Психологические типы учителей и учащихся

2679

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Кондратьев С.В. Психологические типы учителей и учащихся // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 3.

Фрагмент статьи

Особенности развития социальной сущности человека в условиях школьной системы образования, как известно, во многом детерминированы психологическими особенностями педагогов и учащихся. Среди таких особенностей можно выделить психологические типы. Их реализация затрагивает типологический аспект обучения.

В зависимости от них строится деятельность отдельных учителей и учащихся, определяется своеобразие этих деятельностей. Так, например, психологический тип педагога может влиять на технологию и методику преподавания (или научения) конкретного предмета. Согласно ему вырабатывается профессиональный стиль деятельности конкретных учителей. Через психологический тип мы можем рассматривать предметные методики (методика математики, методика литературы и др.) в опыте работы отдельных педагогов. Психологический тип учащихся также играет важную роль в организации обучения.

В зависимости от него можно рассматривать эффективность учебной деятельности, усвоение учебного материала и т. д. Таким образом, его можно использовать при создании гомогенных групп обучаемых, комплектовании учебных классов по отдельным периодам обучения и т. д. Все это заставляет посмотреть на психологические типы педагогов и учащихся как на одну из актуальных психолого-педагогических проблем, а построение соответствующих психологических типологий вынести в качестве задач отдельных психологических исследований.

Говоря о типологизации, следует иметь в виду, что в отечественной психологии при рассмотрении психических особенностей человека акцент зачастую делается не на принцип типического, а на принцип индивидуального. В этом отношении достаточно широко исследуется проблема индивидуальных различий. Диалектика соотношения типичного и индивидуального, разрабатываемая в отечественной философии и психологии, позволяет объединить две тенденции — индивидуализацию и типологизацию (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Н. Д. Левитов, Р. К. Мертон и др.). В этом случае типичное выступает как необходимое содержание индивидуальности личности и находит свое отражение среди прочего в разработке индивидуальных стилей деятельности (Е. А. Климов, B. C. Мерлин, Е. Я. Михитарьянц и др.). Характеристики такого стиля рассматриваются как иерархически структурированные образования, обеспечивающие целостность. Становление индивидуального стиля осуществляется в процессе выполнения деятельности путем подбора системы индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешную реализацию поставленных человеком задач.

Литература

  1. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969.
  2. Кондратьев С. В. Психология персонифицированного обучения. Калуга, 2002.
  3. Кондратьев С. В. Изучение личностного развития учащегося. Волгоград, 2003.
  4. Кондратьева О. В. Психологические типы личности учителей как условие формирования профессионального стиля деятельности: Дис. … канд. психол. наук. Н. Новгород, 1996.
  5. Родари Дж. Грамматика фантазии: Сказки по телефону. Алма-Ата, 1982.
  6. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. Томск; М., 1997.

Информация об авторах

Кондратьев С.В., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой Волгоградского государственного института повышения квалификации работников образования

Метрики

Просмотров

Всего: 3144
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 2679
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4