Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Опыт воспитания старшеклассников с учетом условий и возможностей социальной инфраструктуры монопрофильного города 770Баннов И.И. АннотацияПредметом обсуждения в настоящей работе являются психолого-педагогические основания управления процессом проектирования жизненных траекторий учащихся в условиях монопрофильного города (с одним градообразующим предприятием). Предложена система воспитания старшеклассников (15—17 лет) в условиях жизни монопрофильного города. Рассматриваются психолого-педагогические особенности совместной деятельности учащихся и педагогов над созданием и реализацией проектов, направленных на решение актуальных социальных проблем города. Выделены основные этапы и предварительные результаты этой работы. Ключевые слова: социальное проектирование, воспитание, представление о будущем, старшеклассник, проектная работа, монопрофильный город Рубрика: Инновационные модели Фрагмент статьи
Предметом обсуждения в настоящей cтатье являются психолого-педагогические основания управления процессом проектирования жизненных траекторий учащихся в условиях монопрофильного города. Социальная ситуация. На современном этапе модернизации общего образования важное значение имеет определение ориентиров воспитательной работы со школьниками. Особенно остро стоит вопрос об организации системы воспитания старшеклассников. Сейчас в нашей стране происходят кардинальные изменения, связанные с переходом к новым формам общественных отношений. Вчерашнему выпускнику школы, какую бы он ни выбрал для себя профессию, необходимо предпринимать самостоятельные действия, связанные с учетом социальных и экономических условий своего жизненного пути. Проблема заключается в том, что современное многообразие этих условий еще не отражено в школьных программах. В монопрофильном городе (т. е. с одним градообразующим предприятием) проблема усугубляется тем, что старшеклассник сталкивается с ситуацией, когда спектр реалий современной жизни представлен в утрированном виде. Одни части этого спектра даны полно, а другие — слегка или совсем отсутствуют. Рассмотрим в качестве примера город Нефтеюганск Ханты-Мансийского национального округа. Он появился и вырос исключительно за счет нефтяной отрасли. Поэтому вся инфраструктура была нацелена на обеспечение добычи нефти. Отсутствие многих элементов социальной инфраструктуры людей не смущало — всегда можно было съездить на большую землю. Многие семьи несколько раз в год посещали культурные центры страны. Благо зарплата нефтяника это позволяла. Теперь многое изменилось. Люди оказались привязанными к городу. У передовой части городского сообщества появилось понимание необходимости обустройства своей малой родины. И вот тут обнаружились проблемы. Например, школы города обеспечивают достаточно хорошую подготовку по основным учебным дисциплинам. Это определяется солидной материальной базой, высокой конкуренцией среди учителей, большой целенаправленной работой органов власти и управления образованием округа и города по модернизации школы. А возможностей для продолжения образования в городе мало. Многие родители, которые сами окончили вузы, ориентируют своих детей на получение высшего образования, так как могут себе это позволить. Но ведь родительский опыт детей не убеждает. Юноши и девушки должны как-то осмыслить и пережить саму возможность будущей интеллектуальной работы. А в обыденной жизни они не сталкиваются с тем, что называется университетским духом. Только недавно появился филиал одного из сибирских вузов, а с ним и первые студенты. Даже почитать детям нечего. Развлекательная литература в магазинах представлена почти в таком же объеме, как и в столице, а книг, позволяющих осмыслить современные тенденции развития человека и общества, дающих пищу пытливому уму молодого человека, почти нет. В продолжение этой же темы другой пример. В силу сложившихся условий жители города хорошо представляют себе многообразие и значение различных профессий в нефтяной отрасли, так как часто встречаются со специалистами и на производстве, и в быту. А другие профессии представлены скупо, в основном это специальности из сферы образования, обслуживания и торговли. Столь же однобоко представлена сфера досуга и развлечений. Доминирует то, что приносит устроителям быстрый доход: кафе, массовые развлекательные мероприятия. Но, к сожалению, нет развитой выставочной и музейной деятельности, спорта, мало кружков для развития творческих способностей, не показываются современные высокохудожественные, но малоприбыльные фильмы. В результате в конце 90-х гг. среди школьников появились пивной алкоголизм, наркомания и прочие атрибуты «рыночной экономики». Благодаря достаточно высокой, по российским меркам, платежеспособности населения такие перегибы есть практически во всех сферах социальной жизни. Статьи по теме
Коноплева Е.А. Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Инновационные модели | Бортаковский А.С., Евдокимова Е.А. Синтез оптимального управления группой объектов переменного состава Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Соловьева А.Г. Театр как деятельностная технология воспитания и формирования личностных образовательных результатов |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|