Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8859Новости 1768Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства 990

Слободчиков И.М.
доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии, Институт психологии им. Л.С. Выготского Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
e-mail: il-grant@mail.ru

Самуйлова О.И.
директор, Россия
e-mail: samuilova@hamovniki.net

Аннотация

Рассматривается динамика развития «образа Я» в онтогенезе как составной части «Я-концепции». Отмечаются факторы, влияющие на формирование различных сторон «образа Я». Особо рассматривается процесс формирования самооценки ребенка как следствия совокупного отношения к нему. Проводится соотносительный анализ развития «образа Я» и интеллектуального развития в дошкольном возрасте.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Словарное издание «Психология» (М., 1990) трактует понятие «образа Я» (как составную часть «Я-концепции») так: «...установка по отношению к самому себе...», с включением таких компонентов, как когнитивный образ своих качеств, способностей и т.д.; эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение; оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать самоуважение. Вообще, понятие «образ» представляет собой в одном из вариантов определения субъективную картину фрагментов мира, включающую, прежде всего, самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

«Образ Я» есть постепенно формирующееся представление о себе, собственных характеристиках, своем месте в социальном мире. Данное представление развивается как результат созревания когнитивных структур, параллельное на этой основе формирование комплексов эмоций, по сути стереотипных, или, лучше сказать, стандартизированных, эмоциональных реакций.

В процессе развития «образа Я» может быть выделена собственная динамика.

Первый этап зарождение «образа Я» на основе представления «обо мне» и отношения «ко мне» других. На этом этапе не столь важна оценочная сторона (положительная — отрицательная), сколь собственно отношение в смысле «восприятие». Результатом этого является возникновение устойчивого паттерна-знания «Я есть»: существую как какое-то целое, единое, живое, занимающее место в мире, включенное в систему отношений (последний вывод сложного порядка и оформляется позднее).

Второй этап развитие «образа Я» — накопление самой разнообразной информации о себе. Содержательная сторона описывается процессом «сборки» представления о себе (я — мальчик/девочка, сын/дочь, умею это/ не умею этого). Важным моментом выступает проявление статусно-ролевых элементов (и отчасти возникновение оценочных категорий, которые при этом ведущими еще не являются). По сути, второй этап — «технический», конструктивный.

Статьи по теме

Клиническая психология, Психология развития  |  Демидова Л.Ю., Зобнина Н.В., Дворянчиков Н.В., Введенский Г.Е., Каменсков М.Ю., Купцова Д.М.

Измененное восприятие возраста при педофилии / педофильном расстройстве

CrossRef doi:10.17759/cpse.2020090106

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика