Введение
Согласно Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Минпросвещения России от 18 июня 2024 г. № СК-13/07вн, одним из приоритетных направлений в развитии системы психолого-педагогической помощи является кадровое обеспечение данной деятельности [8. План мероприятий]. С возрастанием спроса на получение психолого-педагогической помощи в образовательных организациях важной становится кадровая обеспеченность как структурный элемент системы реализации психолого-педагогического сопровождения [Atkinson, 2022; Hooper, 2024; Sapargaliyeva, 2023].
Данная статья является продолжением первой части описания результатов мониторинга функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации (далее – Мониторинг) [Функциональная модель психологической, 2024].
Целью статьи является представление и анализ результатов Мониторинга в части кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения в системе образования.
Методы
Для реализации Мониторинга были разработаны специальные формы анкет. Вопросы были сгруппированы по 3 блокам в соответствии с выделенными функциональными блоками психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования. Сбор информации организован в электронном формате с применением российской системы в режиме онлайн AnketologBOX.
В исследовании приняли участие 8 субъектов Российской Федерации из каждого федерального округа: Ярославская область, Ленинградская область, Ростовская область, Республика Дагестан, Пермский край, Свердловская область, Новосибирская область, Хабаровский край.
Статистические расчеты производились в IBM SPSS Statistic.26.0. Для анализа данных использовались методы описательной статистики, контент-анализ, коэффициент ранговой корреляции rs-Спирмена.
Характеристика выборки
В Мониторинге приняли участие 2288 респондентов из 1979 организаций. Численность респондентов из дошкольных образовательных организаций – 29,3% (670 чел.); общеобразовательных организаций – 58,4% (1336 чел.); профессиональных образовательных организаций – 9,4% (215 чел.) и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи – 2,9% (67 чел.). Стаж работы респондентов в должности педагога-психолога: до 3 лет – 30,7%, от 3 до 5 лет – 14%, от 5 до 10 лет – 18,3%, от 10 до 15 лет – 13,9%, от 15 до 20 лет – 9,2% и 20 и более лет – 13,9%.
Распределение общей численности респондентов по субъектам Российской Федерации представлено на рис. 1.
Рис. 1. Распределение общей численности респондентов, принявших участие в мониторинге, по субъектам Российской Федерации
Результаты исследования
По данным Мониторинга, в составе психологической службы преобладает доля педагогов-психологов (33,4%) и учителей-логопедов (26,1%). Наименьший процент сотрудников составляют руководители психологических служб – 11,6% (рис. 2).
Рис. 2. Долевое распределение сотрудников психологической службы в соответствии с занимаемой должностью
Сопоставительный анализ согласованности кадровых составов психологических служб в субъектах Российской Федерации осуществлялся с помощью коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена (табл. 1).
Таблица 1. Значения коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена между выборочными совокупностями по кадровому составу психологических служб
|
Выборочные совокупности |
Ярославская область |
Ленинградская область |
Ростовская область |
Республика Дагестан |
Пермский край |
Свердловская область |
Новосибирская область |
|
Ленинградская область |
0,80 |
|
|
|
|
|
|
|
Ростовская область |
0,90* |
0,60 |
|
|
|
|
|
|
Республика Дагестан |
0,80 |
0,30 |
0,90* |
|
|
|
|
|
Пермский край |
0,90* |
0,60 |
1,00** |
0,90* |
|
|
|
|
Свердловская область |
0,90* |
0,90* |
0,70 |
0,50 |
0,70 |
|
|
|
Новосибирская область |
0,90* |
0,90* |
0,80 |
0,60 |
0,80 |
0,80 |
|
|
Хабаровский край |
0,90* |
0,60 |
1,00** |
0,90* |
1,00** |
0,70 |
0,80 |
Примечание: * – корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя); ** – корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Установлены положительные корреляционные связи на уровне статистической значимости p≤0,01 между кадровыми составами психологических служб Ростовской области, Пермского края и Хабаровского края. С данными субъектами Российской Федерации согласуются на уровне статистической значимости p≤0,05 кадровые составы психологических служб Республики Дагестан (ρ=0,90; p=0,037) и Ярославской области (ρ=0,90; p=0,037). При этом последняя положительно коррелирует на статистическом уровне значимости p≤0,05 с Новосибирской областью (ρ=0,90; p=0,037) и Свердловской областью (ρ=0,90; p=0,037), которые, в свою очередь, согласованы на уровне значимости p≤0,05 с кадровым составом психологических служб Ленинградской области (ρ=0,90; p=0,037). Исходя из данных корреляционного анализа, можно говорить о единстве подходов к формированию кадрового состава психологической службы в Ростовской области, в Пермском крае и Хабаровском крае. Отметим, что реализация психолого-педагогического сопровождения во взаимодействии между различными специалистами психологической службы способствует повышению эффективности реализуемой психолого-педагогической помощи [Birch, 2023].
Для решения задач определения комплексной стратегии оказания психолого-педагогической помощи в едином образовательном пространстве педагоги-психологи привлекаются к участию в работе психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) [Опыт разработки Положения, 2017; Чжан, 2023]. По результатам Мониторинга, 91,5% респондентов принимают участие в деятельности ППк.
Педагоги-психологи нередко выполняют дополнительную нагрузку в организации. В ходе Мониторинга выявлено 29,5% респондентов, не имеющих дополнительной нагрузки, и 70,5% респондентов, реализующих дополнительную нагрузку, из которых 24,6% работают в качестве классного руководителя, 22,2% – учителя.
Привлечение педагогов-психологов к реализации дополнительной нагрузки может влиять на эффективность выполнения ими основного вида профессиональной деятельности и приводить к появлению профессионального выгорания [Гальперина, 2022; Морозов, 2024; Скуднова, 2021]. При этом наличие у педагогических работников профессионального выгорания негативно сказывается на качестве оказания психологической помощи и может приводить к текучести кадров [Watson, 2024].
Одним из способов профилактики профессионального выгорания выступает супервизия и интервизия педагогов-психологов в организации [Давкуш, 2024; Шорохов, 2023; Якиманская, 2024]. Согласно полученным данным, 49,1% респондентов получают супервизию и интервизию, 5,5% являются супервизорами, 45,4% не получают данный вид профессиональной поддержки.
Важным инструментом для эффективной профессиональной деятельности педагога-психолога выступает система наставничества в образовательной организации [Баканова, 2023; Варга, 2022]. Реализация системы наставничества способствует профессиональному становлению и развитию педагогических кадров, в том числе молодых специалистов [Бугаев, 2023; Булах, 2022; Ульянина, 2022].
Одним из условий реализации системы наставничества в образовательной организации выступает подготовка локальных нормативных правовых актов или иных документов, регламентирующих деятельность наставников [Федорчук, 2022]. 32,7% респондентов прикрепили документ о наставничестве в образовательной организации или иной документ, регламентирующий деятельность наставников.
Система наставничества может реализовываться в разных формах [Гордашникова, 2023]. Согласно результатам Мониторинга, наставничество для педагога-психолога реализуется в основном в традиционной (66,8%) и ситуационной (55,6%) формах. Менее распространены групповая (14,9%) и реверсивная (8,5%) формы наставничества. При этом подавляющее большинство респондентов отметили, что наставниками выступают другие педагоги-психологи (64,4%). Подобное распределение характерно для большинства субъектов Российской Федерации.
Распределение ответов респондентов о стаже наставника представлено на рис. 3.

Рис. 3. Долевое распределение наставников в соответствии со стажем
Результаты Мониторинга показали, что большинство наставников имеют стаж профессиональной деятельности 20 лет и более (46%), реже – стаж работы 3 года и 1 год (6% и 5% соответственно).
Одним из основных условий кадрового обеспечения деятельности психологической службы является непрерывный профессиональный рост педагогов-психологов, который может реализовываться за счет оказания методической поддержки. По результатам Мониторинга, 71,2% респондентов получают методическую поддержку на муниципальном уровне, 56,4% респондентов – на локальном уровне и 47,4% респондентов – на региональном уровне.
