Психологическая наука и образование
2004. Том 9. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Особенности социальной адаптации художественно одаренных учащихся
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальная адаптация, одаренные учащиеся, адаптация, неадаптанты
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Дубынин И.А. Особенности социальной адаптации художественно одаренных учащихся // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 1.
Полный текст
Исследователи проблемы адаптации одаренных людей в социуме (психологи, этнографы, археологи) пришли к выводу, что с самого начала становления человеческого общества возникла необходимость коллективной оценки социальной действительности, выработки единых нравственных критериев, соотнесения индивидуального и общего опыта, выражения эмоционального отношения к разным сторонам действительности. Общественный смысл искусства отчетливо выявляется уже в первобытных танцах, плясках, магических и ритуальных действиях.
Многое в социальном положении одаренного человека не способствует спокойной жизни. Н.В. Гончаренко [Гончаренко, 1991] пишет, что отношения выдающейся личности и общества, породившего ее, имеют сложный характер и не сводятся к взаимоотношению восхищенной или, наоборот, завистливой и недоброжелательной толпы и стоящего над ней героя.
Одаренные люди бывают порой одиноки в личной жизни, но крайне редко в социальном смысле, уже хотя бы потому, что сам их статус предполагает общественное признание. Хорошо известно, что нет писателя, никогда и никем не прочитанного, или художника, картины которого никто не видел, ученого, об открытии которого так никто никогда и не узнал. Разумеется, социальное признание часто опаздывает, и иногда очень надолго, но, в принципе, одаренный человек может состояться (рано или поздно) только в социуме, в среде, которая его признает или отвергает.
И все же нельзя однозначно утверждать, что человек, не адаптировавшийся в обществе, не может быть творцом. В.А. Петровский [Петровский, 1996] в своей концепции неадаптивной активности показал ограниченность представлений о человеке лишь как об адаптирующемся существе и предположил позитивный характер неадаптивности. Не- адаптивность (по В.А. Петровскому) означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования целеустремленной системы: намерения человека не совпадают с деяниями, замыслы - с воплощением, побуждения к действию - с его итогами. Это противоречие неизбежно и неустранимо, но в нем - источник динамики деятельности, ее реализации и развития. В.А. Петровский [Петровский, 1996] считает, что творчество, как научное, техническое, так и художественное, направленное на преодоление сложившихся установок, норм, традиций, непрерывное исследование пределов созидательной деятельности, расширение границ самораскрытия, является неадаптивной активностью личности. В этом неадаптивном типе активности заложено то парадоксальное сочетание риска и непредсказуемости, трагизма и успеха, которое определяет развертывание творческой судьбы личности.
Проблема социальной адаптации творческой личности имеет весьма сложный характер. Социальная адаптированность очень хорошо передается выражением «идти в ногу со временем», с окружением, т. е. быть в ладу с миром, быть реалистичным, здравомыслящим, зрелым и ответственным. Но в этом случае может возникнуть опасность подавления отдельных сторон своего «Я», своей индивидуальности, своей нестандартности в соответствии с общепринятыми нормами ближайшего социального окружения. А.Г. Маслоу пишет: «... меня тревожит, что некоторые необходимые аспекты этой адаптированности заставляют нас закрыть глаза и не замечать того, что действительно угрожает лучшей приспособленности. Я имею в виду, что расхожий здравый смысл диктует нам стараться ладить с миром вопреки, а зачастую и в ущерб ладу с нашей собственной физической, биологической и социальной реальностью. Зачастую в угоду требованиям внешнего мира мы отказываемся от своего глубинного “Я”. Обычно это не принимает форму острого конфликта, как в случае компульсивно-обессивного невроза, но меня беспокоит, что выкристаллизовавшееся в последние годы понятие “социальная адаптированность” все смелее и настойчивее призывает нас не обращать внимание на эту опасность, как и на свое внутреннее “Я”. А ведь получается так, что с точки зрения лучшей адаптированности нашими главными врагами становятся наша нежность, наши фантазии, наши эмоции, наша детскость» [3, 97-98].
Поэтому процесс адаптации должен проходить по той тонкой грани взаимодействия личности и социума, которая была бы золотой серединой, способствующей раскрытию и реализации внутреннего мира личности в социуме и развитию социума, который бы постоянно менялся, становился все более гармоничным, креативным, развивающимся, благодаря вкладу индивидуальностей.
Целью нашего исследования было изучение психологических особенностей одаренных учащихся с разным уровнем адаптированности к коллективу. Исследование основывалось на комплексном подходе и включало изучение ряда важнейших поведенческих, личностных и интеллектуальных компонентов одаренных учащихся. Измерялись следующие характеристики: уровень креативности, уровень интеллекта, социальная адаптированность и различные личностные качества учащихся. Для изучения креативности использовался тест Е. Торренса, интеллекта - культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла, самоактуализации - тест САМОАЛ, акцентуации характера - тест Х. Смишека, адаптированности личности - социометрия, тест MPl (модификация В.И. Захарова), тест Т. Лири.
