Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8857Новости 1769Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Принципы и технология формирования групп для совместной учебной работы школьников в классе 1017

Божович Е.Д.
доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, Психологический институт им. Л.Г.Щукиной Российской академии образования, Москва, Россия
e-mail: elenabozhovich@inbox.ru

Питанова М.Е.
психолог НОУ "Гимназия "ДИКТАТ", г. Заречный Пензенской обл.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сообщение первое

В настоящее время не только активно внедряются в практику экспериментальные психодидактические системы, но и традиционное обучение претерпевает серьезные изменения. Можно выделить в этих изменениях два главных направления:

  1. включение в традиционную педагогическую практику элементов экспериментальных систем обучения, в частности поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их школа); проблемного обучения (А. М. Матюшкин, М.И. Махмутов); диалогических форм обучения (В.С. Библер и его школа); создания образовательных сред (В.В. Рубцов);
  2. разработка учителями авторских программ, заданий и поиск новых методов и форм обучения, адекватных потребностям, возрастным особенностям детей и задаче развития ребенка, в частности его умения сотрудничать со сверстниками на уроке.

Изменения второго типа в школьной практике не имеют строго научной основы, но происходят под влиянием науки. Так, широкое распространение получили групповые Оли, работы Учащихся на уроке.

Однако педагог-практик, как правило, недостаточно осведомлен о научных разработках и исследованиях этой формы работы. Поэтому педагогические пробы учителей далеко не всегда приводят к желаемому результату. Между тем в психологии обозначен целый ряд вопросов, без решения которых эффективность данной формы учебной работы не может быть оценена, а механизмы взаимодействия детей поняты. Основные из этих вопросов таковы:

  1. Как групповые формы работы влияют на развитие мышления и познавательной активности школьников?[1]
  2. Изменяется ли эмоциональное отношение детей к обучению в результате групповых форм работы?
  3. Может ли измениться социометрический статус ученика в классе при участии его в групповой работе?
  4. Как различается совместная деятельность детей в группе при решении обычных (типовых) задач и задач-проблем?
  5. По каким принципам (кроме подбора учеников по показателям уровня интеллекта) должны формироваться группы?

Этот ряд вопросов может быть продолжен. В мировой психологии по каждому из них ведутся исследования. Некоторых вопросов мы коснемся далее в тексте статьи. Но соотнести их довольно трудно исходные позиции исследователей существенно разнятся.

Наше исследование посвящено последнему из обозначенных здесь вопросов, но поиск его решения связан с некоторыми аспектами остальных вопросов.

Прежде чем изложить свою позицию и ход исследования, кратко остановимся на имеющихся в психологии подходах к проблемам содержания и организации групповых форм работы в классе.



[1] Наиболее активно исследуются изменения интеллекта учащихся, но не мышления как продуктивного процесса.

Литература
  1. Балл Г. А., Довгялло A. M., Ткаченко Г. И. Адаптивная обучающая машина широкого назначения. М., 1967.
  2. Библер B. C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1985.
  3. Божович Е. Д. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических заданий // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. М., 1995.
  4. Божович Е. Д. Негативные стереотипы учебного опыта и возможности их преодоления // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. М., 1995.
  5. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1976. Т.1.
  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1982.
  7. Замков Л. В. О начальном обучении. М., 1963.
  8. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред.Л.В. Занкова, М. В. Зверевой. М., 1973.
  9. Калмыкова З. И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся // Вопросы психологии. 1961. № 2.
  10. Калмыкова 3. И. Проблемы диагностики умственного развития учащихся.М., 1975.
  11. Ковалевская Е. В. Проблемное обучение: подход, метод, система. М., 2000.
  12. Коломинский Я. Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977.
  13. Панда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. М., 1966.
  14. Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у школьников. Кишинев, 1983.
  15. Матис Т. А. Психологические особенности организации совместной учебной деятельности школьников //Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред.В.В. Давыдова. М., 1977.
  16. Матюшкин A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  17. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.
  18. Менчинская Н. А. Индивидуальные различия школьников в процессе усвоения знаний // Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьников. М., 1989.
  19. Питанова М. Е. Психологическое обоснование алгоритма проведения уроков адресного типа: Дипломная работа. Пенза: ПГПИ, 1993.
  20. Поливанова Н. И., Ривина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование.1996. № 2.
  21. Полуянов Ю. А. Развитие взаимопонимания между детьми в учебной деятельности // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности: Сб. научных трудов. М., 1983.
  22. Программированное обучение: Пер.с англ. /Сост. И. Д. Ладанов М., 1966
  23. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж.1996.
  24. Тараканова Т. К. Индивидуализация обучения в процессе проблемного изучения предметного материала // Вопросы психологии. 1974. № 5.
  25. Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
  26. Учет индивидуальных особенностей учащихся при построении обучающих программ и проведении программированного обучения / Под ред.Ю.П. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М..1969.
  27. Цукерман Г. А. Формы учебной кооперации в работе младших школьников// Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М.,1983.
  28. Юдина О. И., Граник Г.Г. О некоторых способах динамической адаптации обучения на основе диагностики причин ошибок // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения. М.,1969.
  29. Якиманская И. О. Развивающее обучение. М., 1979.
  30. Doise W. La structuration cognitive d'adultes et d'enfants // Revue de Psychologie et de Sciences de la Education. 1973. № 8.
  31. Perret-Clermont A.N. Social Interaction and Cognitive Development in Children. L., 1980.
  32. Thibo J. B., Kelly H. H. The Social Psychology of Groups. N.Y., 1961.
  33. Webb E. Character and intelligence// British Journal of Psychology: Monographical Supplement. 1975. № 3.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика