Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Психосоматические аспекты обучения и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста 1137Коновалов В.Ю. АннотацияВ статье обсуждается подход к обучению и коррекции, основанный на понимании психосоматических закономерностей детского развития. Дается описание биологических факторов, социокультурных условий и этапов формирования психосоматической функциональной системы организма как средства реализации предметной стороны деятельности. Приводится психосоматическая периодизация детского развития, обсуждаются причины его нарушения. Рассматриваются психосоматические параметры школьной зрелости, уровни психосоматического развития и способы их определения. Обсуждаются принципы психосоматической коррекции, функции психолога в организации коррекционно-развивающего пространства. Ключевые слова: психосоматическая система, соматический эталон, психосоматическая периодизация, психосоматическая коррекция, образ Я, дошкольный возраст, младший школьный возраст Рубрика: Психология развития Тип: научная статья Фрагмент статьи
Современная отечественная педагогическая психология определяет учение как развивающийся процесс усвоения индивидом исторически сформировавшихся способов деятельности. Существующие психолого-педагогические концепции описывают условия, формы и методы обучения, делающие его развивающим, и обеспечивают более высокое умственное развитие детей. В этих концепциях практически не учитывается психосоматический аспект развития ребенка. Хотя значение физического развития для оптимальной организации процесса обучения признается, все же систематического изучения психосоматических условий и факторов обучения и коррекции детей до сих пор не предпринималось. В психологии развития, нейропсихологии, возрастной физиологии и психофизиологии достаточно полно изучены и отдельно описаны разные линии детского развития, однако существует проблема их системного рассмотрения как психосоматической целостности. Современные представления о психосоматике не в полной мере отражают содержание данного понятия и поэтому не вполне подходят для практики обучения, коррекции и развития детей. Психосоматические отношения до сих пор являлись предметом изучения медицины, психоанализа и клинической психологии. Авторы, изучающие психосоматические взаимодействия, предполагают наличие нормальных соотношений между психическими и органическими процессами, но эти предположения носят в основном умозрительный характер. В статье планируется представить основные положения концепции обучения и коррекции детей, базирующейся на психосоматических закономерностях детского развития. Предлагаемая концепция имеет своей целью изучение и описание закономерностей, факторов и критериев обучения и коррекции детей, которые обусловлены развитием психики, организма и деятельности ребенка в их целостности. Литература
Статьи по теме
Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Психология развития | Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Якупова В.А. Связь теории сознания и регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте Цой Л.В., Кулагина И.Ю. Соотношение внешней мотивации и субъектной позиции в учебной деятельности младших школьников |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|