Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства

1638

Аннотация

В статье разбираются актуальные проблемы и перспективы развития психологической службы образования. Вводится термин — «психологическое здоровье», который является базовым в разработке научного и методического обеспечения психологической службы образования. Выделяются основные направления деятельности психологической службыв образовании: специфические черты и возможные сложности. Даётся характеристика основных видов деятельности практического психолога образования.

Общая информация

Ключевые слова: психическое здоровье, психологическое здоровье, развивающая работа, коррекционно-профилактическая работа, психологическая служба

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Для цитаты: Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2.

Полный текст

Психоёогическая служба образова^ия: ^ауч^ые ос^ова^ия, цеёи и средства

И. В. Дубровина, доктор психоёогических наук

В настоящее время психоёогическая служба образования интенсивно развивается и становится одним из существеннеЙ0их компонентов целостной системы образования России.

^а0а лаборатория — Ёаборатория научных основ детской практической психологии Психологического института РАО — стояла у истоков зарождения этой службы, осуществив впервые в на0ей стране многолетний (1982—1988) научно-практический эксперимент по введению в 0колу детского психолога. Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в 0колу должности психолога, и создание структуры 0кольной психологической службы для ее последующего внедрения в систему народного образования. В ходе эксперимента проверялись две основные модели этой службы: работа психолога непосредственно в 0коле и деятельность районного или областного центра психологической службы.

Теоретическое изучение проблемы и обобщение результатов работы 0кольных психологов позволили сформулировать цели и задачи 0кольной психологической службы, ре- 0ить ряд вопросов по ее научно-методическому обеспечению, определить содержание и формы работы 0кольного психолога, его основные функции, права и обязанности, разработать систему психологической службы в народном образовании. ^а основе анализа результатов эксперимента разработано Положение о психологической службе народного образования (1987), которое 0ироко используется в стране.

Успе0ное проведение эксперимента способствовало тому, что в 1988 г. вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки 0кольного психолога во всех образовательных учреждениях страны, став0ее правовой основой деятельности 0кольного практического психолога, определив0ее его социальный статус, права и обязанности.

С этого момента служба энергично развивается практически во всех регионах страны. Сегодня многие руководители образовательных учреждений, учителя, воспитатели, родители все боль0е осознают полезность психологической службы. В обществе формируется потребность в детских практических психологах. В связи с этим создаются факультеты практической психологии в педагогических университетах и институтах, возникают различной длительности курсы переподготовки специалистов с выс0им педагогическим образованием, увеличивается количество профессиональных объединений разного уровня и разной структуры для повышения квалификации практических психологов образования.

Психологическая служба образования существует сегодня во многих странах, и в каждой стране вопросы научного обоснования и способов практической организации психологической службы образования ре0аются по-своему. И это не случайно. Развитие психологической сёужбы опредеёяется, с одной стороны, существующими в данном обществе научными психоёогическими концепциями, с другой — потребностями и задачами народного образования, цеёями воспитания и формирования ёичности, которые зависят от поёитических, экономических и других особенностей той иёи иной страны.

Поэтому, учитывая все то ценное и поёезное, что сдеёано и апробировано в других странах в обёасти практической психоёогии, мы разрабатываем свои научные и организационные принципы психоёогической сёужбы образования, изучаем и обосновываем те подходы к ней, которые опираются на отечественные психоёогические теории и культурные традиции на0ей страны.

Само зарождение психологической службы образования обусловлено взаимодействием науки и практики. Психологическая служба соединила в себе как нерасторжимое целое науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей этого развития в условиях современных образовательных учреждений и жизни вообще. Именно единство потребностей практики образования в научном знании о детях до0кольного и 0кольного возраста и готовность науки удовлетворить и углубить эти потребности мы можем рассматривать как основное условие реального ре0ения задач полноценного психического и личностного развития каждого ребенка.

Взаимодействие науки и практики, при котором сталкиваются, переплетаются, взаимо- зависят психологические явления и педагогические условия, порождает сложность и неоднозначность самого явления психологической службы образования. Это объясняет тот факт, что нет еще единого, общепризнанного определения психологической службы образования, которая, несмотря на свою историю, представляет собой еще молодую и интенсивно развивающуюся практическую ветвь психологической науки.

Исходя из этого, мы считаем, что научным основанием психологической службы образования являются фундаментальные теоретические положения о развитии и социальной природе психики человека, разрабатываемые в отечественной психологии.

Анализ современной ситуации в образовании, опыта деятельности практических психологов образования, работающих в разных регионах страны и в разных типах образовательных учреждений, привел нас к выводу, что цеёь психологической службы образования — психическое и психоёогическое здоровье детей и 0коёь^иков.

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.

Термин «психическое здоровье» неоднозначен: он как бы связывает три науки и три области практики — медицинскую, психологическую, социальную.

Введен этот термин Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) отмечено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами психического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику.

