Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье

799

Аннотация

Автор исследовала связь между привязанностью ребенка к матери и образом себя ребенка в двухдетной семье. Полученные результаты показали следующее. 1) Сформировавшаяся в раннем детстве привязанность ребенка к матери не является определяющей в развитии ребенка в младшем подростковом возрасте. 2) Ненадежная привязанность ребенка к матери, возникшая в раннем возрасте, неблагоприятно сказывается на образе себя ребенка младшего подросткового возраста. 3) Сформированная в раннем детстве надежная привязанность ребенка к матери благоприятно сказывается на образе себя ребенка младшего подросткового возраста.

Общая информация

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Покатаева М.Б. Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 2.

Полный текст

Исследование проблемы воспитания ребенка в семье является актуальным и востребованным. Начиная с 70-х гг. XX в. вопросы семейного воспитания в нашей стране рассматривают и социологи (И. С. Кон, В. Я. Титаренко и др.), и педагоги (И. В. Требников, Т. П. Деусов, Т. В. Лодкина, Е. И. Наседкина, Л. Д. Троицкая и др.). Большое внимание проблемам воспитания ребенка в семье уделяется также психологами и психотерапевтами (М. И. Буянов, А. Я. Варга, Т. П. Гаврилова, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Т. Т. Хоментаускас и др.).
На различных этапах развития нашего общества представления о семье как факторе воспитания претерпевали существенные изменения. В 60-х гг., например, высказывалось мнение о возможности и даже желательности замены семейного воспитания воспитанием в дошкольных и школьных учреждениях (С. Я. Струмилин, 1960). К настоящему времени накоплено немало убедительных свидетельств принципиальной значимости и в известных пределах незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Анализ поведения и психики детей, разлученных с родителями в раннем детстве (в результате ранней госпитализации, смерти родителей или развода), говорит о возможности необратимых искажений личности ребенка из-за воспитания его вне семьи (Дж. Боулби, 1983; Л. Лангмейер, 3. Ма- тейчик, 1984; И. В. Дубровина, М. И. Лисина, A. M. Прихожан, Н. Н. Толстых, 1982, и др.).
Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка — его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери. В настоящее время изучение формирования и развития привязанностей в онтогенезе является одним из наиболее актуальных направлений исследований в современной психологии развития, где привязанность понимается как базисное образование, оказывающее влияние на психическое развитие ребенка, его жизненный путь.
В западной психологической науке эта проблематика в последние десятилетия всесторонне разрабатывалась в исследованиях М. Ainsworth, J. Bowlby, К. и К. Е. Grossman, М. Main. Однако в отечественной психологии проводились лишь немногочисленные исследования, направленные на изучение особенностей привязанности к взрослому у детей, воспитывающихся в разных социальных условиях (М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова, Н. Н. Авдеева, Н. А. Хаймовская, М. К. Бардышевская).
Следует отметить, что в последнее время понимание привязанности в рамках глубинной и этологической психологии сближается с поведенческой концепцией социального научения. Привязанности все реже характеризуются со стороны переживания и все более сводятся к перечню наблюдаемых действий (приближение, следование, подача и прием сигналов в виде улыбки, плача). При этом привязанность становится не только предметом исследования, но и всеобщим принципом, объясняющим самые разные стороны психики человека. Обычно такое объяснение происходит путем установления корреляционной зависимости между качеством привязанности в раннем детстве и чертами личности в старших возрастах. Понимание более глубоких психологических пластов развития личности и сознания ребенка, как правило, не является задачей исследования. Все это снижает ценность этого направления для психологии.
Поэтому целью нашей работы являлось сравнительное изучение особенностей привязанности ребенка к матери и образом себя ребенка в двухдетной семье. Родительское воспитание представляет собой единство трех основных компонентов — отношения к ребенку, представлений о нем и способов воздействия (контроль, наказание, поощрение, предъявление требований и т. д.) и характера обращения с ребенком. В нашем исследовании мы проследили взаимосвязь этих трех компонентов и их взаимовлияние, а именно каким образом взрослые (родители) представляют себе ребенка, что они делают для того, чтобы он стал именно таким; какой должна быть ситуация социализации ребенка, чтобы сложившееся в раннем детстве отношение ребенка к матери и миру (качество привязанности) благотворно отразилось на последующем развитии представлений ребенка о себе, его образе себя.

