Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9259Новости 1824Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста 1291Зиновьева М.В. АннотацияРезультаты данного исследования показывают, что дети, родители которых имеют сбалансированный по опеке стиль воспитания, более активны, обладают позитивной ориентировкой в мире. Чрезмерно высокая степень опеки подавляет инициативу ребенка. Сбалансированный по степени опеки стиль родительского воспитания является существенным условием развития у ребенка образа созидательного обустройства мира. Рубрика: Психология развития Фрагмент статьи
Что может повлиять на поведение ребенка? Каким будет его характер? Почему он ведет себя так, а не иначе? Это те вопросы, которые задают и родители, и воспитатели детей дошкольного возраста. Ответом на них может стать исследование формирования мировоззрения детей дошкольного возраста. В настоящее время единая линия государства и общества по отношению к формированию мировоззрения у детей распалась. В современном обществе большую ценность приобретают не только научные, но и эстетические, нравственные и религиозные аспекты мировоззрения. Вместе с тем можно констатировать мировоззренческий хаос. В настоящий момент система взглядов и отношений к окружающему миру у детей формируется чаще всего стихийно. В самом общем виде мировоззрение определяется как система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Мировоззрение в широком смысле слова включает в себя все взгляды человека на окружающий мир: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения и т. д. Формирование мировоззрения, как наиболее важного качества гармоничной личности, — конечная цель современного образования. Это свидетельствует о высокой значимости проблемы развития мировоззрения у детей. Многие психологи, изучавшие проблемы мировоззрения, справедливо указывают на историчность мировоззрения и его тесную связь с культурой (Л. С. Выготский, 1983; А. В. Толстых, Ф. Т. Михайлов, 1981; Л. Ф. Обухова, Н. Б. Шумакова, 1981; Э. Эриксон и др.). В 1982 г. на советско-чехословацком симпозиуме по проблемам мировоззрения М. И. Лисина так обосновала актуальность проблемы мировоззрения: «Мировоззрение — важнейшее качество личности. Научное мировоззрение позволяет человеку трудиться, участвовать в культурном процессе на уровне передовых достижений своего времени и вместе с тем обогащать культуру, способствовать дальнейшему прогрессу человечества. Вот почему так актуален сегодня вопрос об условиях целенаправленного формирования научного мировоззрения у детей» [2, с. 302]. М. И. Лисина полагает, что «уже в первые месяцы жизни начинается тот процесс, который завершается появлением мировоззрения в истинном смысле слова» [2, 302]. Автор отмечает, что формирование мировоззрения невозможно понять без анализа его ранних истоков. Предварительный обзор психологической литературы показывает, что работ, направленных на изучение мировоззрения в дошкольном возрасте, крайне мало. Данный вопрос чаще всего рассматривался в рамках других проблем, таких, как проблемы развития личности, развития восприятия и экологического воспитания (Н. А. Менчинская, Т. К. Мухина, Ф. Т. Михайлов, А. В. Толстых, Д. Н. Мшицкий, В. В. Трубачев, В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо и др.). Большинство авторов, касаясь развития мировоззрения у детей дошкольного возраста, ограничиваются формулировкой, предварительных планов и линий исследования (М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). Планы этих исследований сосредоточены в основном на изучении некоторых аспектов мировоззрения у детей в процессе воспитания вне семьи. Возникают вопросы: неужели мировоззрение человека формируется только в рамках организованного учебно-воспитательного процесса? Как семья и воспитание в семье влияют на ранние истоки мировоззрения? Литература
Статьи по теме
Психология личности, Психология развития | Бажан Т.М., Шоманбаева А.О. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|