Клинический случай человека с синдромом саванта из Турции: когнитивные функции и календарный расчет

527

Аннотация

Настоящее исследование представляет собой детальный отчет о клиническом случае человека с синдромом саванта из Турции. Авторы собрали информацию о мужчине 25 лет с синдромом саванта касательно возможностей его когнитивных функций: внимания, кратковременной памяти, автобиографической памяти, общего интеллекта, скорочтения, интерпретации текста и способностей к календарным расчетам. Сбор данных основывался на следующих методах: Тест невербального интеллекта (4-е издание) и пересмотренный Тест интеллекта Векслера для взрослых; цветные прогрессивные матрицы Равена на память; тест d2 на внимание; структурированный текст на чтение; протоколы интервью с семьей; а также протокол индивидуального интервью. Общий интеллектуальный уровень участника исследования составил 85 баллов, при этом незадолго до проведения данного исследования ему (в возрасте 25 лет) был поставлен диагноз общего нарушения развития. Человек с синдромом саванта продемонстрировал ограниченный объем внимания, но отличный уровень кратковременной, рабочей и автобиографической памяти, а также способности к календарным расчетам.

Общая информация

Ключевые слова: синдром саванта, расщепленные навыки саванта, календарный расчет

Рубрика издания: Психические функции лиц с РАС

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100101

Для цитаты: Биджакджи М., Кексал М., Балоглу М. Клинический случай человека с синдромом саванта из Турции: когнитивные функции и календарный расчет [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 1–14. DOI: 10.17759/cpse.2021100101