Методы и методики исследования

Изучение связи между привязанностью ребенка к матери и образом себя ребенка осуществлялось в форме поэтапного обследования матери и ребенка в двухдетной семье.
В задачи исследования входило изучение:
образа себя ребенка (представление и отношение ребенка к себе) ;
типа привязанности ребенка к матери;
представления матери о ребенке;
оценки матерью своей привязанности к ребенку и его привязанности к ней.
В исследовании использовались методики, направленные на изучение:
образа себя ребенка в сравнении с образом себя другого (брата или сестры);
тип аффективной привязанности ребенка к матери.
Образ себя ребенка выявлялся с помощью методик «Самооценка», «Автопортрет» и портрет другого ребенка, «Рисунок семьи» (диагностика внутрисемейных отношений, с точки зрения ребенка) и «Лестница» (ранжирование членов семьи по степени их значимости для ребенка и тому положению, которое они занимают в семейной иерархии, с точки зрения ребенка).
Привязанность ребенка к матери устанавливалась при помощи методики «Рисунок семьи» — как оценка внутрисемейных отношений глазами ребенка, главным образом отмечались роль, функции и взаимодействие матери с другими членами семьи; методики «Самооценка» — как представление и оценка ребенка матерью по ряду шкал: добрый — злой, умный — глупый, красивый — некрасивый, любимый — нелюбимый, здоровый — больной, хороший ученик — плохой ученик, счастливый — несчастливый, а также по данным анкеты, заполненной матерью, в которой она характеризовала привязанность к ней ребенка в раннем детстве.
Представление матери о своих детях оценивалось по данным анкетирования. Анкета содержала вопросы, направленные на выявление представлений матери о проблемах и трудностях во взаимоотношениях с детьми, возникновение и проявления чувства ревности у детей, оценка матерью степени своей привязанности к одному и другому ребенку и того, в какой степени дети привязаны к ней и другим близким людям. Кроме того, были получены данные о методах воспитания, т. е. формах поощрения и наказания детей, отношении самих детей к этим методам, участии матери в детских конфликтах. Также ставился вопрос о трансляции опыта привязанности из поколения в поколение (привязанность самой матери к своей собственной матери в прошлом и в настоящее время). Таким образом, можно выделить следующие ключевые группы:
привязанность ребенка к матери;
представление матери о привязанности к ней ребенка;
привязанность матери к детям, демонстрация этого в реальных жизненных ситуациях (непосредственная оценка этого самой матерью); в ситуациях наказания и поощрения; желаемость появления детей на свет; в конфликтных ситуациях;
привязанность к своей матери, трансляция опыта привязанности;
детские взаимоотношения.
В состав экспериментальной группы вошли 25 полных двухдетных семей. Возраст исследуемых детей колебался в пределах 11—13 лет.
Полученные нами данные позволяют охарактеризовать качество привязанности к матери каждого из детей в двухдетной семье, что, в свою очередь, представляет возможность выделить следующие группы качества привязанности ребенка к матери:
надежная привязанность старшего и младшего детей к матери, сформированная в раннем детстве (66 %). Здесь важно отметить следующие особенности:
мать отмечает свою привязанность к обоим детям в равной степени, но считает, что младший ребенок (девочка) привязан к ней больше;
наглядные доказательства предпочтения матерью одного из детей (в рассмотренных случаях это младший ребенок — девочка).
надежная привязанность старшего ребенка и ненадежная привязанность младшего к матери, сформированная в раннем детстве (25 %). Особенности:
мать привязана к обоим детям, но отмечает большую привязанность по отношению к себе младшего ребенка (девочка);
мать тяготеет к одному из детей (в рассмотренных случаях это старший ребенок — мальчик).
ненадежная привязанность старшего и младшего детей к матери, сформированная в раннем детстве (9 %).
Мы выявили, что качество привязанности ребенка к матери, сформированное в раннем возрасте, определенным образом влияет на образ себя ребенка в более старшем возрасте (в нашем исследовании это младший подростковый возраст).
Под влиянием качества привязанности ребенка к матери складываются определенные взаимоотношения ребенка с ней, которые, в свою очередь влияют на формирование представления ребенка о себе (образ себя ребенка) и характер взаимодействия с другими членами семьи, в частности с другим ребенком. А именно:
надежный тип привязанности ребенка к матери, сформированный в раннем возрасте, сохраняется и в младшем подростковом возрасте.
Образ себя ребенка выглядит следующим образом. Основываясь на данных, полученных в ходе проведенного обследования, ребенок младшего подросткового возраста адекватно представляет и оценивает свои реальные возможности, способности, личностные характеристики. Прослеживается взаимосвязь оценки себя ребенком и оценки его матерью, которая выше его собственной. Важным фактором, определяющим представления ребенка о себе, является оценка его другим ребенком (у которого в раннем возрасте сложилась надежная привязанность к матери). Оценка другим ребенком совпадает с оценкой матерью.
Мать в семье занимает главенствующую позицию (расположение членов семьи по старшинству).
По рисуночным методикам можно констатировать благополучную и благоприятную семейную ситуацию развития, где мать дружелюбна и справедлива, привязана к обоим детям, любима и уважаема ими. В детских взаимоотношениях нет конкуренции и соперничества. Каждый на своем месте получает от родителей то, что ему необходимо. Характер взаимоотношений ребенка с матерью поддерживает уверенность его в себе и своих силах;
надежный тип привязанности ребенка к матери, сформированный в раннем возрасте, в младшем подростковом возрасте меняется на противоположный (ненадежный).
Образ себя ребенка выглядит следующим образом. Дети этой группы адекватно оценивают себя и свои возможности. Корреляции с оценкой матерью нет. Оценка ребенка матерью либо выше, либо ниже его собственной (при этом в семейной иерархии ребенок отводит матери последнее место). При явлении соперничества во взаимоотношениях между детьми наблюдается заниженная оценка испытуемого другим ребенком по всем шкалам либо частично. Хотя в случаях, когда другой ребенок старше испытуемого, его оценка, как правило, выше, чем оценивает себя испытуемый (в данном случае оценка другим ребенком объективная и реалистичная).
В семейной иерархии мать не занимает главенствующей позиции. Наблюдается смешение иерархического расположения членов семьи, нет стабильности в занимаемых позициях (испытуемый ставит себя выше других). Помещение себя и другого ребенка на одинаковом или разном уровне зависит от характера их взаимоотношений (превосходство младшего над старшим или наоборот).
По рисуночным методикам складывается неблагополучная картина развития представлений ребенка о себе. Ребенка не устраивает место, занимаемое им в семье. В отношениях с матерью есть потребность быть в безопасности, желание оградить себя от опасности (возможно, исходящей от самой матери). В случае конфликтных отношений с матерью (часто из-за другого ребенка) присутствует тенденция занять ее место в семейной иерархии (испытуемый — старший ребенок в семье, девочка). Ребенок ощущает потребность в более теплых, эмоционально-близких взаимоотношениях с другими членами семьи. Характер отношений ребенка с матерью не дает уверенности в себе. Детские взаимоотношения можно охарактеризовать как сложные и конфликтные. Превосходство одного ребенка (испытуемого) над другим свидетельствует о наличии агрессивности (прямой или защитного плана) с тенденцией к ее проявлению. Отмечается стремление ребенка занять родительскую, охраняюще-руководящую позицию по отношению к другому ребенку. Для младших детей характерно превознесение себя в воображении (на рисунке);
ненадежный тип привязанности ребенка к матери, сформированный в раннем возрасте, сохраняется и в младшем подростковом возрасте.
Образ себя ребенка выглядит следующим образом. Наблюдается тенденция к искажению ребенком своих реальных способностей и возможностей наряду с адекватным представлением о себе. В случае, когда испытуемый является старшим ребенком в семье, мать оценивает его, как правило, ниже, чем он сам себя. При этом другой ребенок оценивает его выше, чем себя (небольшая разница между детьми, 1—3 года), или оценивает ниже (большая разница, 6—8 лет).
В семейной иерархии наблюдается тенденция к постановке ребенком самого себя на последнее место (как правило, ставили себя на последнее место старшие дети в семье, что характерно для девочек). Место, занимаемое матерью, оценивается выше своего собственного (но может быть и последним).
 