Всего обследовано 30 учащихся Иркутского художественного училища в возрасте 16-19 лет. Было выдвинуто предположение, что одаренные учащиеся, имеющие разный уровень адаптированности, будут отличаться по некоторым личностным качествам.
Обследуемая выборка состояла из учащихся, имеющих творческие достижения, IQ > 120, высокие показатели по тесту Е. Торренса и отнесенных к творчески одаренным по экспертной оценке педагогов. На основе объективных критериев (реального положения в коллективе) и субъективных (удовлетворенность своим социальным статусом) одаренные учащиеся были разделены на две подгруппы, различающиеся по уровню адаптации в социуме.
При этом 50 % учащихся были отнесены к группе адаптированных учащихся, оставшиеся - к группе неадаптированных. Соответственно, первые были названы творческими адаптантами, вторые - творческими неадаптантами.
Дальнейшее исследование заключалось в описании и сравнении характеристик двух выделенных групп по различным психологическим показателям. При изучении акцентуаций характера были построены профили адаптированной и неадаптированной групп. Отмечено сходство профилей обеих групп, за исключением тревожного, дистимического и демонстративного типов акцентуаций, в большей степени выраженных у адаптированных учащихся (отличия статистически значимы при р < 0,05). Это свидетельствует о том, что при всей своей впечатлительности и ранимости такие подростки пессимистичнее смотрят на жизнь, более сконцентрированы на мрачных мыслях, что проявляется в их поведении и общении, в особенностях восприятия событий и других людей. Они более серьезны, им несвойственна излишняя активность. Вместе с тем они постоянно стремятся произвести впечатление на окружающих, привлечь к себе внимание, что может выражаться в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом такого поведения является самовосхваление - рассказы о себе или о событиях, в которых данная личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть простым фантазированием, свойственным художникам, как людям с богатым воображением.
Группа неадаптированных учащихся характеризуется наличием гипертимного, эмотивного, циклотимного и экзальтированного типов акцентуаций характера. Это позволяет охарактеризовать их как чрезвычайно чувствительных, мягкосердечных, эмоциональных натур, часто пребывающих в приподнятом настроении, которое может резко сменяться печальным и подавленным. Характерны устойчивость эмоциональных реакций, мнительность, злопамятность, обусловленные существованием застревающей акцентуации.
На рисунке приведены результаты изучения психологических особенностей личности с помощью теста MPI.
К психологическим особенностям творчески одаренных учащихся можно отнести повышенную эмоциональную чувствительность, эмоциональную неустойчивость, недостаточную уверенность в себе и конформность. Однако по некоторым показателям наблюдается заметное расхождение между группами адаптивных и неадаптивных интеллектуалов. Данные, полученные по тесту MPI, показывают отличия одаренных адаптированных и неадаптированных учащихся. Это касается таких показателей, как склонность к беспокойству, недостаточная уверенность в себе, комформизм (отличия статистически значимых при р < 0,05).
Адаптированных творческих учащихся можно характеризовать как раздражительных, вспыльчивых. Им свойственны изменчивость настроения, часто по ничтожным поводам, постоянное беспокойство, рассеянность. Они обижаются, сердятся, если им не оказывают уважения и предпочтения, испытывают большую тревогу в случае изменения внешних обстоятельств. Для них характерна робость, застенчивость, они могут терзаться чувством собственной неполноценности, послушны, зависимы, руководствуются мнением окружающих, следуют за авторитетом.
Данные, полученные по тесту самоактуализации (шкалы «ценности» и «креативности»), свидетельствуют о заниженной потребности в познании для групп неадаптированных учащихся. По-видимому, это связано с чрезмерной учебной нагрузкой учащихся, что не просто отбивает охоту учиться, а постепенно распространяется на интерес ко всему новому вообще.
Пониженный уровень самопонимания характеризует интеллектуальных неадап- тантов как людей, которые не всегда чувствительны к своим потребностям. Такие люди склонны к различным вариантам психологической защиты, иногда подменяют свои вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Многие исследователи считают, что в процессе творчества большую роль играет действие подсознательных факторов человека. Сами творческие люди часто подчеркивают, что во время создания своих произведений они «не руководят собой», не понимают, почему поступают так или иначе. Если учитывать то, что спонтанность, которая влечет за собой более легкое выражение чувств, у группы неадаптантов выше, то вполне вероятно, что в данном случае мы имеем дело с бессознательными проявлениями человеческой психики.
Представляется интересным тот факт, что уровень контактности (шкала САМОАЛ) у неадаптированных креативов выше, чем у их адаптированных сверстников. При этом контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности, а как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми. Если учитывать высокий уровень конформности у адаптантов, то можно предположить, что их общение строится на основе послушания, принятия мнения авторитета. Следовательно, адаптированность и признание социума учащимися достигаются путем подавления желаний поступать по-своему, а не в результате непонимания своих чувств и потребностей. Это так называемая вынужденная конформность. Стремление к творческому, свободному самовыражению вступает в противоречие с общепринятыми и навязываемыми нормами. В таких условиях одни учащиеся выбирают путь приспособления и попадают в разряд адаптированных, «хороших» учеников. Другая часть творческих учащихся становится в оппозицию, отказываясь принять установленные стереотипы, и классифицируется как неадаптивная. Преподаватели больше любят адаптированных, так как они более послушны и управляемы. При этом преподаватели гораздо меньше признают достижения дезадаптированных учащихся, хотя по уровню креативности те не уступают адаптированным.
Разница между учащимися - адаптанта- ми и дезадаптантами проявляется в том, что «вынужденная конформность» у первых приводит к изменениям на личностном уровне (склонность к беспокойству, неуверенность, дистимическая акцентуация и т. д.), в то время как так называемые дез- адаптанты обнаруживают гораздо более благополучную ситуацию в плане психологического развития, чем их адаптировавшиеся товарищи. Они знают, что никто не сможет навязать им свою точку зрения, заставить их поступать определенным образом, следовательно, и контактность в общении, стремление к сотрудничеству у них будут на более высоком уровне. Это находит свое подтверждение при анализе результатов по изучению стиля межличностных отношений с помощью теста Т. Лири (результаты статистически значимы при р < 0,05).
В группе адаптированных студентов преобладают следующие типы межличностных отношений: уступчивость и уверенность в себе. Это характеризует их как самодостаточных личностей, с выраженным чувством собственного достоинства, превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленное положение в группе. В то же время это тип застенчивого, легко смущающегося человека, склонного подчиняться более сильному партнеру по общению без учета ситуации.
Такая противоположность типов общения может свидетельствовать о внутреннем конфликте личности, невозможности разорваться между желанием быть признанным своим окружением и потребностью творчески самореализоваться, быть оригинальным, непохожим на других. Признание, приспособляемость среднего здравомыслящего индивида, по утверждению А.Г. Маслоу, - это «постоянный отказ от многих глубин человеческой природы» [Маслоу, 1999]. Хорошо приспособиться к миру реальности - значит принять раскол своей личности. Неадаптированные личности на это не идут, тем самым сохраняя душевное здоровье. Даже если их не принимают, они все равно оптимистично настроены и готовы к совместной деятельности: об этом свидетельствует ярко выраженный стиль межличностных отношений по типу сотрудничества.
Данные, полученные по результатам психологической диагностики, свидетельствуют о том, что та группа лиц, которая первоначально выделена как неадаптивные креативы, на самом деле является более адаптированной к окружающему миру, чем группа адаптированных креативов, обнаруживающая наиболее выраженные отклонения по перечисленным показателям. Отличительной чертой обследованных учащихся как людей творчески одаренных является потребность в творческой самореализации, блокирование которой приводит к личностным аномалиям. Половина всех креативных учащихся смогла адаптироваться к нормам и правилам учебного заведения, подавив свое стремление к творчеству и вызвав тем самым внутренние конфликты различной выраженности. Остальные 50% смогли сохранить творческую индивидуальность, но попали в разряд «изолированных» и «отверженных» учеников, т. е. неадаптантов.
Вероятно, чтобы успешно заниматься творческой деятельностью, художникам гораздо удобнее не принимать активного участия в групповой коллективной деятельности. Совместная деятельность подразумевает определенную степень согласия со стороны всех участников, а значит, потерю качественного своеобразия работы индивида. Излишний коллективизм и общительность могут только вредить им. Возможно, именно поэтому у большинства одаренных людей мало близких друзей. В этом главное отличие художественноизобразительной деятельности от других видов искусств, где, наоборот, для успешности работы требуется высокий коэффициент сплоченности и чувство коллектива (например, в музыке - умение «слушать» соседа в хоре, в сценическом мастерстве - умение «чувствовать» настроение и хорошо знать особенности характера каждого актера). Художнику все это может мешать, так как его деятельность подразумевает индивидуальное творчество.
Таким образом, проблема влияния коллектива на развитие одаренных учащихся недостаточно разработана. Адаптация одаренных детей к коллективу имеет ряд особенностей, обусловленных как объективными, так и субъективными причинами: с одной стороны, неадаптивной активностью одаренных учащихся, с другой - негативным отношением социума к одаренной личности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что социальная адаптированность может приводить к внутренним конфликтам личности, препятствовать развитию ее креативности. Для успешной адаптации одаренных детей необходимо, чтобы этот процесс носил творческий характер, связанный с конструированием социокультурного пространства и активностью личности в нем.
Литература
- Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. СПб., 1997.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1572
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 584
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0