Литература

  1.  Bennett E., Heaton P. Defining the clinical and cognitive phenotype of child savants with autism spectrum disorder. Current Pediatric Research, 2017, vol. 21, no. 1,
    pp. 140–147.
  2. Bildiren A., Korkmaz M. Reliability and validity of the TONI-3 intelligence test in gifted children. Ankara University Faculty of Educational Sciences Journal of Special Education, 2018, vol. 19, no. 3, pp. 403–421. DOI: 10.21565/ozelegitimdergisi.338727
  3. Bölte S., Fenies-Matthews S., Poutska F. The neuropsychology of autism. Zeitschrift für Neuropsychologie, 2001, vol. 12, pp. 235–245. DOI: 10.1024//1016-264X.12.3.221
  4. Bölte S., Poustka F. Comparing the intelligence profiles of savant and non-savant individuals with autistic disorder. Intelligence, 2004, vol. 32, no. 2, pp. 121–131. DOI: 10.1016/j.intell.2003.11.002
  5. Brickencamp R., Zillmer E. The d2 Test of Attention Seattle, WA: Hogrefe & Huber Publisher, 1998. 72 p.
  6. Brown L., Sherbenou R.J., Johnsen S.K. Test of Nonverbal Intelligence, 4th ed.  Austin, TX: PRO-ED, 2010. 97 p.
  7. Çağlar E., Koruç Z. d2 Dikkat Testinin sporcularda güvenirliği ve geçerliği. Spor Bilimleri Dergisi, 2006, vol. 17, no. 2, pp. 58–80.
  8. Cash A.B. A profile of gifted individuals with autism: The twice‐exceptional learner. Roeper Review, 1999, vol. 22, no. 1, pp. 22–27. DOI: 10.1080/02783199909553993
  9. Cowan R., Frith C. Do calendrical savants use calculation to answer date questions?
    A functional magnetic resonance imaging study. Philosophical Transactions of the Royal Society B, 2009, vol. 364, no. 1522, pp. 1417–1424. DOI: 10.1098/rstb.2008.0323
  10. Daniel E., Menashe I. Exploring the familial role of social responsiveness differences between savant and non-savant children with autism. Scientific Reports, 2020, vol. 10, no. 1, article number 2255. DOI: 10.1038/s41598-020-59209-7
  11. Dubischar-Krivec A.M., Bölte S., Braun C. et al. Neural mechanisms of savant calendar calculating in autism: A MEG-study of few single cases, Brain and Cognition, 2014, vol. 90, no. 2014, pp. 157–164. DOI: 10.1016/j.bandc.2014.07.003
  12. Duckett J. Idiot savants: super-specialization in mentally retarded persons. Doctoral thesis. Austin, TX: University of Texas, 1976. 247 p.
  13. Erden S., Reyhanoglu G. Conservatory education of a musical savant with autism:
    A case study in Turkey. Advances in Autism, 2019, vol. 5, no. 4, pp. 282–292. DOI: 10.1108/AIA-11-2018-0046
  14. Flynn J.R. Massive IQ gains in 14 nations: What IQ tests really measure. Psychological Bulletin, 1987, vol. 101, no. 2, pp. 171–191. DOI: 10.1037/0033-2909.101.2.171
  15. Gerlach E.K. Autism treatment guide. Revised ed. Eugene, Oregon: Four Leaf Press, 1996. 157 p.
  16. Hoffman E. The idiot-savant: A case report and a review of explanations. Mental Retardation, 1971, vol. 9, no. 4, pp. 18–21.
  17. Howe M.J., Smith J. Calendar calculating in "idiots savants:" How do they do it? British Journal of Psychology, 1988, vol. 79, no. 3, pp. 371–386. DOI: 10.1111/j.2044-8295. 1988.tb02296.x
  18. Hughes J.E.A., Ward J., Gruffydd E. et al. Savant syndrome has a distinct psychological profile in autism. Molecular Autism, 2018, vol. 9, no. 53, pp. 1–18. DOI: 10.1186/s13229-018-0237-1
  19. Hyltenstam K. Advanced proficiency and exceptional ability in second languages. Berlin: Walter de Gruyter Inc., 2016. 82 p.
  20. Köksal M.S., Akkaya G. Üstün yetenekli öğrencilerin sözel kısa süreli hafızalarının incelenmesi.İnönü Üniversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi, 2017, vol. 18, no. 2, pp. 104–116. DOI: 10.17679/inuefd.292368
  21. Miller L.K. The Savant Syndrome: Intellectual impairment and exceptional skill. Psychological Bulletin, 1999, vol. 125, no. 1, pp. 31–46. DOI: 10.1037/0033-2909.125.1.31
  22. Mottron L., Dawson M., Soulieres I. Enhanced perception in savant syndrome: Patterns, structure and creativity. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences, 2009, vol. 364, no. 1522, pp. 1385–1391. DOI: 10.1098/rstb.2008.0333
  23. Pomplun M., Custer M. The construct validity of the Stanford-Binet 5 measures of working memory. Assessment, 2005, vol. 12, no. 3, pp. 338–346. DOI: 10.1177/ 1073191105276796
  24. Pring L. Savant talent. Developmental Medicine & Child Neurology, 2005, vol. 47,
    no. 2005, pp. 500–503. DOI: 10.1111/j.1469-8749.2005.tb01180.x
  25. Raven J., Raven J.C., Court H. Colored Progressive Matrices. San Antonio, TX: Harcourt Assessment, 1998. 74 p.
  26. Rimland B. Savant capabilities of autistic children and their cognitive implications. In G. Serban (ed.), Cognitive defects in the development of mental illness. Brunner/Mazel, New York, NY, 1978, pp. 43–65.
  27. Ritter N., Kilinc E., Navruz B. et al. Test review. Journal of Psychoeducational Assessment, 2011, vol. 29, no. 5, pp. 484–488. DOI: 10.1177%2F0734282911400400
  28. Roid G.H., Barram R.A. Essentials of Stanford-Binet Intelligence Scales (SB5) assessment. Hoboken, NJ, John Wiley & Sons, 2004. 214 p.
  29. Schneider W.J., McGrew K.S. The Cattell-Horn-Carroll Model of Intelligence. In
    D.P. Flanagan, P.L. Harrison (eds.), Contemporary Intellectual Assessment. NY: The Guilford Press, 2012, pp. 99–144.
  30. Selfe L. Nadia revisited: A longitudinal study of an autistic-savant. London: Psychology Press, 2011. 272 p. DOI: 10.4324/9780203825761
  31. Sezgin N., Baştuğ G., Yargıcı-Karaağaç S. et al. Wechsler Yetişkinler için Zeka Ölçeği gözden geçirilmiş formu (WAIS-R) Türkiye standardizasyonu: Ön çalışma. Ankara Üniversitesi Dil ve Tarih-Coğrafya Fakültesi Dergisi, 2014, vol. 54 no. 1, pp. 451–480. DOI: 10.1501/Dtcfder_0000001391
  32. Simner J., Mayo N., Spiller M.J. A foundation for savantism? Visio-spatial synaesthetes present with cognitive benefits. Cortex, 2009, vol. 45, no. 10, pp. 1246–1260. DOI: 10.1016/j.cortex.2009.07.007
  33. Treffert D.A. Savant syndrome: Realities, myths and misconceptions. Journal of Autism and Developmental Disorders, 2014, vol. 44, no. 3, pp. 564–571. DOI: 10.1007/s10803-013-1906-8
  34. Treffert D.A. The idiot savant: A review of the syndrome. American Journal of Psychiatry, 1988, vol. 145, no. 5, pp. 563–572. DOI: 10.1176/ajp.145.5.563
  35. Treffert D.A., Rebedew D.L. The savant syndrome registry: A preliminary report. Wisconsin Medical Journal, 2015, vol. 114, no. 4, pp. 158–162.
  36. Wechsler D. WAIS-R manual, Wechsler Adult Intelligence Scale-Revised. NY: The Psychological Corporation, 1981. 156 p.
  37. Yalçın A., Erdoğan-Çeltik S., Altınok Ş. Hukuk fakültesi öğrencilerinin hızlı okuma becerilerinin değerlendirilmesi'. Ahi Evran Üniversitesi Kırşehir Eğitim Fakültesi Dergisi, 2017, vol. 18, no. 3, pp. 100–114.
  38. Yin R.K. Case study research and applications: Design and methods (6th ed.). Thousand Oaks, CA: SAGE Publications Inc, 2018. 352 p.
  39. Young R.L., Nettelbeck T. The abilities of a musical savant and his family. Journal of Autism and Developmental Disorders, 1995, vol. 25, pp.231–248. DOI: 10.1007/ BF02179286

Информация об авторах

Биджакджи Мехмет, научный сотрудник Департамента образования, исследований и прикладных задач в области одаренности, Университет Хаджеттепе, Анкара, Турция, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6865-9328, e-mail: mehmetbicakci@hacettepe.edu.tr

Кексал Мустафа S., PhD, профессор Школы образования, Университет Хаджеттепе, Анкара, Турция, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2185-5150, e-mail: serdar.koksal@hacettepe.edu.tr

Балоглу Мустафа, PhD, профессор Школы образования, Университет Хаджеттепе, Анкара, Турция, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1874-9004, e-mail: baloglu@hacettepe.edu.tr

Метрики

Просмотров

Всего: 1619
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 28

Скачиваний

Всего: 527
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8