Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери 2893Авдеева Н.Н. АннотацияЦель работы – теоретический анализ исследований, выявляющих культурно-специфические особенности материнского отношения, особенности взаимодействия и характер привязанности ребенка к матери в раннем детстве. В статье излагаются основные положения и выводы теории привязанности в зарубежной психологии. Акцент сделан на социокультурном аспекте формирования надежной и ненадежной привязанности. Под этим углом зрения проводится сравнение западной и восточной моделей социализации, а также анализ отечественных исследований, касающихся материнского отношения, эмоционального взаимодействия матери с ребенком и качества привязанности ребенка к матери. Анализ отечественных исследований последнего десятилетия показывает, что на уровне тенденции прослеживаются определенные качественные характеристики материнского отношения и поведения во взаимодействии с ребенком: противоречивость, субъектно-объектная ориентация, эмоциональная амбивалентность. Подобные проявления создают условия для формирования ненадежной амбивалентной привязанности ребенка к матери. Дальнейшие исследования покажут, выступают ли выявленные тенденции факторами риска или культурно детерминированными особенностями социализации детей. Ключевые слова: материнское отношение, субъектно-объектная ориентация, привязанность, диада мать-дитя Рубрика: Психология развития Тип: научная статья Фрагмент статьи
<...> Итак, общепризнанным является представление о том, что привязанность ребенка к матери (или другому близкому взрослому) служит важнейшим приобретением младенческого возраста. Признаки привязанности обнаруживаются в следующем: объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх [3]. Привязанность имеет для младенца определенную ценность с точки зрения
безопасности и самосохранения. Безусловно, она дает ребенку чувство уверенности
при Экспериментальные исследования М. Эйнсворт с использованием теста
«Незнакомая ситуация» позволили выявить четыре типа привязанности младенца к
матери в зависимости от реакции на разлуку, степень воздействия ее на ребенка и
того, насколько легко объект привязанности может успокоить малыша после слабого
стресса: <...> Литература
Статьи по теме
Клиническая психология | Снегирева Т.В., Воликова С.В. Нарушения привязанности у подростков с несуицидальным самоповреждающим поведением Социальная психология | Красило Д.А., Красило Т.А., Залипаева А.Н. Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Психология развития | Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|