Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9264Новости 1835Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Образовательная среда урока в школах разных типов 3014Поливанова Н.И. Ермакова И.В. АннотацияИсследование выявило наиболее существенные характеристики урока в образовательных средах разного типа. Анализ экспериментального наблюдения организации уроков в различных школах показал четкое количественное развитие и качественные особенности параметров, свойственных двум типам сред и характеризующих их как развивающую и репродуктивную. Показано, что школьники в развивающих образовательных средах демонстрируют более высокий уровень развития теоретического мышления. Ключевые слова: образовательная среда, развивающее обучение Рубрика: Психология образования Фрагмент статьи
Образовательная среда школы является сложным по структуре целостным образованием, включающим разноплановые компоненты (в том числе имеющие психологическую природу), например такие, как внутренняя направленность школы, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся и учителей. Мы остановимся на результатах наблюдения и анализа особенностей образовательной среды школы, проявляющихся непосредственно на уроках. Эти особенности должны выражаться и в общей педагогической направленности учителя (формы и методы передачи учителем содержания учебного материала), и в специфике психологической организации им процесса усвоения учащимися знаний на уроке (организация, контроль и регулирование процесса взаимодействия с учащимися), и в личностных отношениях с детьми (влияние личности учителя на учащихся, учет индивидуальных особенностей детей, создание мотивации учения). На наш взгляд, именно то, как образовательная среда реализуется в учебной работе учителя и детей на уроках и, главное, в их взаимодействии, является одним из основных факторов (наряду с внутренней направленностью школы и др.) образовательной среды, определяющих эффективность психического развития учащихся каждой конкретной школы. В ранее осуществленном исследовании [6] на основании особенностей внутренней направленности школы, ее концепции, психологического климата и ряда других факторов были выделены некоторые типы школ, характеризующиеся целостным проявлением специфической образовательной среды (например, «развивающая», «гуманистическая» или «авторитарная» образовательная среда). Однако внутри отдельных типов школ в процессе урока, как правило, наблюдаются различные варианты функционирования образовательной среды, которые определяются, по нашему мнению, не только вариативностью реализации концепции школы отдельными педагогами или индивидуальными особенностями определенных учителей. В частности, серьезное влияние может оказать то, насколько педагог учитывает возрастные особенности детей или какова специфика преподаваемого им предмета (по степени формализации, эмоциональности и гуманистичности содержания). В настоящем исследовании мы сравниваем психологические особенности организации уроков в школах разной направленности, в разных возрастных группах учащихся (V и IX классы), а также на разных предметах (математических, естественных и гуманитарных). Литература
Статьи по теме
Социальная психология | Хломов К.Д., Бочавер А.А., Корнеев А.А. Психология образования | Хедегаард М. Психология образования | Егоренко Т.А., Санина С.П. Психология образования, Психология развития | Лыонг М.Х. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|