В качестве наиболее востребованных тематических направлений для обсуждения в рамках работы методических объединений педагогов-психологов более 50% респондентов отметили:
– особенности реализации коррекционно-развивающих программ (55,9%);
– вопросы профилактики эмоционального выгорания, здоровьесбережения и повышения личностной ресурсности педагогов-психологов (55,3%);
– особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (53,9%).
С целью передачи и распространения передового опыта, а также популяризации профессии и профессионального роста для педагогов-психологов ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России» на региональном и всероссийском уровнях.
По результатам Мониторинга отмечено, что на региональном уровне 12,6% респондентов принимали участие в конкурсе «Педагог-психолог России». Также респонденты принимают участие в иных конкурсах профессионального мастерства на региональном и муниципальном уровнях (20% и 22% соответственно).
При этом они отмечают разные виды мотивации участия в конкурсах профессионального мастерства (рис. 4).
Рис. 4. Распределение численности респондентов в соответствии с возможной мотивацией участия в конкурсах профессионального мастерства
В качестве часто встречающейся мотивации респонденты указали «обмен опытом и знаниями» (68,1%). Более половины респондентов отметили важность «повышения профессиональной квалификации» (56,9%) и «совершенствование профессиональных навыков» (52,4%). Треть респондентов указали «материальное стимулирование» (37,1%), необходимость участия в конкурсах профессионального мастерства для успешного «прохождения аттестации (повышения квалификационной категории)» (36,5%). «Тиражирование лучших практик» отметили 22,7% респондентов. В меньшей степени отмечен мотив «определение областей профессионального развития» (16,1%).
Применение к данным коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена позволило выявить согласованность мотивов участия в конкурсах профессионального мастерства между выборочными совокупностями (табл. 2).
Таблица 2. Значения коэффициента ранговой корреляции rs-Спирмена между выборочными совокупностями относительно мотивов участия в конкурсах профессионального мастерства
|
Выборочные совокупности |
Ярославская область |
Ленинградская область |
Ростовская область |
Республика Дагестан |
Пермский край |
Свердловская область |
Новосибирская область |
|
Ленинградская область |
0,93** |
|
|
|
|
|
|
|
Ростовская область |
1,00** |
0,93** |
|
|
|
|
|
|
Республика Дагестан |
1,00** |
0,93** |
1,00** |
|
|
|
|
|
Пермский край |
0,89** |
0,93** |
0,89** |
0,89** |
|
|
|
|
Свердловская область |
0,89** |
0,96** |
0,89** |
0,89** |
0,86* |
|
|
|
Новосибирская область |
0,96** |
0,96** |
0,96** |
0,96** |
0,96** |
0,93** |
|
|
Хабаровский край |
1,00** |
0,93** |
1,00** |
1,00** |
0,89** |
0,89** |
0,96** |
Примечание: ** – корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Согласно данным анализа, положительные корреляции между исследуемыми субъектами Российской Федерации относительно мотивов участия установлены на уровне статистической значимости p≤0,01. Полученные результаты указывают на схожесть мотивов участия в конкурсах профессионального мастерства у большинства представленных респондентов. При этом, как показано на рис. 5, прослеживается тесная положительная взаимосвязь на уровне статистической значимости p≤0,01 между такими ведущими мотивами, как обмен опытом и знаниями, повышение профессиональной квалификации и совершенствование профессиональных навыков. В свою очередь, последний предполагает совершенствование навыков в областях профессионального развития, что, безусловно, оказывает влияние на прохождение аттестации и повышение профессиональной квалификации.
Рис. 5. Взаимосвязь мотивов участия в конкурсах профессионального мастерства
Для повышения доступности и качества оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, а также повышения эффективности деятельности педагогов-психологов в различных субъектах Российской Федерации разрабатываются и используются цифровые платформы, предназначенные для оказания психологической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям) [Ульянина, 2022]. Согласно результатам Мониторинга, примерно 27% респондентов указывают на разработанность и функционирование цифровых платформ в образовательных организациях (рис. 6).
Рис. 6. Долевое распределение ответов респондентов относительно разработанности цифровой платформы для обучающихся и для родителей (законных представителей)
Согласно трудовым функциям педагога-психолога, психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ подразумевает использование современных средств информационно-коммуникативных технологий [Бугаев, 2023; Приказ Минтруда России, 2015; Чжан, 2023]. По данным Мониторинга, 67,8% респондентов используют цифровые решения при проведении психологической диагностики, 62,8% – при осуществлении психологического просвещения, 41,7% – в коррекционно-развивающей работе, 39,4% – в рамках психологического консультирования, 37,5% – при проведении психопрофилактики, 3,8% респондентов не используют цифровые решения в работе.
У респондентов уточняли, в каких именно направлениях деятельности они используют специализированные цифровые инструменты. В основном осуществляется ведение текущей и отчетной документации (57,8%) и реализация психологической диагностики и автоматической обработки результатов (56,2%). Более трети респондентов пользуются специализированными цифровыми инструментами для самообучения и повышения своего профессионального уровня (47,8%); психологического просвещения участников образовательных отношений (42,0%); информирования участников образовательных отношений (41,1%); коррекционно-развивающей работы с обучающимися (34,5%).
Помимо специализированных цифровых инструментов для решения задач в своей профессиональной деятельности 41,4% педагогов-психологов используют иные цифровые инструменты, базово не предназначенные для реализации направлений их деятельности.
Выводы
В результате Мониторинга в части кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения определен примерный состав психологической службы в субъектах Российской Федерации.
Анализ результатов Мониторинга показал, что респонденты помимо осуществления основного вида деятельности в организации выполняют дополнительные функции, в основном классного руководителя и учителя. Большинство респондентов также принимает участие в деятельности ППк.
С целью профессионального роста педагогов-психологов и повышения эффективности оказания психолого-педагогической помощи реализуется система наставничества разных типов, проводятся супервизии и интервизии, осуществляется методическая поддержка. При этом не все респонденты отметили возможность получения данных форм профессиональной поддержки, что может указывать на необходимость продолжения их развития в субъектах Российской Федерации на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
По результатам Мониторинга определено, что с целью передачи и распространения передового опыта, а также популяризации профессии и профессионального роста респонденты участвуют в конкурсе «Педагог-психолог России» и в иных конкурсах профессионального мастерства на региональном и муниципальном уровнях. Субъекты Российской Федерации выделяют схожие виды мотивации участия в конкурсах профессионального мастерства: обмен опытом и знаниями, повышение профессиональной квалификации и совершенствование профессиональных навыков.
Для повышения доступности и качества оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в различных субъектах Российской Федерации разрабатываются и используются цифровые платформы, предназначенные для оказания психологической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям). Согласно результатам Мониторинга, в субъектах Российской Федерации недостаточное внимание уделяется разработке цифровых платформ в образовательных организациях, примерно 27% респондентов указывают на разработанность и функционирование цифровых платформ в образовательных организациях.
Применение специализированных цифровых инструментов в основном осуществляется для ведения текущей и отчетной документации, психологической диагностики и автоматической обработки результатов, а также для самообучения и повышения своего профессионального уровня. Реже они используются для мониторинговых исследований, изучения качества оказания психологической помощи, консультирования участников образовательных отношений, создания и ведения единого банка данных обучающихся.
Помимо специализированных цифровых инструментов для решения многочисленных и разнообразных задач в своей профессиональной деятельности 41,4% респондентов используют иные цифровые инструменты, базово не предназначенные для реализации направлений их деятельности.
Таким образом, полученные в ходе Мониторинга данные относительно кадрового обеспечения психолого-педагогического сопровождения в части состава психологической службы, организации системы наставничества, методического обеспечения, обеспечения условий для непрерывного профессионального роста педагогов-психологов, их участия в конкурсах профессионального мастерства, внедрения цифровых инструментов в профессиональную деятельность педагога-психолога позволили получить данные, которые будут использованы при разработке примерных проектов функциональной модели психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования.




