Психологическая наука и образование
2003. Том 8. № 3
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологические типы учителей и учащихся
Общая информация
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Кондратьев С.В. Психологические типы учителей и учащихся // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 3.
Фрагмент статьи
Особенности развития социальной сущности человека в условиях школьной системы образования, как известно, во многом детерминированы психологическими особенностями педагогов и учащихся. Среди таких особенностей можно выделить психологические типы. Их реализация затрагивает типологический аспект обучения.
В зависимости от них строится деятельность отдельных учителей и учащихся, определяется своеобразие этих деятельностей. Так, например, психологический тип педагога может влиять на технологию и методику преподавания (или научения) конкретного предмета. Согласно ему вырабатывается профессиональный стиль деятельности конкретных учителей. Через психологический тип мы можем рассматривать предметные методики (методика математики, методика литературы и др.) в опыте работы отдельных педагогов. Психологический тип учащихся также играет важную роль в организации обучения.
В зависимости от него можно рассматривать эффективность учебной деятельности, усвоение учебного материала и т. д. Таким образом, его можно использовать при создании гомогенных групп обучаемых, комплектовании учебных классов по отдельным периодам обучения и т. д. Все это заставляет посмотреть на психологические типы педагогов и учащихся как на одну из актуальных психолого-педагогических проблем, а построение соответствующих психологических типологий вынести в качестве задач отдельных психологических исследований.
Говоря о типологизации, следует иметь в виду, что в отечественной психологии при рассмотрении психических особенностей человека акцент зачастую делается не на принцип типического, а на принцип индивидуального. В этом отношении достаточно широко исследуется проблема индивидуальных различий. Диалектика соотношения типичного и индивидуального, разрабатываемая в отечественной философии и психологии, позволяет объединить две тенденции — индивидуализацию и типологизацию (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Н. Д. Левитов, Р. К. Мертон и др.). В этом случае типичное выступает как необходимое содержание индивидуальности личности и находит свое отражение среди прочего в разработке индивидуальных стилей деятельности (Е. А. Климов, B. C. Мерлин, Е. Я. Михитарьянц и др.). Характеристики такого стиля рассматриваются как иерархически структурированные образования, обеспечивающие целостность. Становление индивидуального стиля осуществляется в процессе выполнения деятельности путем подбора системы индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешную реализацию поставленных человеком задач.
Литература
- Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969.
- Кондратьев С. В. Психология персонифицированного обучения. Калуга, 2002.
- Кондратьев С. В. Изучение личностного развития учащегося. Волгоград, 2003.
- Кондратьева О. В. Психологические типы личности учителей как условие формирования профессионального стиля деятельности: Дис. … канд. психол. наук. Н. Новгород, 1996.
- Родари Дж. Грамматика фантазии: Сказки по телефону. Алма-Ата, 1982.
- Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. Томск; М., 1997.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3144
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 2679
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4