К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства

836

Аннотация

Рассматривается динамика развития «образа Я» в онтогенезе как составной части «Я-концепции». Отмечаются факторы, влияющие на формирование различных сторон «образа Я». Особо рассматривается процесс формирования самооценки ребенка как следствия совокупного отношения к нему. Проводится соотносительный анализ развития «образа Я» и интеллектуального развития в дошкольном возрасте.

Общая информация

Ключевые слова: самосознание, самооценка, Я-концепция, семилетний возраст, образ Я

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Слободчиков И.М., Самуйлова О.И. К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 1.

Фрагмент статьи

Словарное издание «Психология» (М., 1990) трактует понятие «образа Я» (как составную часть «Я-концепции») так: «...установка по отношению к самому себе...», с включением таких компонентов, как когнитивный образ своих качеств, способностей и т.д.; эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение; оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать самоуважение. Вообще, понятие «образ» представляет собой в одном из вариантов определения субъективную картину фрагментов мира, включающую, прежде всего, самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

«Образ Я» есть постепенно формирующееся представление о себе, собственных характеристиках, своем месте в социальном мире. Данное представление развивается как результат созревания когнитивных структур, параллельное на этой основе формирование комплексов эмоций, по сути стереотипных, или, лучше сказать, стандартизированных, эмоциональных реакций.

В процессе развития «образа Я» может быть выделена собственная динамика.

Первый этап зарождение «образа Я» на основе представления «обо мне» и отношения «ко мне» других. На этом этапе не столь важна оценочная сторона (положительная — отрицательная), сколь собственно отношение в смысле «восприятие». Результатом этого является возникновение устойчивого паттерна-знания «Я есть»: существую как какое-то целое, единое, живое, занимающее место в мире, включенное в систему отношений (последний вывод сложного порядка и оформляется позднее).

Второй этап развитие «образа Я» — накопление самой разнообразной информации о себе. Содержательная сторона описывается процессом «сборки» представления о себе (я — мальчик/девочка, сын/дочь, умею это/ не умею этого). Важным моментом выступает проявление статусно-ролевых элементов (и отчасти возникновение оценочных категорий, которые при этом ведущими еще не являются). По сути, второй этап — «технический», конструктивный.

Информация об авторах

Слободчиков Илья Михайлович, доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии, Институт психологии им. Л.С. Выготского Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, e-mail: il-grant@mail.ru

Самуйлова Ольга Ивановна, директор, Россия, e-mail: samuilova@hamovniki.net

Метрики

Просмотров

Всего: 2396
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 836
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1