Шипкова К.М. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8235-6155 e-mail: karina.shipkova@gmail.com
В работе рассматриваются направления когнитивной нейрореабилитации, основанные на новых данных нейронауки по вопросу «музыкального мозга», влиянии музыкообогащенной среды на структурные перестройки в здоровом мозге и при его патологии. Дается современное представление о мозговых основах музыкальной перцепции. Показывается роль музыки в формировании мозга на примере структурно-морфологических различий мозга музыкантов и не музыкантов. Показывается влияние музыкальной исполнительной деятельности на темпы мозгового онтогенеза, формирование проводящих путей, увеличение объема белого и серого вещества в отделах мозга, связанных с музыкальной перцепцией. Описана специфичность полушарной географии перцептивных музыкальных мозговых карт. Дан обзор современных направлений использования музыкообогащенной среды в реабилитации когнитивных нарушений. Приводится описание разных видов методов музыкальной терапии, использующихся в реабилитационной практике: неврологическая музыкальная терапия (NMT), музыкальная интонационная терапия (MIT), поддерживающая музыкальная терапия (MST). Уделяется специальное внимание описанию видов музыкальной терапии в работе с афазией и деменциями. Показана общность психологического строения музыкальной и речевой перцепции, содружественность структурных мозговых перестроек и регресса афазических нарушений в ходе MIT. Рассматриваются данные исследований с применением нейровизуализационных методов, доказывающих эффективность MIT в работе с афазиями. В отношении деменций демонстрируется продуктивность использования музыкообогащенной среды в форме MST. Приводятся данные о кратности и длительности курсов MST для достижения положительного реабилитационного эффекта. Обсуждается важность в области нейропсихологической практики использования музыкообогащенной среды при реабилитации когнитивных нарушений органического генеза.
Авдеев Л.В., Варивода Ю.П., Дубовик В.М., и др.
Рождение звукоряда. Из чего делают музыку. СПб: BODlib. 2006. 92с.
Монахова И.Е., Вартанов А.В. Мозговые механизмы
субъективной организации слуховых ритмических паттернов // Вестник Московского
Университета. Сер. 14. 2011. № 3. С. 156–168.
Павлов А.Е. Музыкальная деятельность и ее мозговая
организация // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2007. №
4. С. 92–98.
Павлыгина Р.А., Сахаров Д.С., Давыдов В.И.
Cпектральный анализ ЭЭГ человека при прослушивании музыкальных произведений //
Физиология человека. 2004. Том 30. №1. С. 62–69.
Павлыгина Р.А., Сахаров Д.С., Давыдов В.И. ЭЭГ
человека при распознавании зашумленных зрительных образов в сопровождении
музыки // Физиология человека. 2007. Том 33. № 6. С. 35–43.
Панюшева Т.Д. Музыкальный мозг: обзор отечественных
и зарубежных исследований // Асимметрия. 2008. Том 2. № 2. С. 41–54.
Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и
чтения: нарушение и восстановление. Москва-Воронеж: Модэк. 2005. 360 с.
Цветкова Л.С. Афазиология: современные проблемы и
пути их решения. Москва-Воронеж: Модэк. 2011. 744 с.
Шипкова К.М. Mузыка и речь // Асимметрия. 2018. Том
12. № 2. С. 85–96. doi: 10.18454/ASY.2018.2.14186
Altenmüller E., Schlaug G. Apollo’s gift: new
aspects of neurologic music therapy // Progress in Brain Research. 2015. Vol.
217. P. 237–252. doi: 10.1016/bs.pbr.2014.11.029
Altenmüller E., Schlaug G. Neurologic music
therapy: The beneficial effects of music making // Acoustical Science and
Technology. 2013. Vol. 34. № 1. P. 5–12. doi: 10.1250/ast.34.5
Bangert M., Peschel Th., Schlaug G. Shared networks
for auditory and motor processing in professional pianists: evidence from fMRI
conjunction // Neuroimage. 2006. Vol. 30. № 3. P. 917–926. doi: 10.1016
/j.neuroimage.2005.10.044
Bengtsson S.L., Nagy Z.S. Skare S.L., et al.
Extensive piano practicing has regionally specific effects on white matter
development // Nature Neuroscience. 2005. Vol. 8. P. 1148–1150.
doi.org/10.1038/nn1516
Bensimon M., Amir D., Wolf Y. Drumming through
trauma: Music therapy with post-traumatic soldiers // The Arts in
Psychotherapy. 2008. Vol. 35. P. 34–48. doi: 10.1016/j.aip.2007.09.002
Carvalho D., Teixeira S., Lucas M., et al. The
mirror neuron system in post-stroke rehabilitation // International Archives of
Medicine. 2013. Vol. 6. № 41. 7 p. doi: 10.1186/1755-7682-6-41
Сheever Th., Taylor A., Finkelstein R., et
al. NIH/ Kennedy center workshop on music and the brain: finding harmony //
Neuron. 2018. Vol. 97. № 6. P. 1214–1218. doi.org/10.2016/j.neuron.2018.
02.004
Deutsch D. Psychology of Music. San Diego:
Elsevier. 2013. 542 p.
Hedge Sh. Music-based cognitive remediation therapy
for patients with traumatic brain injury // Frontiers in Neurology. 2014. Vol.
5. № 34. P.1–7. doi: 10.3389/ fneur.2014.00034
Herholz S.C., Zatorre R.J. Musical training as a
framework for brain plasticity: behavior, function, and structure // Neuron.
2012. Vol. 76. № 3. P. 486–502. doi.org/10.1016/j.neuron.2012.10.011
Jomori I., Hoshiyama M., Uemura J., et al. Effects
of emotional music on visual processes in inferior temporal area // Cognitive
Neuroscience. 2013. Vol. 4. № 3. P. 21–30. doi:
10.1080/17588928.2012.751366
Koelsch S. A neuroscientific perspective on music
therapy // Annals of the New York Academy of Sciences. 2009. Vol. 1169. P.
374–384. doi: 10.1111/j.1749-6632.2009. 04592.x
Lv Y. Influence of cognitive neural mechanism on
music appreciation and learning // Translational Neuroscience. 2019. Vol. 4. №
3. P. 57–63. doi: 10.1515 /tnsci-2019-0010
Marques C., Moreno S., Castro Sl., et al. Musicians
detect pitch violation in a foreign language better than nonmusicians:
behavioral and electrophysiological evidence // Journal of Cognitive
Neuroscience. 2007. Vol. 19. № 9. P. 1453–1463. doi.org/10.1162
/jocn.2007.19.9.1453
McDermott O., Orrell M., Mette Ridder H. The
importance of music for people with dementia: the perspectives of people with
dementia, family carers, staff and music therapists // Aging & Mental
Health. 2014. Vol. 18. № 6. P. 706–716. doi: 10.1080/13607863.2013.875124
Mitterschiffthaler M.T., Fu C.H., Dalton J.A., et
al. A Functional MRI study of happy and sad affective states induced by
classical music // Human Brain Mapping. 2007. Vol. 28. № 11. P. 1150–1162.
doi:10.1002/hbm.20337
Patel A.D., Iversen J.R., Wassenaar M., et al.
Musical syntactic processing in agrammatic Broca's aphasia // Aphasiology.
2008. Vol. 22. № 7-8. P. 776–789. doi.org/10.1080/02687030701803804
Särkämö T., Ripollés P., Vepsäläinen H., et al.
Structural changes induced by daily music listening in the recovering brain
after middle cerebral artery stroke: a recovering brain after middle cerebral
artery stroke: a recovering brain after middle cerebral artery stroke: a
voxel-based morphometry study // Frontiers in Human Neuroscience. 2014. Vol. 8.
Article 245. P. 1–16. doi: 10.3389/fnhum.2014.00245
Thaut M.H. The Future of music in therapy and
medicine // Annals of the New York Academy of Sciences. 2005. Vol. 1060. P.
303–308. doi: 10.1196/annals.1360.023
Tomaino C.M. Effective music therapy techniques in
the treatment of nonfluent aphasia // Annals of the New York Academy of
Sciences. 2012. Vol. 1252. P. 312–317. doi:
10.1111/j.1749-6632.2012.06451.x
Wan C.Y., Zheng X., Marchina S., et al. Intensive
therapy induces contralateral white matter changes in chronic stroke patients
with Broca’s aphasia // Brain and Language. 2014. Vol. 36. P. 1–7. doi:
10.1016/ j.bandl. 2014. 03.011
Zumbansen A., Peretz I., Hébert S. The combination
of rhythm and pitch can account for the beneficial effect of melodic intonation
therapy on connected speech improvements in Broca’s aphasia // Frontiers in
Human Neuroscience. 2014. Vol. 8. Article 592. P. 1–11. doi: 10.3389/
fnhum.2014. 00592