В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль — психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека. В некоторых случаях психические состояния являются главной причиной заболевания, в других же становятся как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.

Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, является одной из целей психологической службы образования.

Занимаясь умственным, физическим и психическим развитием ребенка, беспокоясь о гигиене и здоровье его теёа, мы подчас забываем о необходимости духовного развития. Мы не часто задумываемся над тем, ради каких ценностей будут жить сегодня0ний малы0, ребенок, подросток, юно0а, в чем они найдут иёи уже на0ёи смысё своего существования. Поёезно присёушаться к Н А. Бердяеву, который отмечал, что «выс0ие цеёи жизни не экономические и не социаёьные, а духовные. Веёичие народа, его вклад в историю человечества опредеёяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной куёьту- 1

рой»1.

Поэтому, осмысёивая содержатеёьную суть психоёогической сёужбы, мы почувствовали необходимость введения в научный психоёогический ёексикон нового термина — «психо- ёогическое здоровье». Есёи термин «психическое здоровье» имеет отно0ение, с на0ей точки зрения, прежде всего к отдеёьным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» — к ёичности в цеёом, находится в тесной связи с выс0ими проявёениями чеёовеческого духа и позвоёяет выдеёить собственно психоёогический аспект пробёемы психического здоровья, в отёичие от медицинского, социального, философского и других аспектов. Мы считаем, что именно психологическое здоровье детей и 0кольников можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка (его уверенность или неуверенность в себе, понимание собственных способностей, интересов, отно0ение к людям, окружающему миру, общественным событиям, к жизни как таковой и т. д.).

Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Мы вооружаем (вернее, должны вооружать) ребенка, в соответствии с его возрастом, средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

^а основании всего вышесказанного мы считаем проблему психологического здоровья детей и 0кольников центральной в разработке научного и методического обеспечения психологической службы образования.

Задача психологической службы образования — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях до0кольного и 0коль- ного детства.

Основное средство достижений цели психологической службы образования — создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития психики, личности и индивидуальности.

Анализ психического развития детей позволил сделать исключительно важный для практического психолога вывод: создаваемые на каждом возрастном этапе развития психики внутренние предпосылки намного богаче их последующей реализации. Иначе говоря, только часть (притом относительно неболь0ая) интеллектуальных резервов ребенка плодотворно реализуется. Очевидно, что выявление этих резервов и служит необходимой предпосылкой нахождения наиболее целесообразных и действенных методов всестороннего и гармоничного развития 0кольников.

Таким образом, задача детского психолога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для каждого ребенка способы оптимального развития его интересов, способностей, его личности в целом, его возможностей в самовоспитании и самоорга-

Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 247.

низации. Самое гёавное — совместными усиёиями психоёога и учитеёей попытаться понять особенности ребенка как формирующейся ёичности в контексте его жизненных условий, с учетом истории его воспитания, возрастных, поёовых и индивидуаёьных особенностей, взаимоотно0ений со взросёыми и сверстниками и т. д. и на этой основе опредеёить программу даёьней0ей работы с ним.

^ами выдеёены два ^aпpaвёe^ия деятеёьности психоёогической сёужбы образования — актуальное и перспективное. Актуаль^е ориентировано на ре0ение зёободневных про- бёем, связанных с теми иёи иными трудностями в обучении и воспитании детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании ёичности. В настоящее время детские учреждения испытывают потребность в конкретной помощи психоёогической сёужбы. Пер- спектив^е направёение нацеёено на развитие, становёение ёичности и индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психоёогической готовности к самоопределению, к созидатеёьной жизни в обществе. Эти два направёения неразрывно связаны между собой: психолог, ре0ая перспективные задачи, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней детям, родитеёям, воспитатеёям, учитеёям.

Ориентация на развитие ребенка опредеёяет основное содержание деятеёьности практического психоёога:

1.  Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста (сензитивность того или иного возрастного периода, зона бёижай0его развития и др.). Практический психолог доёжен способствовать тому, чтобы возрастные особенности не просто учитывались (к этим советам в детском саду, 0коле уже привыкли), но и активно формировались, служили основой дальней0его развития возможностей детей.

2.  Развитие в процессе воспитания и обучения индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода — интересов, склонностей, способностей, чувств, самосознания, направленности, ценностных ориентации, жизненных планов и др.

Проблема индивидуальных различий очень сложна. Трудно назвать хоть одно какое-то свойство, черту, качество человека, которые не входили бы в круг этой проблемы. Однако главным в индивидуальных особенностях человека являются его способности.

Существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых для своей реализации на достаточно высоком уровне требует определенных способностей. Формирование способностей специфично на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов или неудач в той или иной деятельности. Психическое становление ребенка невозможно без развития его способностей. Со стороны взрослых должны быть проявлены внимание и бережное отно0ение к малей0им успехам ребенка. У взрослых этого часто не хватает, и они успокаивают свою совесть расхожей формулой о том, что способности — это исключение, а не правило. Психолог с подобными убеждениями работать не может, ведь его основная задача — выявление и развитие способностей каждого на индивидуальном уровне достижений.

3.  Создание в детском саду, 0коле, интернате благоприятного для развития детей психологического климата, который определяется прежде всего продуктивным общением, взаимодействием ребенка и взрослых, ребенка и сверстников.

Истинное общение менее всего ориентируется на оценки или оценочные ситуации, для него характерна именно безоценочность. Выс0ая ценность в общении с человеком — это он сам, со всеми его качествами, свойствами, настроениями, т. е. правом на индивидуальность.

4.  Оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям, воспитателям, учителям.

Практический психолог образования осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом и администрацией учебно-воспитательного учреждения. Важней0им условием эффективности работы 0кольной психологической службы является

правильное понимание психоёогом и учитеёем, психоёогом и воспитатеёем, психоёогом и представитеёем администрации учебно-воспитатеёьного учреждения существа их профес- сионаёьного взаимодействия. При этом существенным явёяется знакомство педагога с пси- хоёогической пробёематикой, что помогает ему в каждом сёучае выдеёить наибоёее адекватную задачу и совместно с психоёогом ее сформуёировать. От психоёога, в свою очередь, требуется хоро0ая осведомленность в вопросах педагогики и дидактики, теории воспитания. Взаимодопоёняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы как с отдельным учащимся, так и с детским коллективом следует рассматривать необходимым условием обеспечения работы службы.

Мы считаем, что деятельность психологической службы образования ориентирована преимущественно на учащихся. Работа с администрацией учебно-воспитательного учреждения, членами педагогического коллектива, родителями производится постольку, поскольку это необходимо в интересах 0кольника.

Сегодня очевидно, что деятельность службы направлена не только на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нару0ений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нару0ений. Отсюда вытекает необходимость активного участия 0кольного педагога в коррекции выявленных отклонений.

Задачи и формы работы практического психолога во многом зависят от типа детского учреждения: детский сад это или массовая 0кола, лицей или гимназия, детский дом или интернат и т. д. Каждое детское учреждение имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на развитие ребенка.

Так, выявлена специфика работы практического психолога в учреждениях интернатного типа для детей, ли0енных попечения родителей (дома ребенка, детские дома, 0колы- интернаты). Психическое развитие этих детей характеризуется замедленным темпом и имеет ряд качественных негативных особенностей: у них ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируются умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля и т. п. Эти особенности отмечаются на всех ступенях детства, от младенчества до ранней юности. Они по- разному и в разной степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе развития ребенка. to все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности.

Воспитанники детских учреждений интернатного типа с самого раннего возраста нуждаются в специально организованной психологической помощи, обеспечиваемой профессиональным психологом, который разрабатывает и осуществляет развивающие, психопро­филактические и психокоррекционные программы, компенсирующие неблагополучный опыт и обстоятельства жизни этих детей и способствующие формированию их личности.

Кратко охарактеризуем основные виды деятеёь^сти практического психолога образования.

Психоёогическое пpoсвеще^ие. Задача данного направления определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

Психодиагаостическая работа. Целью этой деятельности является углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода до0кольного и 0кольного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нару- 0ений в учении и развитии.

Развивающая и коррекцио^^ая работа. Задачей этого направления служит активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка с целью обеспечить соответствие развития ребенка возрастным нормативам, оказать помощь педагогическим коёёективам в индивидуаёизации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.

Ko^cyёьтaтив^aя работа. Цеёь этой работы — консультирование взросёых и детей по пробёемам развития, обучения, воспитания, общения, переживаний, сомнений и пр.

Психопрофилактика. Задачами данного направёения явёяются: а) ответственность за собёюдение в 0коёе, детском саду и других учреждениях психоёогических усёовий, необходимых дёя поёноценного психического развития и формирования ёичности ребенка на каждом возрастном этапе; б) своевременное выявёение таких особенностей ребенка, которые могут привести к опредеёенным сёожностям, отклонениям в его интеёёектуальном иёи ёичностном развитии; в) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

В любой конкретной ситуации каждый из видов работ может быть основным в зависимости от той проблемы, которую ре0ает практический психолог.

В заключение подчеркнем, что психологическая служба образования может полноценно действовать только при условии, что она существует как единая иерархизированная система с четким представлением о функциональных обязанностях каждого ее звена — от психолога, работающего в конкретной 0коле или детском саду, районных и городских психологических центрах, до соответствующих отделов регионального управления образования и министерства. Только создание единой системы психологической службы образования может гарантировать высокий уровень деятельности всех ее подразделений, научно­методическую разработку ее проблем, методическое оснащение и материальное обеспечение, профессиональную подготовку практических психологов, квалифицированную оценку результатов их деятельности.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4915
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 37

Скачиваний

Всего: 1638
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 7