Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Роль социальной работы с детьми с ранним детским аутизмом 4124Пряжникова Е.Ю. Галкина Т.Э. АннотацияВ статье представлена методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции аутичных детей. Авторы дают практические советы по оказанию помощи аутичным детям и их семьям, использованию поведенческой терапии, направленной на формирование независимости и самостоятельности ребенка в его повседневном поведении. Авторы осуществили адаптацию методик оперативного обучения в рамках традиционного российского подхода к коррекции раннего детского аутизма, способных реально помочь в адаптации аутичного человека как дома, так и за его пределами. Рубрика: Клиническая и специальная психология Фрагмент статьи
Сложившиеся в последнее время экономические и социальные условия требуют особого внимания к представителям социально незащищенных слоев населения, среди которых дети-инвалиды являются одной из наиболее уязвимых групп инвалидов. Анализ динамики развития проблемы детской инвалидности свидетельствует о том, что человечество только подходит к ясному пониманию необходимости реинтеграции детей с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в среду здоровых детей. Исключительную важность приобретает обоснование новых подходов и создание оптимальных условий для успешного развития ребенка, его воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество. Понятие «инвалидность» расценивается как биопсихосоциальная категория с реализацией конституционного права каждого ребенка на социальную защиту, на утверждение в обществе приоритета его интересов. Острота этой социальной проблемы заставляет говорить о целесообразности формирования системы как непрерывного процесса взаимодействия и взаимовлияния социальных институтов, направления их работы на социализацию, социальную адаптацию и обеспечение развития потенциальных способностей ребенка, имеющего инвалидность. Межфункциональное взаимодействие институтов социальной работы, медицины и образования обусловлено интеграцией целей и решаемых задач ради главной цели — способствовать нормальной жизнедеятельности ребенка, оптимизировать удовлетворение его потребностей. Разработка и реализация гуманистической парадигмы специальных разделов педагогики, медицины и социальной работы позволяют усилить внимание к таким детям, а также к требованиям современной цивилизации, к более полному удовлетворению социокультурных потребностей детей-инвалидов. Ведущее направление в этой работе — гуманизация, фундаментализация, интеграция воспитания и социальной адаптации, адекватно и современной динамике социальных отношений. В наиболее сложном положении по возможностям развития, образования и социализации находятся дети с; психическими отклонениями, к которым в первую очередь можно отнести детей с ранним детским аутизмом. Проблема раннего детского аутизма обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом детской инвалидности. Все более очевидной становится целесообразность разработки социальной помощи, в полной мере удовлетворяющей нужды и потребности как ребенка с ранним детским аутизмом, так и его семьи. Систематическая комплексная работа с данной категорией детей включает в себя адекватную социально-психолого-педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями, что помогает детям адаптироваться в обществе, обучаться в обычной школе и нередко обнаруживать одаренность в отдельных видах знаний или искусстве. По данным Института коррекционной педагогики, частота детского аутизма составляет в 15-20 случаев на 10 тыс. детского населения. Отмечается также, что частота аутизма имеет тенденцию к росту и не зависит от национального, расового и географического факторов, что подтверждает не локальный, а общечеловеческий характер этого тяжелого психического расстройства у детей. По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутическом расстройстве личности отмечаются серьезные нарушения в сфере социального взаимодействия, качественные нарушения способности к общению, ограниченные повторяющиеся стереотипные модели поведения. Литература
Статьи по теме
Клиническая психология, Специальная психология | Довжик Л.М., Бочавер К.А., Резниченко С.И., Бондарев Д.В. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|