Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Ритуал как средство формирования произвольности действий 934Сулейманян А.Г. АннотацияАвтор доказывает, что форма и содержание мифологизированной игры обеспечивают хорошие возможности овладения произвольными движениями через подражание. Сам факт участия в мифологизированной игре подразумевает подражание, ребенок побуждается самой атмосферой игры повторять образ действия другого. Словесная инструкция взрослого облегчает перенос усвоенного действия в новые, измененные условия деятельности. Рубрика: Междисциплинарные исследования Фрагмент статьи
Проблема ритуала, связи мифа и ритуала в течение нескольких последних десятилетий в отечественной психологии почти не исследовалась. Традиции Потебни, Веселовского, Проппа были практически прерваны. Поэтому перед современными психологической и педагогической науками стоит задача попытаться определить суть ритуала вообще, «его (пользуясь платоновским языком) идею как тот предел бесконечно возрастающего становления, к которому данное явление стремится, и роль, которую играет ритуал в самом широком контексте (духовном, культурно-историческом, биолого-антропологическом) и в самых интенсивных и глубинных жизненных ситуациях, к разрешению которых направлен ритуал» [14, с. 8]. Сложность исследования проблемы ритуала состоит в том, что в советской науке начиная с 20—30-х гг. получила распространение и утвердилась как официальная и, следовательно, практически монопольная вульгарно-социологическая оценочная трактовка ритуала или как результата «обмана и надувательства», или как свидетельства невежества, мракобесия, дикости. Подобная трактовка должна расцениваться решительно отрицательно. «В историко-социальной перспективе ее генеалогия — в синтезе худших сторон бездуховного «просветительства», обывательской точки зрения, ставящей под сомнение онтологичность духовных ценностей и, в частности, видящей в ритуале, иногда даже ценящей в нем только внешнюю сторону (пример, замечательно иллюстрирующий это положение, — посещение горбачевской и ельцинской администрациями богослужений. — А.С.) и не предполагающей в нем более глубоких и актуальных смыслов» [14, с. 8]. Нельзя сказать, что такое отношение к сути ритуала и его роли — удел уже перевернутой страницы книги психологической науки. Поэтому, на наш взгляд, предваряя психологический анализ сути и функции ритуала, не будет лишним обращение к более широкому кругу вопросов, связанных с ритуалом, с тем чтобы в общих чертах описать отношение к ритуалу тех, кто находится внутри данной ритуальной традиции и для кого в ритуале концентрируются высшие ценности этой традиции, а сам ритуал переживается как непосредственная данность, актуализирующая глубинные смыслы существования. Это необходимо, так как, только уяснив психологический смысл ритуала вообще, можно перейти к вопросу о применимости тех или иных конкретных ритуальных элементов к развитию произвольности действий в «школе мифотворчества». Литература
Статьи по теме
Междисциплинарные исследования, Психология личности | Мосечкин И.Н. Дистанционное психическое насилие: перспективы совершенствования уголовного законодательства Междисциплинарные исследования | Бахиркин М.В., Лукин В.Н. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|