Результаты исследования
Качественная характеристика ситуации развития ребенка

 

В раннем детстве сформирована надежная привязанность ребенка к матери, которая сохраняется и в младшем подростковом возрасте

В раннем детстве сформирована надежная привязанность ребенка к матери, в младшем подростковом возрасте ненадежная

В раннем детстве сформирована ненадежная привязанность ребенка к матери, которая сохраняется в младшем подростковом возрасте

Появление нового члена в семье

Старшего ребенка готовили к рождению младшего. Мать включала старшего в уход за младшим

После рождения младшего ребенка отношение матери к старшему изменилось, к чему старший ребенок подготовлен не был. Либо в процессе взросления младший начинает осознавать существование другого ребенка, которому, возможно, уделяется больше, внимания, чем ему. Отсюда — ревность и стремление привлечь к себе внимание

Старшего ребенка мать готовила к моменту рождения младшего, но акцент во взаимоотношениях детей делался на борьбу с чувством ревности. При этом младшего ребенка никак не готовят (специальным образом) к существованию в семье другого ребенка. Он просто включается в уже существующую семейную иерархию

Ориентация матери в процессе воспитания

Каждый ребенок с рождения является личностью, к которой необходимо относиться с уважением. Главное — это принятие ребенка таким, какой он есть

Ребенок с рождения маленькая личность, которая нуждается в руководстве и направлении родителями в нужное русло

Ребенок — личность с рождения, которую необходимо еще лепить и обрабатывать

Образ ребенка в представлении матери

Разносторонне развитый ребенок, честный, добрый, отзывчивый, справедливый

Аморфное представление о ребенке: благовоспитанный, человек с большой буквы, трудолюбивый, честный, добрый, отзывчивый

Ничего конкретного, но всего понемногу (честность, доброта, отзывчивость и т. д.)

Отношение матери к ребенку

Отношение к ребенку — мягкое и доверительное

Отношение к ребенку чаще мягкое, чем строгое

Нет единства требований по отношению к детям: либо разное к обоим (мягкое к младшему, строгое к старшему), либо строгое к обоим (но иногда детей балуют)

Воспитательные санкции, применяемые по отношению к ребенку(характер наказания/ поощрения)

Поощрение преобладает над наказанием. При наказании оценивается не ребенок, совершивший проступок, а его действие. Формы наказания — наставления, нравоучения; формы поощрения — благодарность, ласка

Наказание ребенка преобладает над поощрением. Наказывается чаще старший ребенок или за плохое поведение оба. Поощрение ребенка в виде похвалы и хорошего отношения к нему

Чаще наказывают, причем виновного или обоих сразу (физически), порицания дети боятся. Поощрения намного реже и только по заслугам (словесно или материальнообъектное отношение)

 
В раннем детстве сформирована надежная привязанность ребенка к матери, которая сохраняется и в младшем подростковом возрасте В раннем детстве сформирована надежная привязанность ребенка к матери, в младшем подростковом возрасте ненадежная В раннем детстве сформирована ненадежная привязанность ребенка к матери, которая сохраняется в младшем подростковом возрасте
Появление нового члена в семье Старшего ребенка готовили к рождению младшего. Мать включала старшего в уход за младшим После рождения младшего ребенка отношение матери к старшему изменилось, к чему старший ребенок подготовлен не был. Либо в процессе взросления младший начинает осознавать существование другого ребенка, которому, возможно, уделяется больше, внимания, чем ему. Отсюда — ревность и стремление привлечь к себе внимание Старшего ребенка мать готовила к моменту рождения младшего, но акцент во взаимоотношениях детей делался на борьбу с чувством ревности. При этом младшего ребенка никак не готовят (специальным образом) к существованию в семье другого ребенка. Он просто включается в уже существующую семейную иерархию
Ориентация матери в процессе воспитания Каждый ребенок с рождения является личностью, к которой необходимо относиться с уважением. Главное — это принятие ребенка таким, какой он есть Ребенок с рождения маленькая личность, которая нуждается в руководстве и направлении родителями в нужное русло Ребенок — личность с рождения, которую необходимо еще лепить и обрабатывать
Образ ребенка в представлении матери Разносторонне развитый ребенок, честный, добрый, отзывчивый, справедливый Аморфное представление о ребенке: благовоспитанный, человек с большой буквы, трудолюбивый, честный, добрый, отзывчивый Ничего конкретного, но всего понемногу (честность, доброта, отзывчивость и т. д.)
Отношение матери к ребенку Отношение к ребенку — мягкое и доверительное Отношение к ребенку чаще мягкое, чем строгое Нет единства требований по отношению к детям: либо разное к обоим (мягкое к младшему, строгое к старшему), либо строгое к обоим (но иногда детей балуют)
Воспитательные санкции, применяемые по отношению к ребенку(характер наказания/ поощрения) Поощрение преобладает над наказанием. При наказании оценивается не ребенок, совершивший проступок, а его действие. Формы наказания — наставления, нравоучения; формы поощрения — благодарность, ласка Наказание ребенка преобладает над поощрением. Наказывается чаще старший ребенок или за плохое поведение оба. Поощрение ребенка в виде похвалы и хорошего отношения к нему Чаще наказывают, причем виновного или обоих сразу (физически), порицания дети боятся. Поощрения намного реже и только по заслугам (словесно или материальнообъектное отношение)
 
По рисуночным методикам ребенка этой группы можно охарактеризовать как конфликтную личность. Наблюдается низкий уровень эмоциональных связей в семье — тревожность, страхи, присутствие некоторой отчужденности (либо между детьми, либо между родителями и детьми). Неудовлетворенность ребенка своим положением сочетается с компенсаторным превознесением себя в воображении. Конфликтность может проявляться в агрессивности и экспансивности натуры, зачастую лишенной чувства меры, склонной к тщеславию и высокомерию. Весьма высоки притязания ребенка на любовь родителей (особенно матери) и собственную значимость в семье. Мать зачастую воспринимается ребенком как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая. По отношению к ней ребенок испытывает смешанные чувства: с одной стороны, ориентация на мать, а с другой — сильная эмоциональная реакция на нее, неудовлетворенность отношениями с ней, ощущение беззащитности и зависимости от нее. Дети не уверены в себе и испытывают чувство вины по отношению к близким. Детские взаимоотношения — остроконфликтные (стремление заслужить любовь и уважение матери, будь это соперничество или соревнование). Как правило, старший ребенок обращен в прошлое, в то время как младший — в будущее. Исключение составляет обратная направленность (младший — в прошлое, старший — в будущее): старший ребенок ставится в пример младшему, который в прошлом был центром внимания и, взрослея, с великим трудом расстается с таким положением, а новые способы удовлетворения своих потребностей во внимании и любви со стороны матери еще не выработаны.

Обсуждение результатов

Экспериментальное исследование показало формирование достаточно надежной привязанности ребенка к матери в раннем детстве в большинстве рассмотренных случаев (одного или обоих детей). Однако при этом нельзя говорить о том, что снимаются проблемы развития ребенка в более старшем возрасте. В процессе взросления ребенка на него оказывают влияние различные факторы. В данном исследовании были учтены некоторые из них:
появление нового члена в семье (брата или сестры);
взаимоотношения младшего со старшим (соперничество, конкуренция);
дети разного пола, характер отношений детей с родителями (преемственность стиля воспитания и привязанности прародителей);
роль матери (избирательность в отношениях с детьми или ее отсутствие, критичность самой матери к собственному поведению). В 4 % рассмотренных случаев сложившаяся в раннем возрасте надежная привязанность ребенка к матери сохранилась и в младшем подростковом возрасте. В остальных случаях (96 %) в младшем подростковом возрасте — ненадежный тип привязанности ребенка к матери, который можно рассматривать как сохранившийся либо как приобретенный.
Полученные данные позволяют сделать некоторые выводы.
Привязанность ребенка к матери с возрастом претерпевает изменения. Травмирующим фактором может стать появление нового члена в семье, так как в этот период ребенок переосмысливает (сознательно в более старшем возрасте либо бессознательно) свое отношение к миру в целом и собственному ближайшему окружению, главным образом к матери. При неподготовленности ребенка последствия могут стать весьма неблагоприятными для него самого и его семьи, Правда, одной подготовленности тоже недостаточно, необходимо включение ребенка в уход за младшим, а также постоянное подкрепление собственной значимости и уверенности в том, что он любим матерью, в любом возрасте.
Нельзя констатировать перенос надежной привязанности из раннего возраста в младший подростковый возраст без изменений. Надежная привязанность ребенка к матери, сформированная в раннем детстве, предопределяет определенного рода отношение ребенка к самому себе в будущем, закладывает в сознании ребенка базовые установки, чувства уверенности и доверия к окружающему миру. В дальнейшем, при соответствующем отношении и воспитании ребенка матерью, эти чувства сохранятся, окрепнут и благоприятно скажутся на образе себя ребенка.
Ненадежный тип привязанности ребенка к матери, сформировавшийся в раннем детстве, не дает ребенку чувства уверенности и безопасного доверия к окружающему миру в более старшем возрасте. Мир воспринимается ребенком как угрожающий, недоброжелательный. Амбивалентность испытываемых чувств к матери мешает ему хорошо относиться к самому себе и обрекает на постоянные поиски подтверждения своей любимости и ценности для матери. Это весьма пагубно сказывается на девочках, особенно в семьях с разнополыми детьми.
Прослеживается определенная связь между тем, как оценивает свою привязанность к ребенку мать, и тем, что она реально демонстрирует в общении с ребенком (по мнению самого ребенка). Заметно явное несоответствие между истинной привязанностью матери к ребенку (то; как она сама это оценивает) и тем, как это воспринимает ребенок (объект привязанности). В связи с этим возникает вопрос о формах и проявлениях демонстрации матерью своей привязанности к ребенку так, чтобы это было доступно для адекватного понимания ребенка. Несмотря на то, что мать говорила о равной привязанности к обоим детям, исследование показало ее предпочтительное отношение к кому-либо одному (32 % — половина мальчики и половина девочки). В результате менее предпочитаемый ребенок это по-своему переживал и ощущал некоторый дискомфорт в отношениях с матерью, что, несомненно, скажется на его образе себя и отношениях с другим ребенком (конфликтное поведение, ревность, страхи, тревоги, неуверенность в себе и т. д.).
Тяготение или предпочтительное отношение матери к кому-либо из детей может быть связано, по данным анкетирования и рисуночных методов, либо с похожестью ребенка на саму мать (по характеру или по положению в семье), либо с олицетворением ребенком желаний и стремлений самой матери, которые не реализовались в ее собственной жизни (ребенок — маленькая личность, которую необходимо направлять и целенаправленно воспитывать).
Следует отметить такой важный момент, как трансляция опыта привязанности из поколения в поколение (привязанность матери к своей собственной матери в прошлом и сейчас). Исследование показало, что присутствует перенос отношений привязанности с родительской семьи на свою. Если мать отмечает привязанность к собственной матери, которая с годами крепнет, то это будет отмечаться и в отношениях с собственными детьми. В том случае, если осознание факта привязанности матери к своей матери происходит только сейчас, предположительно будет проекция подобных отношений и на ее семью, где есть расхождение между реально демонстрируемым (матерью) и воспринимаемым (ребенком), т. е. мать старается проявить свою привязанность к детям на том уровне, который будет им доступен для понимания только много лет спустя.
Отношения ребенка с матерью могут рассматриваться как конфликтные (чаще дочери и матери), когда мать воспринимается ребенком как отвергающая и нелюбящая. Трудности во взаимоотношениях с другим ребенком могут быть спровоцированы конфликтными отношениями с матерью, вызванными предпочтением матерью другого ребенка, соперничеством с матерью, желанием занять ее место (у девочек подобное поведение может быть не только в связи с отношениями с другим ребенком, но и с отцом). Подобную картину можно было увидеть в 20 % случаев.
Итак, привязанность ребенка к матери, сформированная в раннем детстве, оказывает положительное воздействие на все последующее развитие ребенка. Главным образом это влияет на принятие ребенком самого себя, что является одной из основополагающих характеристик образа себя (Я). У ребенка формируется адекватная самооценка своих способностей и возможностей. В семейной ситуации развития ребенок занимает место, соответствующее его притязаниям и представлениям о желаемом. Принятие ребенком себя развивается под влиянием отношения к нему матери и тех способов, с помощью которых она транслирует ему свое отношение.
В заключение необходимо отметить, что из всех рассмотренных случаев только в одном можно говорить о наличии надежной привязанности ребенка младшего подросткового возраста к матери, которая не изменилась со временем.

Выводы

Сформировавшаяся в раннем детстве привязанность ребенка к матери не является определяющей в развитии ребенка в младшем подростковом возрасте. В процессе взросления на ребенка оказывают влияние различные факторы (появление нового члена в семье, взаимоотношения младшего со старшим, характер отношений детей с родителями, роль матери). Без подкрепления с помощью поведения матери сформировавшейся у ребенка в раннем детстве привязанности в ходе дальнейшего становления и развития образа себя изменения в отношении ребенка к самому себе могут быть непредсказуемыми.
Ненадежная привязанность ребенка к матери, возникшая в раннем детстве, неблагоприятно сказывается на образе себя ребенка младшего подросткового возраста (тревожность, страхи, неудовлетворенность своим положением, отсутствие уверенности в себе и безопасного доверия к окружающему миру).
Сформированная в раннем детстве надежная привязанность ребенка к матери благоприятно сказывается на образе себя ребенка младшего подросткового возраста (доверие к окружающему миру и уверенность в себе, положительное отношение к себе, принятие себя).

 

Информация об авторах

Покатаева М.Б., аспирант Института человека РАН

Метрики

Просмотров

Всего: 1923
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 799
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0