматизированные сценарии, так и проводиться с участием специалиста, с модерацией, с социализацией и общением с другими пользователями.
Среди наиболее часто встречающихся типов интервенций представлены как психологические методы (когнитивно-поведенческая психотерапия и поведенческая активация, библиотерапия, практика осознанности, навыки эффективной коммуникации, активного совладания, решения личностных и межличностных проблем, оптимистичного мышления, релаксации и контроля дыхания), так и непсихологические (развлечения, забота о домашнем пространстве, климат в коллективе, физические упражнения, питание и БАД).
В русскоязычной литературе наиболее полный анализ кибертерапии, е-консультирования принадлежит В.Ю. Меновщикову [Совков С.В, 2013]. Автор подробно рассматривает возможности и ограничения помощи посредством интернет- технологий, включающих как средства дистанционной коммуникации, так и программы самопомощи и самодиагностики. В работе В.Г. Иванова и соавторов [Иванов, 2017] обсуждаются основные области и проблемы применения современных информационно-коммуникационных технологий в психотерапевтической и психологической практике, особенности использования телепсихиатрии и социальных сетей. Показано, что компьютерные технологии могут быть использованы даже терапевтами, не обладающими специальными знаниями высоких технологий. При этом говорится о необходимости адаптации разработанных онлайн-программ и проведения качественной стандартизации исследования психологических и поведенческих интернет-вмешательств.
8. Meyer и коллеги [Meyer, 2009] разработали онлайн-программу Deprexis, которая включает в себя терапевтические подходы: поведенческую активацию, когнитивную реструктуризацию, упражнения на развитие осознанности и принятие ситуации, а также обучение социальным навыкам. Программа рассчитана на 9 недель и включает в себя 10 модулей, представляющих различные психотерапевтические подходы, плюс один вводный и один заключительный модули: активация, когнитивная модификация, практики осознанности и принятие, внутриличностные навыки, расслабление, физический опыт и изменение стиля жизни, решение проблем, проработка детского опыта, позитивная психология, работа с мечтами и эмоционально-фокусированные интервенции, психологическое просвещение.
Модули организованы в виде симулированных диалогов, в которых программа объясняет и иллюстрирует концепции и методы, вовлекает пользователя в упражнения и просит выбрать тот или иной вариант ответа. Контент адаптируется к ответам пользователей, что приводит к моделированию диалога. Все модули сопровождаются иллюстрациями (например, рисунками, фотографиями, флеш- анимациями).
К. Ly и соавторы [Ly, 2012] разработали 8-недельную программу для смартфонов по поведенческой активации с минимальным контактом с терапевтом. Программа состоит из материалов по психообразованию в интернете, приложения для смартфона, а также внутренней системы коммуникации, в которой терапевт может видеть отчеты пациентов.
P.A. Arean и ее команда [Arean, 2016], а также J.A. Anguera и соавторы [Anguera, 2017] разработали и использовали три программы для сопровождения депрессии:
1) Cognitive Control App - видеоигра, которая модулирует способности когнитивного контроля и общий неврологический дефицит, наблюдаемый при депрессии;
2) Problem-Solving Therapy App - основана на терапии решения проблем, которая фокусируется на 7-шаговой модели управления настроением. В этом приложении участники выбирают цель и руководствуются 7-шаговым процессом для создания плана действий;
3) Information Control (Health Tips) - приложение предоставляет ежедневные советы для улучшения здоровья, касающиеся самообслуживания (например, «принимайте душ») или физической активности (например, «совершите прогулку»).
M.L. Ranney и коллеги [Ranney, 2016] протестировали программу краткой личной профилактической интервенции в текстовых сообщениях iDOVE для подростков с высоким уровнем риска депрессии. Текстовые сообщения были структурированы так, чтобы у участников постепенно повышалась мотивация к выявлению и изменению чувств и поведения, а также к привлечению позитивной поддержки. Каждый день участники получали автоматический вопрос о настроении, в результате ответа на него система высылала сообщение, содержащее интервенцию, направленную на поддержание или изменение настроения. Такой тип вмешательства оказался приемлемым и осуществимым в работе с подростками, был сделан вывод о том, что приложение имеет перспективы для работы с депрессивными симптомами. Участники исследования отметили, что программа была им полезна и что некоторые стратегии, предложенные программой, они с успехом смогли применить в реальной жизни.
А. Mackinnon и коллеги [Mackinnon, 2008] показали эффективность онлайн-программы, основанной на когнитивно-поведенческом подходе (сервис MoodGYM). Она содержит пять интерактивных модулей, включая когнитивную реструктуризацию, приятную активность, тренинг ассертивности, решение проблем и возможность загрузки расслабляющих сессий. Модули выпускались последовательно еженедельно. Все интерактивные упражнения были сохранены, участникам предоставлялась обратная связь по каждому модулю.
A.Z. Barrera и команда [Barrera, 2015] адаптировали программу помощи женщинам с постродовой депрессией (PDD) для использования онлайн. Эта программа основана на методах когнитивно-бихевиоральной терапии и изначально разработана для очного использования. Она направлена на то, чтобы научить женщин тому, как активно участвовать в создании здорового образа жизни для себя и новорожденных, и включает теорию социального научения, обучение управлению реальностью, теорию привязанности и социально-культурные проблемы. Онлайн- версия включает в себя текстовые/информационные страницы, короткие аудио/видеоролики, изображения младенцев и беременных женщин, а также листы участников, в которые они вводят персонализированную информацию в ответ на содержание урока. В исследовании A.Z. Barrera и коллег было показано, что для профилактики депрессии у женщин онлайн-методы показывают примерно одинаковые результаты по сравнению с очными методами. В русскоязычной литературе недостаточная выявляемость послеродовой депрессии и низкая эффективность традиционных методов лечения, а также важность внедрения современных дистантных методов работы с этой категорией пациенток обсуждается С.В. Совковым [Меновщиков, 2007].
Онлайн-работу с подростковой депрессией исследовал E.L. de Voogd и его команда [Voogd, 2016]. Они оценивали эффективность нескольких сеансов онлайн- тренировки, целью которой было повысить навыки фокусировки внимания, снизить симптомы тревоги и депрессии, а также повысить эмоциональную сопротивляемость подростков. Тренировка включала в себя видеозадания, основанные на работах S.D. Dandeneau и коллег [Dandeneau, 2007] и модифицированные в соответствии с возрастом. Участники должны были найти и выбрать единственное счастливое лицо среди лиц с негативными эмоциями (грусть, злость, страх). Также использовалась проба с точками с лицами актеров, изображавшими различные эмоции (пары «злой-нейтральный» или «нейтральный-нейтральный»). Для контроля результатов участникам давали опросник Screen for Child Anxiety Related Emotional Disorders (SCARED [Arean, 2016]) для измерения уровня тревожности, а также Children's Depression Inventory (CDI [Kovacs, 1985]) для измерения уровня депрессии. Исследование показало, что гипотеза об уменьшении отрицательного смещения внимания частично подтвердилась, однако тревожные и депрессивные симптомы при этом не уменьшились.
E.E. Ebert с коллегами [Ebert, 2014] проводили исследование эффективности программы веб-профилактики GET.ON Mood Enhancer по сравнению с обычным лечением с элементами психообразования в течение 12 месяцев. Участниками исследования были 406 взрослых людей с признаками субклинической депрессии. Теоретическим основанием работы выступила поведенческая и проблемно-ориентированная терапия. 6 сессий программы включали чтение статей (психообразовательная часть о природе депрессии и возможных методах лечения), выполнение упражнений по решению проблем и работе с тревогой, систему вознаграждений, а также интерактивные элементы (аудио, видеозаписи). Работа сопровождалась онлайн- тренерами. По сравнению с контрольной группой, получавшей обычное лечение, программа вмешательства оказалась эффективнее и позволила снизить риск возникновения депрессии или отсрочить начало первого эпизода. 55 участников (27%) в экспериментальной группе испытывали депрессию по сравнению с 84 участниками (41%) в контрольной группе. Различия были обнаружены по всем показателям, кроме физического здоровья по шкале SF-12, шкале позитивной проблемной ориентации SPSI-R и шкале беспокойства PSWQ.
Группа шведских исследователей изучала долгосрочные последствия программы интернет-профилактики рецидивов iCBT для 84 пациентов с частичной ремиссией униполярной депрессии [Holländare, 2013]. Вмешательство было основано на материале, разработанном в более раннем исследовании [Andersson, 2005] и адаптированном для предотвращения рецидивов. Помимо поведенческих и когнитивных техник работы с депрессией, в программу были включены модули о физической активности и о том, как справляться с тревогой.
Участники имели возможность варьировать прохождение модулей программы: были доступны не только 9 обязательных базовых модулей, но и 7 дополнительных, «продвинутых». На протяжении всего проекта участники обеих групп могли общаться на платформе с личным терапевтом с помощью зашифрованных электронных писем, ответы на которые давались в течение одного дня. В контрольной группе контакты по электронной почте были ограничены общей поддержкой, тогда как в группе iCBT контакты были неограниченными и содержали поддержку, ответы на конкретные вопросы, подсказки и подтверждающую обратную связь о выполнении заданий.
После вмешательства участники наблюдались в течение двух лет и проходили диагностические интервью для выявления рецидива. Спустя один год после начала наблюдения не было выявлено существенных различий в показателях ремиссии между двумя группами, однако через два года в группе iCBT отмечалась значимо более высокая доля людей с полной ремиссией по сравнению с контрольной группой (iCBT - 13,7%, контрольная - 60,9%). Результаты, представленные в этом и других исследованиях, дополняют знания о долгосрочных эффектах профилактики депрессии и ее рецидивов через интернет-вмешательства.
Оценка эффективности программ
Несмотря на то, что в приведенных выше исследованиях профилактических и терапевтических онлайн-программ демонстрируется их эффективность, существуют противоречивые данные на этот счет - от полного отсутствия эффекта до эффекта, сопоставимого с очными методами терапии.
Так, в метаанализе 15 рандомизированных контролируемых исследований онлайн-вмешательств на выборках подростков и молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет (всего 4 979 участников) с симптомами или диагнозом депрессии и тревожного расстройства было обнаружено, что использование информационных технологий более эффективно только в кратковременных воздействиях, в то время как долгосрочные эффекты остаются сомнительными из-за ограниченного числа исследований [Välimäki, 2017]. Было констатировано статистически значимое улучшение в группах вмешательства (10 исследований) в отношении симптомов депрессии сразу после завершения вмешательства (p=0,02) и через 6 месяцев (3 исследования; p=0,01).
F. Rice и коллеги [Rice, 2015] сравнили три программы профилактики депрессии: поведенческую («Мысли о вознаграждении для молодых людей»), на основе когнитивно-поведенческой терапии и практики осознанности. 256 подростков в возрасте 13-14 лет были распределены по группам в зависимости от наличия терапевта и расписания школы. Было отмечено уменьшение депрессивных симптомов в первой группе, отсутствие изменений во второй и увеличение в третьей.
F. Rice и его команда [Rice, 2014] на основании обзора 8 различных онлайн- вмешательств для лечения депрессии сделали вывод о том, что интервенции с широким когнитивно-поведенческим фокусом являются многообещающими в снижении симптоматики депрессии у молодых людей. В свой обзор они включили исследования, в которых было проведено рандомизированное контролируемое исследование; в программах использовали либо открытый доступ (неограниченный), либо привязанный к пользователю (участие только с помощью приглашения и предоставления пароля для доступа к сайту), и включали участников в возрасте от 12 до 25 лет. На основании этих критериев они взяли в анализ следующие онлайн-программы: когнитивно-бихевиоральный анализ, MoodGYM, тренировочную программу когнитивно-поведенческих навыков, SPARX, CATCH-IT, интернет-терапию решения проблем, Blues Blaster, компьютеризированное КБТ, и Master Your Mood.
В качестве профилактических программы Blues Blaster, Когнитивноповеденческий анализ, MoodGYM и CATCH-IT продемонстрировали эффективность для студентов университетов, учащихся средних школ (хотя эффекты были значительными только для участников мужского пола) и подростков, имеющих риск депрессивного расстройства.
Терапевтическая программа обучения когнитивным поведенческим навыкам, программы SPARX, компьютеризированный CBT и Master Your Mood продемонстрировали преимущество перед обычным лечением (фармакотерапией и психосоциальными услугами) и краткосрочными программами психообразования.
Было также проведено исследование по использованию библиотерапии в подобных программах [Marrs, 1995]. Был сделан вывод, что библиотерапия более эффективна для лечения легкой депрессии и не превышает эффекта от информационных брошюр, использующихся для профилактики депрессии в школах.
Отдельно стоит рассмотреть исследования факторов эффективности программ онлайн-профилактики депрессии. Можно говорить о том, что при наличии сопровождения живого специалиста вовлеченность пользователя в программу повышается [Cheng, 2012]. Даже в онлайн-формате большинство пользователей хотят живого контакта со специалистом в области ментального здоровья [Mohr, 2010]. Выделяются две группы пользователей - тех, кто с большей готовностью социализируются, общаясь в специально созданных условиях с другими пользователями, и тех, кто чаще обращается к терапевтическому контенту [D'Alfonso, 2017].
В целом все проведенные на настоящий момент исследования по оценке эффективности онлайн-программ профилактики депрессии отвечают только на вопросы о преимуществе той или иной программы и формы работы. Перспектива состоит в изучении механизмов и выявлении конкретных компонентов программ, связанных с профилактическим эффектом. Также исследователи поднимают вопросы о других возможных областях использования таких программ - например, для предотвращения рецидивов биполярного расстройства, как это было предложено C. Barnes и соавторами [Barnes, 2007], а также о других технических возможностях профилактики, например, на платформе мобильных телефонов [Holländare, 2013].
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие и распространение онлайн- методов профилактики и лечения депрессии позволят более эффективно работать с депрессией даже с теми группами населения, которые по каким-либо причинам не могут проходить очное лечение, а также обеспечат долговременное сопровождение после окончания курса лечения.
Анализ больших данных о поведении пользователей в социальных сетях, а также собранных посредством электронных девайсов, заложенных в диагностикомониторинговую часть онлайн-программ, способствует повышению объективности и точности выявления людей групп риска.
Существующие интернет-платформы и мобильные приложения позволяют реализовать разнообразные подходы, включающие автоматизированные сценарии, и смешанные (с участием специалиста) - с модерацией, социализацией и общением с другими пользователями. Преимущественно профилактические интервенции направлены на развитие навыков совладания, решения проблем и самоменеджмента. Результаты исследований эффективности таких программ пока противоречивы, но содержат достаточно большой корпус свидетельств в их пользу. С большой вероятностью данные противоречия будут сняты за счет появления новых данных, позволяющих осуществить персонализированный подход к профилактической работе для отдельных субгрупп людей с депрессией.
Финансирование
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 17-29-02225.