Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8536Ключевые слова 20884 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Субъективные модели групповой учебно-профессиональной задачи (на материале военных специальностей) 834

Рубцов В.В., доктор психологических наук, президент, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, rubtsovvv@mgppu.ru
Кондаков И.М., кандидат психологических наук, заведующий лабораторией математических моделей Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ikondakow@mtu-net.ru
Селиков Ю.Н., кандидат психологических наук, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Авторы изучали процессы коллективно-распределенной деятельности в воинских коллективах. Исследование проводилось в воинских частях Военно-Морского Флота России. Использовались психологические тесты, анкетирование и экспертные оценки. Было показано, что субъекты учебной деятельности строят субъективные модели, отражающие ход реализации этой деятельности. Наиболее существенным компонентом этой модели является восприятие учебного задания. Параметры субъективных моделей связаны с объективными характеристиками учебной ситуации.

Рубрика: Психология профессиональной деятельности

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В отечественной психологии различные взаимодействия в социальных группах рассматриваются в аспекте принципа деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). В соответствии с этим принципом считается, что в процессе и на базе социально значимой совместной деятельности рождается социально-психологическое единство и из номинальной группы возникает действенная социально-психологическая общность. Совместная деятельность — это, во-первых, совместные воздействия на общий предмет этой деятельности (в частности, на предмет труда), во-вторых, воздействия участников совместной деятельности друг на друга. Она имеет следующие характеристики: наличие единой цели для участников, включенных в нее, и побуждения работать вместе; объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей (и индивидов); разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками; координация индивидуальных деятельностей участников; наличие единого совокупного продукта для всех участников; наличие единого пространства и одновременно выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми [4].

Процессы социально-психологического взаимодействия включены практически во все этапы организации совместной деятельности (Г. М. Андреева, А. Л. Журавлев, Р. Л. Кричевский). В многочисленных эмпирических исследованиях выявлены основные особенности взаимодействия членов социальной группы друг с другом, в том числе основанные на межличностном восприятии и групповой идентификации [2]. При этом был сделан основной вывод: чтобы оказались возможными процессы идентификации, необходимо создание особых условий, одним из важнейших при этом является участие в совместной деятельности.

В отечественной социальной психологии разрабатываются несколько концепций социально-психологического взаимодействия, в которых процессам межличностного восприятия и групповой идентификации отводится разная роль в групповой динамике.

Так, в рамках стратометрической концепции коллектива, предложенной А. В. Петровским и его сотрудниками [6; 7], реализуется принцип деятельности, позволяющий проблемы малой социальной группы рассмотреть в системе целостных социальных связей. Согласно данной теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в коллективе взаимоотношения в коллективе образуют три качественно особые страты. Первую, основную, страту составляют отношения к содержанию совместной деятельности, прежде всего отношения мотивационного плана. Вторая включает межличностные связи, опосредствованные содержанием деятельности. В отличие от первого, предметно-мотивационного слоя элементы данной страты составляют собственно межличностные связи, специфика которых состоит в генетической и функциональной опосредствованности содержанием групповой деятельности. Непосредственные межличностные связи образуют третий слой внутригрупповой активности.

Литература
  1. Алексеев Н. А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения. Челябинск, 1995.
  2. Бодалев А. А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1985. № 2.
  3. Вопросы психологии коллектива школьников и студентов: Сб. науч. тр. КГПИ. Курск, 1972.
  4. Журавлев А. Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева, П. Н. Шихирева, Е. В. Шороховой. М., 1988.
  5. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. (Общение и возрастные особенности). Минск, 1976.
  6. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  7. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М., 1984.
  8. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных учебных действий у учащихся в процессе обучения. М., 1987.
  9. Рубцов В. В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. 1980. № 4.
  10. Рубцов В. В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. 1989. № 3.
  11. Сарычев С. В. К вопросу о социально-психологических основах стрессоустойчивости группы // Социально-психологические основы организованности коллектива школьников и студентов. Курск, 1987.
  12. Сарычев С. В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности: Дис…. канд. психол. наук. Курск, 1993.
  13. Сарычев С. В. Экспериментальное исследование надежности группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях: Сборник научных трудов памяти проф. Л. И. Уманского. Курск, 2000.
  14. Силаков А. С. Организованность группы как фактор, влияющий на динамику адекватности осознания статусной структуры индивидами с полярным статусом // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях. Курск, 2000.
  15. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова. М., 1975.
  16. Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): Дис…. д-ра психол. наук. М., 1980.
  17. Чернышев А. С. Организованность первичного коллектива в напряженных ситуациях совместной деятельности // Социально-психологические аспекты организованности первичного коллектива школьников и студентов. Курск, 1984.
  18. Чернышев А. С. Организованность как свойство совместной деятельности // Социальная психология и общественная практика. М., 1985.
  19. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика