Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (МЭДПНАУ)

1084

Общая информация

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Для цитаты: Кореляков Ю.А. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (МЭДПНАУ) // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 2.

Полный текст

Практический психолог в своей работе часто сталкивается с ситуациями, в которых требуется за сравнительно короткое время провести диагностическое обследование и достаточно быстро получить его результаты, чтобы на их основе найти и реализовать наиболее эффективные стратегии дальнейшего взаимодействия с обследуемыми — учащимися, учителями, клиентами психологической службы, оптантами профконсультации. Всем этим требованиям вполне удовлетворяют диагностические процедуры, проводимые с использованием методик экспресс-диагностики. Такие методики, во-первых, оперативны в проведении, во-вторых, относительно просты в обработке, в-третьих, как следствие их первых двух качеств, позволяют достаточно быстро получать искомые психологические показатели. Именно поэтому методики экспресс-диагностики находят все более широкое применение в работе практических психологов, когда они строят свою работу с обследуемыми не только в традиционной фронтальной форме, но прежде всего на современной диагностической основе, позволяющей по возможности более полно учитывать те или иные аспекты индивидуальности каждого конкретного обследуемого и реализовать, таким образом, подлинно дифференцированный, индивидуальный, личностный подход.

Результативность методик экспресс-диагностики особенно велика и наиболее рельефна в тех случаях, когда использование практическим психологом средств активного развивающего и преобразующего (коррекционного и реабилитационного) воздействия на личность динамично разворачивается, расширяется, углубляется непосредственно во время и по ходу взаимодействия с обследуемым на основе оперативной обратной связи. Это может быть, например, целенаправленное формирование у школьников тех или иных психологических новообразований, в частности общих методов мышления и развития у них интеллектуальной активности. Широкое применение экспресс-диагностика находит в последнее время при использовании психологом практических приемов и методов работы в области социодинами-ческих, психотренинговых и игровых занятий и упражнений. Методы экспресс-диагностики могут занять и фактически уже занимают значимое место в реализации диагностико-коррекционного и диагностико-развивающего принципов профориентационной и профконсультационной работы. Велика и, можно сказать, незаменима роль методов экспресс-диагностики в процессах самокоррекции и саморазвития, где по мере совершенствования и развития последних методы экспресс-диагностики постепенно трансформируются в методы самоэкспресс-диагностики [7].

Все сказанное выше о возможностях, особенностях и сферах применения методик экспресс-диагностики позволяет понять, почему потребность в этих методиках в настоящее время становится все более острой, а их разработка выступает как одна из самых актуальных задач.

Ниже приводится методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя, в основу разработки который положен опросник оценки профессиональной направленности личности учителя [5, с. 267—273].

Известно, что в процессе профессиональной подготовки и переподготовки учителей одно из важнейших, если не сказать — центральных, мест занимает формирование и развитие профессиональной направленности личности педагога — педагогической направленности, являющейся базовым образованием в структуре личности учителя. Исходным при разработке методики стало представление о том, что направленность личности, будучи тесно связанной, с активностью личности и характеризуемой как генерализованное, стержневое свойство человека, относительно независимое от конкретных ситуаций, определяется особенностями состава и структуры его потребностно-мотивационной и эмоциональноволевой сфер. За теми или иными характеристиками педагогической направленности личности учителя в ее наиболее развитой форме стоят устойчиво доминирующие системы потребностей, мотивов и целей (интересы, идеалы, убеждения). Направленность личности формируется и развивается в деятельности человека, его взаимодействии и общении с другими людьми и проявляется в поведении и поступках, жизненно важных переживаниях, в мировоззрении, в субъективном отношении к разным сторонам действительности, на основе выявления и раскрытия которых она и может быть диагностирована.

Трудовая профессиональная педагогическая деятельность учителя, как и любая более или менее сложная деятельность, объективно реализует целую гамму отношений — к учащимся, коллегам по работе, руководству школы, родителям, самом деятельности, к себе как носителю этой деятельности — и поэтому является политизированной по своей природе. При этом она политивированна не только по своему предмету, но и по своим функциям. Практически каждому педагогу приходится вести уроки по своему предмету, общаться с учащимися, коллегами, родителями во внеучебное время, выполнять функции организатора школьных или внешкольных мероприятий, приобщать учащихся к миру высоких интеллектуальных и духовных ценностей, выполняя просветительскую миссию интеллигента. В связи с этим выделяют различные функциональные виды педагогической деятельности: обучающую, с направленностью на преподаваемый предмет (Пр), коммуникативную, с направленностью на общение (Об), организаторскую (Орг), просветительскую, предполагающую реализацию качеств интеллигента и развитие их у учащихся (Ин). При этом разные учителя часто добиваются успеха, находя себя в качественно отличных друг от друга функциональных видах педагогической деятельности: один как друг, наставник и советчик подрастающего человека, другой — способствуя развитию независимого и смелого мышления у талантливых учащихся, третий — устраняя причины недостатков у слабых учащихся. На этой основе у каждого учителя складывается и развивается та или иная система предпочтений, доминант, перерастающих в устойчивые личностные мотивационные образования и определяющих тот или иной тип педагогической направленности.

В зависимости от того, какой из названных выше функциональных видов педагогической деятельности с соответствующими им потребностями, мотивами и целями является преобладающим, устойчиво доминирующим, выделяются следующие четыре типа педагогической направленности личности учителя: 1) направленность на преподаваемый предмет — сокращенное и, естественно, условное название — «Предметник» (Пр); 2) направленность на коммуникацию, общение — «Коммуникатор» (Об); 3) направленность на организационные моменты — «Организатор» (Орг); 4) направленность на просветительство, высокий интеллект, духовные ценности — «Интеллигент» (Ин). Предлагаемая ниже методика позволяет выявить (диагностировать) эти четыре типа педагогической направленности.

В модифицированном нами варианте методика представляет собой опросник из 40 пунктов (вопросов), состоящий из 4 шкал по 10 вопросов в каждой. Шкалы соответствуют 4 названным выше типам педагогической направленности личности учителя. По сравнению с исходным вариантом число вопросов уменьшено на десять из тех, которые в совокупности представляли собой дополнительную пятую шкалу — шкалу мотивации одобрения, позволяющую определять отношение обследуемых к самой процедуре обследования. При необходимости оценка этого отношения может быть произведена отдельно с помощью специальной шкалы Марлоу — Краунда (см., например, [6]). Кроме только что отмеченного изменения модифицированный вариант методики включает в себя особым образом сконструированный бланк ответов, использование которого существенно упрощает процедуру и сокращает время обработки результатов. Внесенные модификационные изменения позволяют отнести предлагаемый вариант методики к разряду методик экспресс-диагностики. Отсюда название — методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (МЭДПНАУ). Процедура проведения диагностики состоит в чтении обследуемым пунктов опросника и заполнении бланка ответов согласно инструкции. Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Продолжительность его проведения, включая обработку результатов, в индивидуальном варианте — 10-15 мин.

Методика экспресс-диагностики
педагогической направленности учителя (МЭДПНАУ)

Инструкция

В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большой или меньшей степени. Внимательно прочтите каждое из приведенных утверждений. Если Вы можете сказать: «Верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени», то в бланке ответов под номером соответствующего вопроса обведите кружком знак «+»; если же Вы считаете, что описываемое свойство не типично для вашего поведения или присуще Вам в минимальной степени, то — знак «-».

Текст вопросов МЭДПНАУ.

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.

4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.

5. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с рабочим столом.

6. Люди говорят, что мне нравится делать все своим, оригинальным способом.

7. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет.

8.  Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.

9.  Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

10. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

11. Большинство моих друзей — люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией.

12. Я подолгу анализирую свое поведение.

13. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.

14. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

15. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.

16. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.

17. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

18. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

19. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей.

20. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

21. Худшее наказание для меня — быть закрытым в одиночестве.

22. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

23. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.

24. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

25. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

26. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

27. Наука — это то, что больше всего интересует меня в жизни.

28. Окружающие считают мою семью интеллигентной.

29. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

30. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету.

31. Основная задача учителя — передать ученику знания по предмету.

32. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.

33. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.

34. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.

35. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.

36. Моя любезность часто не нравится другим людям.

37. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.

38. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.

39. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету.

40. Я проявляю большой интерес к судьбе других.

Бланк ответов МЭДПНАУ

 

 

 

 

+ 1 -

- 2 +

- 3 +

- 4 +

+ 5 -

- 6 +

- 7 +

- 8 +

+ 9 -

- 10 +

- 11 +

- 12 +

+ 13 -

- 14 +

- 15 +

- 16 +

- 17 +

+ 18 -

- 19 +

- 20 +

- 21 +

+ 22 -

- 23 +

+ 24 -

- 25 +

+ 26 -

- 27 +

- 28 +

- 29 +

- 30 +

- 31 +

- 32 +

- 33 +

- 34 +

- 35 +

- 36 +

- 37 +

- 38 +

- 39 +

- 40 +

 

 

 

 

 

Обработка результатов

В верхние свободные клеточки каждого из четырех столбиков бланка ответов вписываются сокращенные названия перечисленных выше типов педагогической направленности в следующем порядке: Об, Орг, Пр, Ин соответственно. Далее подсчитывается общее количество обведенных кружком знаков «+» и «-» в правой части первого столбика и результат записывается в нижнюю свободную клеточку. Аналогичным образом производится подсчет в каждом столбике. Полученные суммарные показатели характеризуют степень выраженности того или иного типа педагогической направленности. При этом большее значение показателя соответствует более яркой выраженности соответствующего типа. Суммарная оценка по каждому типу не может превышать десяти единиц. По данным Е. И. Рогова, зона нормы находится в пределах 3-7 единиц. В нашем исследовании педагогов и студентов выпускных курсов педагогического университета (47 человек) были получены следующие статистические характеристики.

Таблица 1

Методика МЭДПНАУ

Шкалы

Об

Орг

Пр

Ин

х

5

5

4

6

б

2,3

1,9

2,1

1,8

Варианты     шт

3

1

0

3

тах

10

7

8

9

Интерпретация

Выраженность одного типа педагогической направленности является показателем мононаправленности личности учителя, а нескольких типов — полинаправленности. Каждый из типов педагогической направленности можно считать недостаточно развитым, если характеризующий его суммарный показатель находится в зоне ниже средних значений, которые можно принять равными Х-б; и, напротив, ярко выраженным — при характеризующем его суммарном показателе, находящемся в зоне выше средних значений. Эти типы педагогической направленности могут проявлять себя в педагогической деятельности, соответственно, в гипо- и гиперактивных формах; в последнем случае, возможно, их негативное влияние на поведение учителя не только в профессиональной сфере, но и за ее пределами — в сфере быта, семейных отношениях и т.д. (явление так называемого «профессионального шлейфа»).  Задача практического психолога заключается в оказании учителю необходимой психологической помощи по развитию и коррекции его педагогической направленности. Информированность учителя о своем типе педагогической направленности в зоне нормы имеет преимущественно познавательный характер.

Литература

  1. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения СПб., 1996.
  2. Борисова Е. М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. 1988. № 1.
  3. Кореляков Ю. А. Построение обучающих программ с учетом потребности учащихся в разных способах обучения // Проблемы совершенствования методики программированного обучения М., 1977.
  4. Кореляков Ю. А. Построение обучающих программ на основе параметрического подхода к анализу и описанию мыслительных процессов // Опыт программированного обучения естественно-математическим дисциплинам. М. 1979.
  5. Рогов Е. Н. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., 1995.
  6. Марищук В. Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984.
  7. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.

Информация об авторах

Кореляков Ю.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ПИ РАО

Метрики

Просмотров

Всего: 4314
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 1084
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1