Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии

544

Аннотация

Настоящее исследование посвящено девианциям в венгерском обществе. Профессор И. Вингендер трактует девианцию не только как форму поведения, но и как образ жизни, жизненный стиль, а также как общественное суждение, субъектом которого выступает культура общества, а объектом – носитель формы поведения. В статье содержится анализ теорий девианций и тех элементов, которые оказывают угрожающее влияние на образ жизни и культуру молодого поколения.

Общая информация

Ключевые слова: девиация, общественное сознание, культура

Рубрика издания: Социальная психология

Для цитаты: Вингендер И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 3. С. 5–15.

Фрагмент статьи

Общественные науки долгое время пытаются выработать единое и отвечающее требованиям науки понятие девианций. Приблизительные и, по большому счету, принятые в науке определения уже родились, однако общепринятого пока еще нет. Поэтому девианцию мы понимаем согласно следующим двум критериям:

1. В качестве отправного момента можно принять классическое приближение, описывающее формы девиантного поведения как отличающегося от общественных норм, нарушающего их. Однако отклонение от социокультурных норм не является достаточным критерием девиантного поведения, так как не от всех норм отклонение и не все формы его проявления считаются девианцией.

2. Таким же важным моментом приближения видов девиантного поведения является принятие во внимание того, что общество в соответствии с его культурными особенностями из ряда форм поведения, нарушающих нормы, выбирает определенные из них и расценивает как девиантные.

Девианция, таким образом, является, с одной стороны, своеобразной формой поведения, более того, образом жизни, жизненным стилем, а с другой — общественным суждением, субъектом которого выступает культура общества, а объектом — форма поведения, а также ее носитель. В связи с этим возникают две важные проблемы:

1) так как общественная культура сама по себе не способна непосредственно провести упомянутую программу оценки, возникает потребность в таком субъекте или субъектах, которые осуществляют данную программу от ее имени или по крайней мере в процессе суждения ссылаются на нее. Носитель культуры в процессе суждения о девианциях различен в различных обществах: в демократически построенных и таким образом действующих обществах этот круг задач выполняют в основном институты цивильной сферы, тогда как в других обществах — прежде всего представители власти;

2) необходимо выяснить, что служит основой оценки, какие нормы и субкультуры являются критериями выделения девиантного поведения. (Этот вопрос, естественно, тесно связан с предыдущим.) В большинстве случаев девиантными считаются те формы поведения, которые резко отличаются от средних, привычных для данного общества, культурно зафиксированных в его истории, впитанных и благодаря всему этому толерантно воспринимаемых членами общества проявлений или же по какой-то причине оказываются особо порочными, вредными для всего общества. Опасности, грозящие всему обществу, естественно включают в себя самих лиц, допускающих девианций, поэтому произведенные ими девиантные действия и их негативные последствия также имеют место при оценке девианта. В этом смысле оценка девианта представляет собой одновременно исключающий, дифференцирующий и сегрегальный, а также защитный механизм.

Информация об авторах

Вингендер И., профессор Будапештского университета

Метрики

Просмотров

Всего: 1303
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 544
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2