Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9046Новости 1790Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развивающее обучение в современной школьной практике: тенденции, противоречия, перспективы 2624

Антохина В.А.
кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

За прошедшее десятилетие в образовательной системе России (как и в политической, экономической, правовой и других системах) произошли кардинальные изменения: на смену унифицированному монолиту советской школы пришло вариативное образование. Школы, учителя, родители получили закрепленное законом право на выбор программ, учебников, образовательных технологий. Одним из самых значительных явлений в современном образовании России стало распространение идей развивающего обучения. В педагогическом обиходе утвердилось понимание развивающего обучения как качественно нового типа обучения, представленного образовательными концепциями, программами, технологиями нового поколения, приоритетной целью которых является психическое и личностное развитие детей при обучении, а реализуемые в них разные подходы к развитию ребенка в процессе обучения основываются на общих исходных теоретических позициях — на идеях культурно-исторической теории Л. С. Выготского, в частности о ведущей роли обучения в психическом развитии личности, об актуальном уровне и зоне ближайшего развития ученика, об условиях эффективного влияния обучения на развитие. Прошло более десяти лет со времени перехода наиболее значимых для отечественного образования педагогических систем развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова и Л. В. Занкова в новое качество: от широкомасштабного педагогического эксперимента к массовой школьной практике. Существует настоятельная потребность в содержательном анализе процесса реализации развивающих образовательных технологий (и прежде всего систем Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова и Л. В. Занкова как получивших широкое распространение в практике школ) в изменившихся социальной и образовательной ситуациях: в осмыслении позитивных и негативных тенденций, достижений, проблем, противоречий и перспектив. Одним из существенных результатов научной разработки и реализации в школьной практике систем развивающего обучения можно считать утверждение идей развивающего обучения, которые оказывают влияние на всю систему российского образования. При любых педагогических нововведениях, действительных или мнимых, сейчас принято ссылаться на идеи Л. С. Выготского, подчеркивать проблемное построение учебных материалов, направленность на организацию учебно-поисковой деятельности детей в атмосфере учебного сотрудничества и сотворчества учителя и школьников. Еще недавно административная оценка успешности педагогической деятельности школьного учителя включала главным образом и прежде всего сведения о проценте успеваемости. Сейчас в официальных документах декларируется, что смысл профессиональной деятельности учителя видится в создании условий, благоприятных для проявления и развития личностного потенциала учащихся. Показательным в этом смысле представляется следующий факт: в последние годы при самоанализе уроков, в частности уроков русского языка в начальных классах, проводимых в рамках конкурса «Учитель года», участники конкурса настойчиво подчеркивают деятельностную логику построения представленного урока, направленность на формирование у младших школьников структурных компонентов учебно-познавательной деятельности как формы развития детей. Другое дело, какое содержание в действительности вкладывается в эти понятия. Но несомненно, что в общественном и педагогическом сознании происходит смена приоритетов, что идеи развивающего обучения вошли в российское образование.

Литература
  1. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  3. Дусавицкий А. К. Развивающее обучение: зона актуального и ближайшего развития // Начальная школа. 1999. № 7.
  4. Занков Л. В. К вопросу о соотношении обучения и развития // Психологическая наука и образование. 1996. № 4.
  5. Чуракова Р. Г. Дидактическая система Л. В. Занкова: Диалоги с оппонентом и сторонником. Самара, 2001.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика