Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8557Ключевые слова 20946 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Диалог» читателей с автором на уроках литературы 1399

Кудина Г.Н., кандидат психологических наук, ведущий сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия

Аннотация

Автор полагает, что основная цель преподавания литературы в школе – воспитание молодого читателя, владеющего практикой эстетического прочтения текста. Оно предполагает заочный диалог с автором, понимание его точки зрения. Читатели ищут ответа на два вопроса: какими мыслями и чувствами хотел с ними поделиться автор и как он выражает эти мысли и чувства. В статье приводятся примеры того, как дети учились практике эстетического прочтения текста.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Эстетически развитый читатель, согласно концепции М. М. Бахтина, в процессе чтения художественного текста «вживается» в условный мир, созданный автором, и «выходит» за пределы этого мира, пытаясь увидеть его «глазами автора», понять его позицию.
Прочтение художественного текста, осуществляемое таким образом, не только дает читателю возможность соучаствовать, сопереживать герою, но и делает читателя собеседником автора, позволяет ему вступать в заочный диалог с автором по поводу авторской оценки модели мира, соглашаться или спорить с ним, вырабатывая свою собственную читательскую оценку.
Такое понимание полноценной читательской деятельности позволяет наметить по крайней мере два типа неадекватного читательского восприятия. Первый тип читателей широко распространен не только среди детей, но и среди врослых и получил название «наивный реалист». Он воспринимает художественное произведение не как условную модель мира, созданную авторским воображением и выражающую его позицию, а как реальную жизнь, буквально «запротоколированную» автором, зеркально отраженную в произведении. Этот читатель не идет дальше сопереживания полюбившемуся герою, а иногда и сам становится на место героя, с азартом вживаясь в его приключения.

Второй тип неадекватно воспринимающего читателя менее распространен и представляет собой другую крайность. Этот читатель (условно его можно было бы назвать «формалистом-эстетом») искусствоведчески более менее образован, способен оценить сложные ухищрения формы, точнее, именно от совершенства формы он и получает удовлетворение. Но такое «эстетство» оставляет его почти равнодушным как к переживаниям рассказчика и героев, так и к мыслям и чувствам автора, к тому, как автор оценивает созданный им мир.

Неадекватность деятельности читателей обоих типов, при всей их полярности, определяется ущербностью практики эстетического прочтения текста. Они не воспринимают художественный текст в единстве его формы и содержания; в их прочтении отсутствует психологическое единство «вживания» в условную модель мира и «выхода» за ее пределы на точку зрения автора. Для таких читателей художественная форма в каждом своем моменте не выступает как содержательная, выражающая авторскую позицию, авторский принцип видения мира.

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика