Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8536Ключевые слова 20884 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие личности, способной к творческой самореализации 1427

Гатанов Ю.Б., кандидат психологических наук, сотрудник ГП "Иматон", докторант факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Исследование автора основывается на теории иерархии потребностей А. Маслоу. Представленная в статье воспитательная система тесно связана с учебной и имеет своей целью содействие интенсивному развитию психологических качеств, необходимых для творческой, инициативной личности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни.

Мы солидарны с теми, кто считает, что учитель или окружающая культура не создают человека [5]. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить. Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Последние в наших силах, и мы должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности.

Качества, необходимые для личностной самореализации, на наш взгляд, необходимо развивать в комплексе. Под этими качествами мы понимаем: 1) творческое мышление; 2) инициативность; 3) способность к обоснованному риску; 4) уверенность в себе; 5) адекватную самооценку; 6) умение сотрудничать с партнерами; 7) мотивацию достижения; 8) высокую работоспособность.

Творческое, дивергентное мышление. Дж. Гилфорд разработал модель структуры
интеллекта [9], в которой можно выделить два типа мышления для сравнения: дивергентное и конвергентное. Конвергентное мышление — процесс нахождения единственно правильного решения задачи или проблемы посредством интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Причем это такое понимание решения, которое является «правильным» в общепринятом смысле этого слова, т. е. достаточно традиционным и шаблонным для нашей культуры. Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько или даже множество правильных ответов. Данный тип мышления служит средством для рождения оригинальных идей и самовыражения. Он опирается на воображение и является собственно творческим.

Мы считаем необходимым развивать все типы мышления при приоритете развития творческого мышления.

Литература
  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина М., 1983.
  2. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления. Первый год обучения СПб.,1996.
  3. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (для детей 7—10 лет) СПб., 1997.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1. М., 1992.
  5. Маслоу А. Психология бытия М.,1997.
  6. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  7. Эльконин Д. Б. Психология игры М., 1978.
  8. Adler A. Social Interest: a Challenge to Mankind. N.Y., 1964.
  9. Guilford J. P. The Nature of Human Intelligence. N.Y., 1967.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика