Психологическая наука и образование
2004. Том 9. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самосознание, самооценка, Я-концепция, семилетний возраст, образ Я
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Слободчиков И.М., Самуйлова О.И. К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 1.
Фрагмент статьи
Словарное издание «Психология» (М., 1990) трактует понятие «образа Я» (как составную часть «Я-концепции») так: «...установка по отношению к самому себе...», с включением таких компонентов, как когнитивный образ своих качеств, способностей и т.д.; эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение; оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать самоуважение. Вообще, понятие «образ» представляет собой в одном из вариантов определения субъективную картину фрагментов мира, включающую, прежде всего, самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
«Образ Я» есть постепенно формирующееся представление о себе, собственных характеристиках, своем месте в социальном мире. Данное представление развивается как результат созревания когнитивных структур, параллельное на этой основе формирование комплексов эмоций, по сути стереотипных, или, лучше сказать, стандартизированных, эмоциональных реакций.
В процессе развития «образа Я» может быть выделена собственная динамика.
Первый этап — зарождение «образа Я» на основе представления «обо мне» и отношения «ко мне» других. На этом этапе не столь важна оценочная сторона (положительная — отрицательная), сколь собственно отношение в смысле «восприятие». Результатом этого является возникновение устойчивого паттерна-знания «Я есть»: существую как какое-то целое, единое, живое, занимающее место в мире, включенное в систему отношений (последний вывод сложного порядка и оформляется позднее).
Второй этап — развитие «образа Я» — накопление самой разнообразной информации о себе. Содержательная сторона описывается процессом «сборки» представления о себе (я — мальчик/девочка, сын/дочь, умею это/ не умею этого). Важным моментом выступает проявление статусно-ролевых элементов (и отчасти возникновение оценочных категорий, которые при этом ведущими еще не являются). По сути, второй этап — «технический», конструктивный.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2396
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 836
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1